Действия происходят в Москве.
ЦПМПК мы проходили второй раз. Первая у нас была в 5 лет. Дошкольнику нужна была логопедическая группа. Подготовка к комиссии была быстрой, пара врачей (невролога и психиатра точно помню) и вуаля, вы уже на комиссии. Пара вопросов ребенку и все. Вы с бумагой! Вообще никаких проблем.
Сейчас ребенок второклассник. В начале учебного года было установлено (специалистами), что он дислексик. То есть имеет стойкое специфическое расстройство способности к обучению. В конкретном нашем случае это махровая дисграфия, и все что связано с письмом.
Опишу весь путь, который проделали мы. Путь может быть иным. Все зависит от вашего желания получить эту «грамоту». У меня желание было!
Я, не дожидаясь направления из школы, самостоятельно начала движение в сторону комиссии.
1. Нужно попасть на прием к психиатру (запись осуществляется по телефону Центр им. Г.Е. Сухаревой). Записывают вас к психиатру по месту жительства. В нашем округе он один, запись аж на месяц вперед. Приходите к нему. Он задает кучу вопросов ребенку, а главное вам – зачем пришли? В нашем случае – я сделала убитое горем лицо и сказала – дайте нам спокойно жить 😊 Школа – высосала из нас все нервы. Ну и постаралась в красках описать нашу проблему. Психиатр явно вошел в положение и сказал – ок! И выдал нам два направления – логопед и психолог. Со словами – «пройдете их, потом снова ко мне»
2. Логопед. К нему мы попали довольно быстро. Буквально через три дня. Очень милая и приятная женщина так же встретила нас с вопросом – какого фига пришли? 😊 Я ей так же в красках описала сложившуюся ситуацию, она ребенка протестировала (он писал диктант и читал текст, после чтения его спрашивали о чем читал). Резюме – "да, дисграфик! Но на комиссии вам ничего не дадут. Детей таких сейчас много. А денег у государства не очень. Поэтому. Вам не дадут!" Я, со слезами на глазах, - «шеф! Что же делать? Все пропало!» Логопед - «хотите чтобы дали?» Я – «хочу!». Логопед – «Сделаем! Все у вас будет хорошо. Ведь ребенку нужна помощь!»
3. Психолог. Вот тут начался квест. Ближайшая запись к психологу была через месяц. Без вариантов. Ок. подходит наш день и….ребенок заболевает! Причем так, что даже под медикаментами не способен приехать к психологу. К слову, все специалисты принимают по РАЗНЫМ адресам. Я со слезами – «что же нам делать? Еще месяц ждать?» Но слава Богу, поменяли запись с каким-то ребенком, и мы потеряли еще 10 дней. У психолога ребенок проходил тест Векслера.
Наконец все, снова нужно попасть к психиатру. А значит смотри п.1 Запись мало того, что опять через месяц, так еще и наш психиатр в отпуск ушел. Ну ок, еще +1,5 месяца.
4. Психиатр. Пришли к нему, он посмотрел все заключения специалистов и сказал – ок, составлю на вас заключение к комиссии, его подпишет заведующий отделением, это примерно через две недели и мы вам позвоним и вы придете и заберете его. Дальше уже с направлением, через мос.ру запишетесь на комиссию.
Проходит две недели, мне никто не звонит. Я терпеливо жду еще неделю и….отправляюсь сама, ногами, в местный ПНД. С вопросом – какого мы столько ждем???? Подняв всех на уши оказывается, что нашу карту просто забыли отдать на подпись! После 2х часовых поисков ее по всем кабинетам – нашли, быстренько за 5 минут подписали у заведующего и отдали мне с извинениями. Вопрос – а если бы я не пришла?????
5. Запись на саму комиссии через мос.ру Ближайшая запись была еще через месяц. Слава Богу, в назначенный день мой ребенок был здоров, иначе ждать нам еще месяц.
Итого, с момента начала всей процедуры прошло чуть больше 4 месяцев, с учетом моей прыти! Нормально?
