Когда у детей с аутизмом возникают трудности в понимании звуков и особенно в различении речевых звуков, родители могут сомневаться, связаны ли эти трудности с аутизмом или представляют собой отдельные проблемы со слуховым восприятием. Нарушение слухового восприятия (НСВ) или нарушение обработки слуховой информации (НОСИ) представляет собой сложное состояние, по которому у специалистов нет единого мнения, что характерно для большинства сенсорных расстройств.
Что представляет собой нарушение слухового восприятия?
Обычно мы упрощенно понимаем слух как функцию ушей. Но на самом деле мозг и нервная система выполняют огромную работу, обрабатывая слуховую информацию и интерпретируя звуки, но эти процессы часто остаются недооцененными. Это становится явным, когда ребенок, кажущийся слышащим, испытывает трудности в восприятии звуков в повседневных ситуациях.
Одна мама ребенка с нарушением слухового восприятия высказывает: "У нее нет проблем со слухом, но она не знает, что делать с тем, что она слышит."
Родители детей с аутизмом часто становятся неофициальными экспертами по нарушениям обработки сенсорной информации, так как более 90% аутичных детей проявляют атипичное сенсорное поведение (Chang et al., 2014). Если ваш мозг работает иначе, то неудивительно, что и ваше слуховое восприятие может быть атипичным.
Отличить нарушение слухового восприятия от проблем со слухом и речевыми расстройствами бывает сложно. Поэтому полезно иметь общее представление о характере этого состояния и его проявлениях, особенно если у ребенка есть особенности развития, симптомы которых могут пересекаться с НСВ.
Вопрос о том, что представляют собой нарушения слухового восприятия и как они проявляются, ранее носил название "центральное нарушение слухового восприятия", и многие медицинские специалисты предпочитают использовать этот термин. Однако официальное название этого состояния — нарушение слухового восприятия. Международные исследования указывают на то, что у 2-5% детей обнаруживаются различные формы нарушения слухового восприятия.
Обработка звуков на уровне мозга представляет собой сложный процесс, и проблемы могут возникнуть на различных этапах этого процесса. Нарушение слухового восприятия представляет собой не конкретное расстройство, а скорее группу различных функциональных нарушений. Люди с этими нарушениями часто сталкиваются с трудностями в сложных условиях прослушивания, таких как шумные обстановки.
Родители, описывая трудности своих детей в следовании устным инструкциям, часто отмечают, что их ребенок, хотя и слышит сказанное, испытывает трудности в понимании. Такие трудности не всегда правильно диагностируются и могут быть путаны с другими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или речевые нарушения.
Для диагностики нарушения слухового восприятия требуется консультация не только с аудиологом, но и с логопедом, специальным педагогом, неврологом и другими специалистами. С учетом того, что аутичные дети обычно консультируются у различных специалистов, родителям стоит обращать внимание на следующие признаки:
1. Ребенок часто просит повторить сказанное, переспрашивает, несмотря на наличие других проблем со слухом.
2. У него трудности с запоминанием имен, стихов и слов песен.
3. Сложности в следовании за устной речью, компенсируя это увеличенным вниманием к визуальным подсказкам или мимике.
4. Рассеянность, описываемая педагогами как "не слушает".
5. Неправильное произношение слов и звуков речи.
6. Затруднения в блокировании фонового шума.
7. Трудности в следовании устным инструкциям, особенно если они включают множество шагов.
Взрослые в спектре аутизма, сталкиваясь с нарушением слухового восприятия, описывают свой опыт как трудность в восприятии устной речи, особенно в шумных средах. Некоторые представители спектра аутизма сравнивают этот опыт с тем, как говорят в старом комиксе про Чарли Брауна, где звуки речи воспринимаются как размытые и искаженные.
В условиях пандемии, где ношение масок дополнительно затрудняет восприятие речи, взрослые в спектре аутизма выражают усталость и фрустрацию от трудностей в общении. Окружающие должны осознавать, что это не связано с интеллектом или желанием общения, и оказывать больше понимания.
Важно наблюдать за поведением детей и обращать внимание на их отношение к звукам и устной коммуникации, поскольку это может помочь выявить возможные особенности в слуховом восприятии.
Как связано нарушение слухового восприятия с аутизмом?
Аутизм часто сопровождается проблемами в области коммуникации и трудностями в социальных ситуациях. Поэтому понимание того, что у аутичных детей могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и другой звуковой информацией, может представлять определенные трудности.
У детей с нарушением слухового восприятия наблюдается быстрая усталость при прослушивании чужой речи. Попытки следовать за разговором могут стать источником истощения, и ребенок, вероятно, будет избегать подобных ситуаций, что в конечном итоге может уменьшить его возможности для тренировки речи. Это может создать впечатление, что аутичные дети отчуждены и неинтересны к социальным взаимодействиям и общению.
Взрослые, находящиеся в спектре аутизма, сообщают о сложности фильтрации сенсорных стимулов, особенно в шумных средах, таких как многолюдные рестораны. Во время разговора множество факторов, таких как звон телефона, разговор слишком быстро или жевание жвачки, может вызвать перегрузку у этих людей. В результате они могут стремиться к одиночеству, где можно избежать таких нагрузок.
Среди сенсорных проблем, связанных с аутизмом, нарушения зрительного восприятия, повышенная тактильная чувствительность и нарушения слухового восприятия являются наиболее распространенными у детей. Исследование также указывает на связь между уровнем сенсорных проблем и выраженностью симптомов аутизма. Например, повышенная слуховая и тактильная чувствительность у ребенка может предвидеть возможное диагностирование аутизма.
Возникает вопрос о том, связаны ли трудности со слуховым восприятием с тем, что аутичные дети обычно лучше воспринимают визуальную информацию. Если усвоение устных инструкций представляется трудным и утомительным, то предпочтение визуальному восприятию может быть более привлекательным вариантом.
Интересным является также взаимодействие между аутизмом и нарушением слухового восприятия в контексте ушных инфекций. Исследования показывают, что у детей, страдавших отитом среднего уха, могут возникнуть определенные нарушения слухового восприятия Аутичные дети, часто подверженные аномалиям в иммунной системе, более склонны к инфекционным заболеваниям, включая инфекции уха, в раннем детстве.
Хотя требуются дополнительные исследования, чтобы полностью понять взаимосвязь между аутизмом и нарушением слухового восприятия, уже ясно, что специалисты в области слуха должны более внимательно изучать работу с аутичными детьми, учитывая особенности симптомов аутизма и нарушения слухового восприятия.
Чтобы помочь детям с нарушением слухового восприятия лучше справляться в шумных ситуациях, можно предпринять следующие шаги:
1. Уменьшайте фоновый шум и улучшайте акустику в помещении, чтобы обеспечить более комфортные условия для детей с нарушением слухового восприятия.
2. Используйте короткие и четкие предложения в тихой обстановке, чтобы облегчить восприятие информации.
3. Воспользуйтесь визуальными таймерами, подсказками, напоминаниями, письменным текстом и другими визуальными средствами для передачи информации, особенно если у ребенка нет проблем со зрительным восприятием.
4. Обсудите с педагогами трудности ребенка с восприятием на слух, чтобы они могли учесть их в процессе обучения.
5. Во время беседы с ребенком обращайтесь к его специальным интересам, что может помочь ему расслабиться и улучшить восприятие речи на слух.