Найти в Дзене

Ленинградские воздушные пираты

Самолет, взорванный террористом в Пулково
Самолет, взорванный террористом в Пулково

Как угоняли самолеты в СССР

Как ни прискорбно угонами самолетов в наше страшное время удивить кого-либо сложно. Трудно, однако, представить себе шок, который пережили советские люди в марте 1988 года. Именно тогда попытку угона самолета предприняла семья известных музыкантов Овечкиных. В результате штурма, состоявшегося на аэродроме Вещево под Ленинградом, погибли три и пострадали более трех десятков человек. Кровавые события тех дней стали началом новой эры воздушного терроризма в нашей стране. Мало кто, однако, знает, что самолеты в СССР угоняли и до Овечкиных. Информация об этих преступлениях держалась в тайне. Засекречена она и сейчас – очень короткое время – в «нулевые» материалы реальных уголовных дел выставлялись в Музее Политической истории России. Сейчас их опять спрятали в архиве, но я все переснял в музее и… читаем до конца – там очень интересно!

Арестованный пират
Арестованный пират
Учения СОБРа
Учения СОБРа

Родина пиратов - Ленинград

Воздушное пиратство – захват самолетов с целью наживы и перелета за границу появился с развитием пассажирских перевозок. По вполне понятным причинам вся информация о подобных преступлениях в годы советской власти была строго засекречена. Тем не менее, из архивных данных явствует, что с 1970 по 1988 год попытки угонов самолетов предпринимались в СССР не менее трех десятков раз. Как ни странно, но пальма первенства здесь принадлежит Ленинграду. Даже соответствующая статья предусматривающая ответственность за захват и угон воздушных судов в уголовном кодексе появилась после событий в нашем городе. Первыми же воздушными пиратами стали…. диссиденты.

Справка про уголовное дело "Свадьба"
Справка про уголовное дело "Свадьба"
Подпись
Подпись

В конце 1960-х годов СССР стали покидать первые эмигранты, получившие разрешение на выезд в Израиль. Добиться его, однако, было не просто. Первая в Советском Союзе банда воздушных пиратов сложилась именно из представителей еврейского движения, не имевших возможности на легальных основаниях отправиться на «Святую землю». Летом 1970-году у группы, в которую на тот момент входило 12 человек, сформировался план захвата небольшого самолета, летавшего из Ленинграда в Приозерск. Все они хотели проникнуть на борт воздушного судна под видом пассажиров. На 12 человек у угонщиков был всего 1 пистолет, да и тот неисправный. В состав преступной группы входил летчик. Он и должен был сесть за штурвал воздушного судна после его захвата. Разработанный план был предельно прост – захватив самолет в Приозерске связать и выбросить летчика на аэродроме, перелететь через границу с Финляндией и попросить там политического убежища. Впрочем, ни до Финляндии, ни до Израиля враги советского режима не добрались. Среди знакомых антисоветчиков нашлись стукачи, которые рассказали о их коварных замыслах сотрудникам КГБ. Чекисты разгромили группу угонщиков еще на земле и все ее участники были осуждены к огромным срокам лишения свободы. После этого события в Уголовный Кодекс были внесены соответствующие изменения – угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления. И как оказалось – не зря. Новые случаи не заставили себя ждать.

Арсенал воздушных пиратов
Арсенал воздушных пиратов
Кастет
Кастет
Пистолет - один на всех
Пистолет - один на всех
Подпись
Подпись

Побег от сверхзверей

"Для чтения 5 минут! Командиру и экипажу самолета. Прошу вас направить самолет в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание моей просьбы сохранит вашу жизнь и мою, а за это будут отвечать те, кто вынудил меня пойти на этот поступок. В руках у меня оружие. Этот снаряд содержит более двух килограммов взрывчатки. Поэтому не пытайтесь проигнорировать мою просьбу. Я много лет испытываю на своей шкуре когти кровожадных сверхзверей, и смерть для меня не печаль, а убежище от хищников, алчущих моей жизни…".

Именно такая записка поступила 23 апреля 1973 года в кабину экипажа ТУ-104 с бортовым номером 42505. Самолет с 51 пассажиром на борту следовал из Ленинграда в Москву. На высоте девять тысяч метров один из пассажиров передал стюардессе письмо на четырех тетрадных листках с требованиями одно безумней другого. Члены экипажа, которым командовал летчик Вячеслав Янченко поняли, что имеют дело с сумасшедшим, однако, вели себя осторожно. Ведь инструкций о том, как действовать в подобных ситуациях тогда не существовало, а от взрыва могли погибнуть все пассажиры.
Позже выяснилось, что в воздушные пираты решили податься не совсем здоровый на голову гость с Украины – Иван Бидюк. В психоневрологическом диспансере по месту жительства он состоял на учете с диагнозом «сифилисофобия» и длительное время занимался исключительно написанием писем советскому руководству. Поскольку никакого ответа на свои воззвания безумец не получил, привлечь внимание он решил другим способом. Смастерил бомбу, приехал на поезде в Ленинград и купил билет на самолет в Москву.

Экипаж ТУ-104 решил сажать самолет в Пулково, тем более, что топлива до Стокгольма все равно бы не хватило. В салоне с угонщиком пытался разговаривать бортмеханик Викентий Грязнов. Он блестяще справился со своей задачей, однако, заметив, что самолет снижается преступник выглянул в иллюминатор и увидел Пулковские высоты. В ту же секунду он привел адскую машинку в действие. И Бидюк и бортмеханик Грязнов погибли на месте. Вместе с частью фюзеляжа была вырвана передняя дверь самолета.