Теперь тонкости. В нашей школе, где учится ребенок, с одной стороны предложили пройти комиссию, а с другой стороны, они предложили пройти только внутреннюю комиссию, школьную, получить специалистов и никуда не ходить. Нет уж! Я прекрасно понимала в чем разница. Поэтому пошла на этот весь квест. Школа как могла вставляла палки в колеса. От школы требовалась характеристика на ребенка и его диктанты, заверенные подписью и печатями. Характеристику переписывали два раза, потому что видимо даже не читали содержание шаблона на предыдущего ребенка, только поменяли фамилию. От текста в характеристике у меня зашевелились волосы. Переписали. А вот копии диктантов, я просто выбивала из школы. Получила их прям за день до комиссии.
Но я скажу так, в принципе и без школы можно на комиссию попасть.
Так как меня предупреждали, что дислексику, во всяком случае такому как моему, пройти такую комиссию нереально, так как он шибко умный, а времени на ребенка дают 12 минут. Пара вопросов – ответил. Отлично! Не видим у вас никаких проблем – идите занимайтесь. Во всяком случае так было у наших знакомых. Они прошли весь этот путь – итог – ничего не дали. Я, начитавших в инете, как подготовиться, взяла с собой все что только можно. И предыдущее заключение. И тетради его. И конечно весь свой напор и харизму и мы поехали!
Итог. Принимали нас как родных. При участии руководства. В комиссии было 3 человека + руководитель данного подразделения (в Москве по трем адресам проходит данная процедура). Почему участвовал в процессе руководитель, пока не могу рассказать подробно, но обязательно это сделаю позже. Тестировали ребенка по полной программе. Он писал диктант. Решал примеры и задачу с краткой записью и двумя действиями. Читал текст и пересказывал. Отвечал на вопросы по общему развитию. Изучали наши тетради.
Ровно 35 минут мы находились в кабинете.
Ребенок написал диктант в своем духе, как пишет махровый дислексик.
Со всем остальным справился.
Дислесика трудно отнести к какой-либо категории. Обычно дают программу 5.1 (это ТНР – тяжелые нарушения речи) или 7.1. (ЗПР – задержка психического развития)
Конечно, получить 7.1. лучше, так как «плюшек» она дает больше, но получить ее сложнее.
Нам дали 7.1.!!! Я думаю, что, конечно, из-за того, что мы там навели «шорох» 😊
Объяснили они нам так – «нарушения письменной речи очевидны, ну он же у вас еще и не успевает за темпом на уроке (это они у нас в разговоре выяснили), поэтому ЗПР!»
Вам положен не только психолог и логопед, но и дефектолог.
Отлично! Даже лучше, чем я хотела. Я рассчитывала – хоть бы вообще дали, а тут еще и 7.1.
Комиссия мне подробно объяснила, что бояться такого заключения не надо. Решение комиссии имеет лишь РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. Что выдается оно, чтобы ребенку помочь. И хорошо, что мы это сделали (лично я это и так прекрасно понимаю), что никакой отпечаток эта бумага на ребенке не оставляет, ни в каких аттестатах не указывается и никаких диагнозов в себе не несет. Она дает право на получение ребенком БЕСПЛАТНОЙ помощи специалистов. Конечно, как эта помощь теперь будет оказываться, после получения такой бумаги, это вопрос уже второй (об этом обязательно тоже напишу).
Я понимаю родителей, которые не хотят получать эту «охранную грамоту».
Во-первых, на это нужно время (я не работаю, поэтому мне проще).
Во – вторых, определенный напор (я дама закаленная в боях за предыдущих двух детей).
В-третьих, многих пугает – «ну получим, а дальше то что??? Помощь??? Смешно!И специалистов то таких в школе нет».
Ну и самое пугающее – это ж к ПСИХИАТРУ идти! Нет уж! Мой ребенок нормальный!
Во всех этих пунктах есть доля правды. И каждый сам решает идти ему эту дорогу или нет.
Я однозначно решила идти до конца.
В нашей школе есть абсолютно все специалисты. Вот пусть и работают.
У ребенка есть официальное заключение, поэтому, наконец, учитель пересмотрит свой взгляд на проблемы ребенка. Я надеюсь на это.
Я считаю, что семья не должна в одиночестве биться над проблемой. Если есть помощь, ей надо попытаться воспользоваться. Что мы и сделали. Поэтому – пробуйте! Пытайтесь! Не бойтесь ЦПМПК!
Как будет происходить помощь – напишу обязательно.
Спасибо всем, кто дочитал.