Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🟡🇩🇪📰(+)Spiegel: «Чудовищный вопрос о геноциде» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Spiegel в статье «Чудовищный вопрос о геноциде» рассказывает, что Южная Африка выдвинула серьёзные аргументы, доказывающие, что Израиль совершает геноцид в секторе Газа. Почему у истцов есть шансы на успех в краткосрочной перспективе. И как Израиль намерен этому помешать. Уровень упоротости: умеренный 🟡

Израильские бомбардировки сектора Газа © Ариэль Шалит / AP
Израильские бомбардировки сектора Газа © Ариэль Шалит / AP

«Газа не вернется к тому, что было раньше. Мы уничтожим всё».

«Они не получат ни капли воды, ни одной батарейки, пока не покинут этот мир».

«Север Газы прекрасен как никогда. Всё взорвано и сравнено с землей, просто услада для глаз».

«Теперь у всех нас есть общая цель - стереть Газу с лица земли».

Эти заявления были сделаны израильскими министрами и высокопоставленными политиками за недели и месяцы, прошедшие с 7 октября, дня жестокого нападения ХАМАС на Израиль, в результате которого 1200 человек погибли и около 240 были похищены. Четыре заявления из десятков включены в 84-страничное заявление, которое Южная Африка подала в Международный суд (МС) в Гааге в конце декабря, раздел D: «Заявления с геноцидными намерениями против палестинского народа со стороны израильских государственных чиновников и других лиц».

Эти заявления призваны доказать, среди прочих обвинений, что Израиль совершает геноцид, ведя войну против ХАМАС в секторе Газа.

Геноцид - самое чудовищное преступление в международном уголовном праве, определяемое как намерение уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую или религиозную группу. Он был объявлен вне закона в соответствии с Конвенцией о геноциде, принятой в 1948 году в ответ на преступление Холокоста и разработанной польско-еврейским юристом Рафаэлем Лемкиным.

Теперь Израиль обвиняется в этом преступлении Южной Африкой.

Произраильские протестующие в Гааге в четверг: разве не ХАМАС совершил геноцид? © Робин Утрехт / AFP
Произраильские протестующие в Гааге в четверг: разве не ХАМАС совершил геноцид? © Робин Утрехт / AFP
Пропалестинские демонстранты в Гааге в четверг: «геноцид» как боевой термин, лозунг на демонстрациях, хэштег, использованный миллионы раз © Робин Утрехт / EPA
Пропалестинские демонстранты в Гааге в четверг: «геноцид» как боевой термин, лозунг на демонстрациях, хэштег, использованный миллионы раз © Робин Утрехт / EPA

Геноцид - это слово, которое сделало себе карьеру за три месяца войны против ХАМАС в Газе. Оно стало лозунгом на демонстрациях, хэштегом, используемым миллионы раз, кодом: каждый, кто его использует, показывает, на чьей он стороне.

Но можем ли мы, да и должны ли мы говорить о геноциде? Или, как говорит президент Израиля Исаак Херцог, «нет ничего более отвратительного и абсурдного, чем это утверждение»?

Теперь решение должен принять Международный суд.

В четверг южноафриканская делегация представит свои аргументы в обшитом деревянными панелями зале Гаагского дворца мира. Международный суд находится здесь с 1945 г. Это «главный судебный орган» ООН, а значит, и хранитель Конвенции о геноциде. Утром сторонники обеих сторон вышли на демонстрацию, защитники Израиля несут фотографии похищенных в Газу. Но внутри царит тишина, пока адвокаты излагают свои аргументы.

По сути, они основывают свои аргументы на том, что уже подробно изложено в исковом заявлении: более 20 000 погибших, большинство из которых - дети и женщины, десятки тысяч раненых, целые семьи убиты, кварталы разрушены, молитвенные дома, архивы, правительственные здания.

Но геноцид - это не просто жестокая война, в которой гибнет множество невинных людей. Решающим фактором является намерение уничтожить народ. Но как доказать такое намерение?

Южноафриканский адвокат Тембека Нгкукайтоби представит некоторые из обвинений в Гааге в четверг. Для него решающими являются заявления израильских чиновников - от премьер-министра и министров до командиров и отдельных солдат. Он перечисляет их всех. Говорится о «человеческих животных», с которыми следует обращаться как с животными, об уничтожении, мести и безжалостности. Он показывает видеозаписи с мобильных телефонов израильских солдат в Газе. Их можно увидеть: солдаты празднуют разрушение кварталов домов. Солдаты танцуют и поют: «Мы знаем наш лозунг: нет «непричастных гражданских лиц».

Доказательства «геноцидных намерений» «не просто ошеломляющие, а реально ошеломляющие», говорит южноафриканский адвокат. «Намерение уничтожить Газу продвигалось на самом высоком государственном уровне».

