Даже тон разговора сменился у американских политиков. Так и надо делать, не зря же они не затронули эти сферы в своих санкциях против нашей страны.
Поэтому сейчас США "нажала на стоп", потому что все понимают, что будет, если вдруг российские активы будут конфискованы.
Уже достаточно долго западные политики периодически поднимают тему конфискации российских денег, размещенных в банках государств европейского союза и США. Иногда звучат даже достаточно решительные заявления, как будто окончательное решение вот-вот будет принято.
Но, вместе с тем, хотя вопрос поднимается уже долго и такие заявления периодически звучат, все же такое решение пока так и не принято.
Очень часто выражается мнение, что если бы конфискация российских денег в банках западных государств была такой мерой, осуществление которой не повлекло бы за собой для них самих серьезных последствий, но уже давно они бы это сделали.
Получается, что до сих пор западных политиков останавливают именно такие соображения, о существенном ударе по своим интересам в случае принятия такой меры.
Высокая вероятность каких же последствий останавливает США и ЕС?
Финансы
Во-первых, конечно, сильный удар по сложившейся международной финансовой системе, в которой пока еще США занимают выгодные для себя позиции.
Такая мера, как нелегитимная конфискация денежных вложений одного из государств, конечно, вызовет настороженность всех других государств, тоже имеющих вложения в западных банках.
Будет подорвана вся правовая международная база, на основе которой осуществляются финансовые операции между разными государствами.
А доля таких операций, которые проводятся через банки западных государств и от чего они имеют финансовые выгоды, очень велика.
Не получится ли так, что, опасаясь такой же конфискации по любому предлогу, другие государства начнут постепенно выводить свои капиталы из США и ЕС, перестанут со временем делать новые вложения, откажутся проводить через западные банки международные финансовые операции?
Ответные меры
Однако имеется и еще одно последствие, о котором предупреждают представители политического руководства Российской Федерации. Это ответные меры, которые могут быть очень разными. Самый напрашивающийся ответ – аналогичная мера, то есть конфискация западных капиталов в РФ, а их тоже немало.
Но ведь не исключены и другие меры. Например, в российском внешнеполитическом ведомстве уже заявили, что вполне допускается разрыв дипломатических отношений с США.
А это открывает юридический простор и для других действий по отношению к этому государству. Имеются и рычаги экономического давления.
Известно, что даже при введении санкций по отношению к РФ, западные государства не затронули те направления российского экспорта, в которых сами заинтересованы. Например, древесина. Она очень востребована в ЕС. И в РФ уже было принято решение повысить пошлину на экспорт древесины, так что цены на нее в ЕС резко выросли.
Политики в европейском союзе протестовали против этого, ссылаясь на правила МВФ. Это только один пример, что РФ располагает такими экспортными ресурсами, которые требуются для экономики западных государств. Вот, например, еще атомная промышленность.
Многие государства ЕС против введения санкций в этой сфере. А если РФ прекратит экспорт урана, столь важный в этой сфере? Это тоже должно повлечь рост цен на него и трудности в этой отрасли промышленности для ЕС и США.
Вот и после недавних очередных громких заявлений о намерении конфисковать деньги РФ, в США вдруг заговорили по-другому. Наверное, все же учли ответные заявления представителей политического руководства РФ.
И вот недавно американский чиновник из государственного департамента вдруг заявил, что окончательное решение по конфискации не принято, что этот вопрос продолжает обсуждаться. Более того, он сообщил, что решение не должно быть принято только в США, оно должно быть согласовано с другими с западными государствами, входящими в большую семерку.
Так что вопрос так и остается в неопределенном положении: давно поднимается, то звучат от западных политиков более резкие, то вдруг более спокойные заявления. Наверное, отсюда и следует, что самим США и ЕС есть чего опасаться в плане последствий от своего решения.