- От взрыва сознания мы не теряли, вспоминает командир воздушного судна Вячеслав Янченко. Я пошевелил штурвал, почувствовал, что самолет управляется, и продолжал снижение. Ценой неимоверных усилий нам все-таки удалось поднять нос машины, и посадка оказалась относительно мягкой. Самолет помчался по полосе, мы выпустили тормозной парашют. Скорость падала, и носовая часть, как и положено, стала опускаться, чтобы встать на переднее колесо. Но не встала. Носовая часть опускалась все ниже. Передняя стойка, как говорят летчики, не вышла на замок. У нас не было переднего колеса! На борту 10 тонн топлива, да еще пожар... Если носовая часть с пилотской кабиной начнет скользить по бетону, по самолету ударит дополнительный сноп искр, а затем кабина начнет разрушаться. Поэтому, выждав до последнего момента, педалями я направил машину с бетонки на боковую полосу безопасности. Резкий толчок, и самолет замер, уткнувшись носом в землю. Соприкосновение с землей было ощутимым. Ни криков, ни истерики, ни обмороков не было. Пассажиры двинулись к двери, поскольку понимали, что покидать горевший внутри самолет следует без малейшего промедления. Конечно, возникла некоторая толкотня в узком проходе между рядами кресел. Но никто друг друга не сбивал, никто ни по кому не шел, не рвался вперед за счет других.

Подорвавший себя угонщик как безродный был похоронен на одном из Ленинградских кладбищ, а члены экипажа, проявившие невероятную выдержку, получили правительственные награды.

Уголовное дело
Уголовное дело
Самолет на земле
Самолет на земле
Взрыв в салоне
Взрыв в салоне
Летчик Вячеслав Янченко - Герой Советского Союза - посадил самолет, взорванный террористом
Летчик Вячеслав Янченко - Герой Советского Союза - посадил самолет, взорванный террористом

Изменники родины

Следующее громкое дело, связанное с угоном воздушного судна не заставило себя ждать. Его фигурантами снова оказались диссиденты. В конце 1970-х годов братья Аренберги создали вооруженную группу, для того, чтобы угнать воздушное судно в Норвегию. Кружок новоявленных террористов возник в среде диссидентов. Антисоветская пропаганда вскружила голову Вадиму и Алексею Аренбергам. Молодые люди мечтали подарить свободу противникам советского режима, находившимся в заключении. Поскольку оба выросли в семье прославленного военного летчика в голову обоим пришел необычный план. С оружием в руках они хотели захватить самолет и потребовать освобождения диссидентов Шаранского, Гинзбурга, Орлова и Слепака. После выполнения собственных требований они планировали принять «узников совести» на борт и вылететь в Осло. К участию в выполнении криминального плана Аренберги привлекли своих подруг – Крылову и Листвину и приятеля Михаила Лебедева, мечтавшего о эмиграции из СССР. К подготовке угона самолета пираты подошли ответственно и обзавелись целым арсеналом огнестрельного оружия и взрывчатки. Большую часть арсенала угонщики приобрели у «черных следопытов», промышлявших в ленинградских лесах и в то время. С гранатами, пистолетами и ножами их задержали прямо в Пулково, при попытке сесть на борт авиалайнера. Много лет спустя мечты воздушных пиратов советских лет сбылись. «Узники совести» обрели свободу, а преступники смогли покинуть Советский Союз, после огромных тюремных сроков. Оказавшись в США Вадим Аренберг стал водителем в доме престарелых. Стоило ли ради этого с гранатами пробираться на борт самолета – судите сами.

Уголовное дело
Уголовное дело
Арест в Пулково
Арест в Пулково
Арсенал
Арсенал
Тут все серьезно
Тут все серьезно
Скупили у черных копателей
Скупили у черных копателей
Все работало!
Все работало!

Об этом молчали газеты

Хроника советского пиратства

От широкой общественности в советские времена были скрыты и истории других попыток угона самолетов.

10 июля 1978 года. Захват и угон в Хельсинки самолета ТУ-134 Ленинградского Управления Гражданской Авиации, рейс Петрозаводск-Ленинград. Достигнув цели, угонщики – судимые за бродяжничество и кражи Шелудько и Загирняк в Хельсинки потребовали дозаправки самолета и вылета в Швецию, однако были задержаны и переданы СССР.

7 мая 1980 года. Попытка захвата самолета ТУ-134, следовавшего по маршруту Минск-Вильнюс-Ленинград. Ученик 9 класса Маланченко, вооружившись мелкокалиберной винтовкой «Биатлон» перелез через забор аэропорта и поднялся по трапу самолета. Юный угонщик наткнулся на дверь, запертую членами экипажа, и был задержан на месте преступления.

8 июля 1982 года. Попытка захвата самолета ТУ-154 выполнявшего рейс Мурманск-Ленинград. Угонщик – Бурдук, 1961 году рождения через стюардессу передал экипажу записку с требованием денег и вылета в Норвегию, однако был задержан охраной аэропорта.

18 ноября 1983 года. Попытка захвата самолета ТУ-134, рейс Тбилиси-Ленинград. Семеро угонщиков под угрозой взрыва потребовали изменить курс и следовать в Турцию. Самолет совершил посадку в Тбилиси и на следующий день после длительных переговоров начался штурм. Семь человек, включая двух угонщиков погибли. Все остальные – дети высокопоставленных чиновников были приговорены к смертной казни.