Палестинцы, бежавшие из северной части сектора Газа, в палатке недалеко от города Дейр-эль-Балах: целые кварталы были разрушены, целые семьи убиты © Mohammed Saber / EPA
Палестинцы, бежавшие из северной части сектора Газа, в палатке недалеко от города Дейр-эль-Балах: целые кварталы были разрушены, целые семьи убиты © Mohammed Saber / EPA

Немецкий эксперт по международному праву Кристиан Й. Тамс также подтверждает, что подстрекательство ультраправых политиков может стать тяжёлым бременем для Израиля в нынешнем судебном процессе. Он рассказал SPIEGEL, что для доказательства геноцида необходимо, чтобы определенные действия были совершены с намерением уничтожить этническую или религиозную группу. «Это может произойти, например, если члены защищаемой группы подверглись специальному нападению или если против них разжигалась атмосфера ненависти. Здесь часто важны заявления, сделанные, например, солдатами, военными лидерами или правителями».

В пятницу адвокаты, назначенные Израилем, представят свой ответ и, возможно, продемонстрируют видеозаписи массовых убийств, совершенных ХАМАС 7 октября. О том, что страна явно серьёзно относится к обвинениям, говорит состав делегации. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху также назначил израильского судью для разбирательства - в соответствии с правилами Международного суда: 87-летний Аарон Барак, бывший председатель Верховного суда. Барак считается либеральной совестью страны, авторитетом и признанным экспертом. Он также пережил Холокост.

«Конечно, никакого геноцида в Газе нет», - говорит израильский юрист Даниэль Тауб, работающий дипломатом в министерстве иностранных дел, но подчёркивает, что официально не выступает от его имени. «Это грубое искажение преступления геноцида». Почти ровно 20 лет назад он возглавлял израильскую делегацию наблюдателей на слушаниях в Международном суде, когда Генеральная Ассамблея ООН попросила суд определить, является ли израильский барьер на Западном берегу законным.

Тауб в общих чертах представляет позицию Израиля. Он утверждает, что именно ХАМАС вторгся в Израиль с намерением убить и похитить как можно больше евреев. «Я думаю, абсолютно ясно, что террористы хотели совершить геноцид». А обвинение Израиля в геноциде - это «циничная тактика», которая играет на руку террористам.

Его аргументы дают представление о том, как Израиль может защищаться: по его словам, армия эвакуировала палестинских гражданских лиц в секторе Газа через безопасные коридоры и предупреждала их по мере возможности. ХАМАС же прячется за спинами мирных жителей, что и является причиной большого числа погибших. До войны правительство разрешило палестинцам работать в Израиле, способствовало лечению в больницах и снабжало сектор Газа электричеством и водой. Как это сочетается с предполагаемым намерением уничтожить палестинцев?

Кроме того, другая сторона, вероятно, укажет на то, что Израиль разрешает поставки помощи в сектор Газа, поддерживает эвакуацию раненых и работу полевых госпиталей. Более того, Тауб утверждает, что заявления израильских политиков и знаменитостей никак не влияют на ход войны в секторе Газа. Военные принимают решения о целях и боевых действиях независимо от них.

Кроме того, по словам Тауба, Южная Африка сама защищала геноцид, например, бывшего диктатора Судана Омара аль-Башира, и поэтому не может быть авторитетной в качестве истца. Обвинение в геноциде используется в политических целях, а это вредит международному праву.

Израильские солдаты в секторе Газа в начале января: влияют ли заявления политиков на ход войны? © Израильская армия / AFP
Израильские солдаты в секторе Газа в начале января: влияют ли заявления политиков на ход войны? © Израильская армия / AFP

Так что, дело простое?

«Нет», - говорит израильский адвокат по правам человека Майкл Сфард. «Южная Африка не обязана доказывать, что Израиль совершает геноцид». По крайней мере, вначале. Это связано с тем, что страна хочет получить от суда лишь предварительное решение. Поскольку само разбирательство может занять годы, ЮАР потребовала немедленных мер - МС должен обязать Израиль прекратить все военные действия.

Для этого 17 судей простым большинством голосов должны установить, что обжалуемые действия могут подпадать под положения Конвенции о геноциде. Короче говоря, жалоба Южной Африки должна быть правдоподобной. За последнее десятилетие Международный суд ООН одиннадцать раз принимал такие временные меры, в то время как за первые 50 лет своего существования - всего десять раз.

Судьи и зрители на слушаниях южноафриканской делегации в Международном суде в четверг © Ремко де Ваал / EPA-EFE
Судьи и зрители на слушаниях южноафриканской делегации в Международном суде в четверг © Ремко де Ваал / EPA-EFE

Так произошло, например, в случае с российской агрессивной войной в 2022 году. 16 марта, менее чем через четыре недели после вторжения России в Украину, Международный суд ООН постановил, что Москва должна немедленно вывести свои войска и прекратить военные действия. Тем самым судьи поддержали срочный иск, поданный Украиной, которая обвинила Россию в нарушении Конвенции о геноциде. Суд также вынес аналогичное решение по делу, возбужденному Гамбией против Мьянмы в связи с изгнанием мусульман-рохинья.

