Найти в Дзене

Ведение налогового учета на предприятии.

Ведение налогового учета на предприятии.

Организация налогового учёта (НУ) — обязанность большинства предприятий. Он помогает вовремя сдавать налоговую отчётность и правильно рассчитывать налоговую базу.

Ведение налогового учёта в организации обязательно для компаний на любых системах налогообложения, кроме патента и НПД. Режим влияет только на характер первичных документов и налоговую отчётность.

Что такое налоговый учёт?

В статье 313 Налогового Кодекса РФ дано определение. «Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».

Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Организации рассчитывают налог на прибыль по данным налогового учета (абз. 1 ст. 313 НК РФ), который должен содержать следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

- как определяют доходы и расходы предприятия;

- как определяют долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

- какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

- как формируют сумму резервов;

- каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением сведений, которые содержатся в налоговом учёте, являются первичные учётные документы, расчёты налоговой базы, аналитические регистры. Под регистрами налогового учёта понимаются формы, в которых указываются сведения, требуемые для исчисления налога на прибыль (ст. 314 НК). Это определение касается ОСНО, но также может применяться и в отношении иных налоговых режимов. Регистры заполняются с учётом того, какие методы ведения налогового учёта выбрал налогоплательщик и указал в своей учётной политике.

На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения. Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

- наименование;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.

Как вести налоговый учет?

В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет. Организация может установить любой порядок учёта, если он не противоречит нормам и требованиям Налогового кодекса.

Существует два способа:

1. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе

бухгалтерского. Для этого нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета совпадают, а в чем они различаются. Затем нужно по возможности сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль. Однако не стоит забывать: сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если организация выбирает единый метод начисления амортизации – линейный, то величина износа по сравнению с другими методами уменьшается, а сумма налога на имущество увеличивается. Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.
2. Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.

Порядок ведения налогового учёта необходимо закрепить в учётной политике. В документы прописываются все нюансы:

- детали ведения НУ, предусмотренные законодательством;

- методы налогового учёта, которые бизнес разработал сам;

- обоснование методов и ссылки на пункты налогового законодательства, которые позволяют их применять.

В ней же нужно определить порядок раздельного налогового учёта для отдельных событий, например:

- если некоторые операции облагаются НДС, а другие от него освобождены или облагаются по ставке 0%;

- при получении финансовых инвестиций или субсидий;

- при получении авансов на производство продукции длительного цикла, когда компания выбрала момент определения налоговой базы при отгрузке;

- если операции ведутся совместно с другими организациями или в рамках концессии и доверительного управления.

Учётная политика и налоговый учёт

Учётная политика для целей налогового учёта представляет собой внутренний документ, в котором налогоплательщик закрепляет основные методы ведения налогового учёта. В ней указываются правила, по которым компания отражает свои хозяйственные операции, а также используемые формы первичных документов и регистров налогового учёта.

После разработки и утверждения учётной политики для целей налогового учета установленные в ней правила должны неукоснительно соблюдаться. Но это вовсе не означает, что учётную политику нельзя менять. Вносить изменения можно и на следующий год, и в середине текущего, но только при веских обстоятельствах. Например, если изменились нормы законодательства, налогоплательщик стал вести новые виды деятельности или новые операции и др.

Итак, подведем итог.

1. Каждое предприятие обязано разработать систему налогового учёта, чтобы корректно рассчитывать налоги и вовремя подавать налоговую отчётность.

2. Налоговый учет должен быть организован, независимо от выбранной системы налогообложения. кроме НПД и ПСН.

3. Порядок и методы налогового учёта организация определяет сама, руководствуясь требованиями закона и нормами НК РФ.