Оба дела о геноциде поддерживаются Германией. К делу против Мьянмы Германия присоединилась только в ноябре. Однако в случае с Израилем немецкое правительство сдерживается. Министр иностранных дел Анналена Бербок заявила в среду, что не видит геноцидных намерений в войне Израиля в целях самообороны. Правительство Германии будет внимательно следить за ходом слушаний и «представит свое юридическое мнение по поводу толкования Конвенции о геноциде путем собственного вмешательства» в основное разбирательство.

Мьянма и Россия проигнорировали предварительные решения, хотя они имеют обязательную юридическую силу. Окончательного решения ни по одному из дел ещё не принято.

Так может ли Израиль также проигнорировать предварительное решение?

Премьер-министр Нетаньяху во время заседания кабинета министров в январе: сложные отношения с Международным судом © Ronen Zvulun / EPA
Премьер-министр Нетаньяху во время заседания кабинета министров в январе: сложные отношения с Международным судом © Ronen Zvulun / EPA

В 2004 году судьи постановили в юридическом заключении, подготовленном по заказу Генеральной Ассамблеи ООН, что Израиль нарушает международное право, возводя барьеры. Израиль бойкотировал судебное разбирательство и проигнорировал решение. Ничего не произошло. Но с предварительным решением Международного суда по вопросу о геноциде всё может оказаться не так просто.

«Если Израиль нарушит его, Совет Безопасности ООН может ввести санкции», - говорит Сфард. Он предполагает, что США наложат вето на это решение. Но за это, вероятно, придется заплатить высокую цену. «Представьте себе на минуту: Международный суд признает, что Израиль ведет себя так, что существует риск геноцида, и приказывает Израилю прекратить военные операции. А Израиль отказывается и продолжает действовать в Газе. Тогда в дело вмешивается Совет Безопасности ООН - и тогда администрация Байдена должна сказать: «Мы мешаем Израилю выполнять нормы международного права, хотя существует риск геноцида».

Если Израиль откажется выполнять решение Международного суда, то непосредственный репутационный ущерб для страны будет велик, говорит Сфард. В конечном счёте, будет даже иметь второстепенное значение, вынесет ли Международный суд решение в пользу Израиля в ходе основного разбирательства через много лет, что, по мнению многих экспертов, вполне вероятно.

По словам Сфарда, некоторые аргументы в иске Южной Африки даже нельзя отвергать. Южноафриканские адвокаты проделали «хорошую работу» на слушаниях в четверг, говорит он. Например, им удалось показать, что шокирующие цитаты военнослужащих и политиков об условиях в Газе - это не просто «грязные разговоры» израильских чиновников, а то, что за словами последовали дела.

«Я никогда не мог представить, что подобные заявления станут обычным делом, что ведущие политики, министры, представители СМИ и социальных сетей будут призывать к самым страшным преступлениям, включая геноцид, - и останутся совершенно безнаказанными. Это отравит политический дискурс в стране на долгие годы и сделает невозможным политическое решение конфликта с палестинцами». Поэтому вместе с рядом бывших дипломатов и учёных он написал письмо в прокуратуру, в котором призывает преследовать подобные заявления.

«Я считаю, что Израиль определенно виновен в том, что не предотвратил некоторые подстрекательские заявления. Нет никаких сомнений в том, что это нарушение Израилем Конвенции о геноциде. И я думаю, что Израилю предстоит многое объяснить в отношении того, как он вёл войну в Газе».

По словам Сфарда, можно ли оправдать в суде «геноцидные намерения» Израиля, по меньшей мере, сомнительно. Сам он не употребляет слово «геноцид».

Тем не менее, он надеется, что суд последует заявлению Южной Африки. «Я надеюсь, что разбирательство в Международном суде, независимо от окончательного юридического результата, будет способствовать быстрому прекращению огня», - говорит он. «Это не только спасет жизни многих палестинцев, которые сейчас переживают настоящую катастрофу, но и, надеюсь, приведёт к освобождению израильских заложников».

Вероятно, срочное решение ещё может быть принято в январе, поскольку срок полномочий пяти судей заканчивается 5 февраля.

А Израиль вернётся в суд 19 февраля. По поручению Генеральной Ассамблеи ООН Международный суд назначил слушания по вопросу о законности израильской оккупации и поселенческой политики на Западном берегу реки Иордан.

Автор: Юлина фон Миттельштедт. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: в случае с Израилем — классическое «Это другое!» 😏

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