Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе представляет неочевидные причины безграмотности на письме у современных школьников.
В январе 2024 года был проведён анализ школьных письменных работ детей, которые участвуют в онлайн-программе «Тренируйся и учись» и занимаются на онлайн-уроках «Формирование письменной деятельности» в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Для анализа были взяты письменные работы обучающихся с 1 по 9 класс, чтобы определить актуальность тем по русскому языку для обучающихся всех уровней образования.
Анализ письменных работ проводил учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, эксперт по проверке экзаменационных работ по ОГЭ (русский язык) Ряскова Ольга Ивановна.
Анализ письменных работ был проведён по следующим параметрам:
моторная недостаточность при выполнении письменных работ, типичные орфографические ошибки, типичные пунктуационные ошибки, типичные ошибки, допущенные в грамматическом задании.
Анализ письменных работ показал высокую связь качества почерка с безграмотностью на письме
У детей, которые имеют выраженные проблемы с письмом, отмечается более высокий уровень безграмотности на письме, и эта связь легко объяснима.
В чём связь безграмотности на письме с моторными трудностями?
Если у ребёнка есть моторные трудности в самом акте письме, то это становится причиной отсутствия проговаривания ребёнком того, что он пишет.
В таких случаях все усилия ребёнка уходят на то, чтобы написать, и у него уже совсем нет сил на то, чтобы диктовать то, что пишет. Более того, у детей с моторными трудностями при письме можно часто наблюдать непроизвольные содружественные (сопровождающие) движения. Например, когда напрягается рука, напрягаются и мышцы артикуляционного аппарата. Такой ребёнок пишет с задержкой дыхания, в то время как способность одновременно проговаривать во время письма возможна только при хорошо автоматизированном речевом дыхании и активной работе артикуляционного аппарата.
Выше представленное описание понимания причин ошибок на письме позволяет специалистам Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе полностью отказаться от бесконечного переписывания, от работы в прописях и от каллиграфии в коррекции безграмотности письма от руки, так как это бесполезное занятие для ребёнка, у которого есть моторные трудности.
Более того, если ребёнка с моторными трудностями в письме заставлять много раз переписывать, то это может спровоцировать неврологию или полный отказ от письма у ребёнка.
Специалисты Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе обращают внимание родителей и педагогов на тот факт, что моторные трудности на письме могут определять уровень безграмотности на письме.
Внимание!
Моторные нарушения при письме от руки не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей в себя работу по развитию координации и автоматизации речевого дыхания.
По этой причине коррекционная работа с детьми, которые имеют безграмотность на письме должна быть комбинированной
Именно по такому принципу строятся уроки по формированию письменной деятельности в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
В комбинацию уроков ФПД включается отработка языковых тем, которые определены анализом ошибок на уровне слова, предложения и текста в письменных работах обучающихся всех уровней образования с 1 по 9 классы.
Типичные орфографические ошибки, допущенные в работах: правописание гласной в корне слова, проверяемой и не проверяемой ударением, непроизносимой согласной в корне слова, правописание разделительных ь и ъ, -тся и -ться в глаголах, правописание неизменяемых приставок, окончаний имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов, не с глаголами, чередование гласных о-а, е-и в корнях слов.
Типичные пунктуационные ошибки, допущенные в работах: знаки препинания при прямой речи, при однородных членах предложения, в сложном предложении.
Типичные ошибки, допущенные в грамматическом задании: морфемный (по составу) разбор слова, синтаксический разбор предложения (части речи и члены предложения), фонетический разбор слова, ударение.
Кроме того, в письменных работах нередки случаи неправильного переноса слов, несоблюдения границ в тетради, написания заглавной буквы, пропуск ь знака в конце слова, замены букв м-н, п-т, б-д.
В написании букв нет округлых элементов, неправильные верхние и нижние соединения в словах. Большая часть работ характеризуется небрежностью и неаккуратностью, есть слова, которые написаны неразборчиво, что затрудняет чтение, наличие букв разного размера, наклон букв. Дети не могут следить за строкой, она уходит вверх или вниз. В работах много исправлений и зачёркиваний.
Анализ письменных работ позволил определить 11 основных тем для проработки на уроках «Формирование письменной деятельности», которые являются базовыми для детей любого возраста: со 2 по 11 классы.
Особую трудность на протяжении всего периода обучения дети могут испытывать при определении типов речи, лексического значения слова и фразеологизмов, при смысловом анализе текста, при выразительном чтении и пересказе текста, при написании собственного текста, при употреблении орфоэпических и морфологических норм разных частей речи, при нарушении норм лексической сочетаемости (стадо зайцев), употреблении фразеологизмов.
По этой причине в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для проведения уроков по формированию письменной деятельности были выбраны следующие основные темы:
1.Типы речи
2. Морфологические нормы
3. Орфоэпические нормы и орфоэпическое чтение
4. Фразеологизмы
5. Выразительное чтение
6. Синонимы, омонимы, антонимы
По итогам письменных работ определены следующие темы для отработки навыка грамотного письма от руки:
7. Спряжение глагола
8. Правописание ь и ъ
9. Не с глаголами
10. Правописание неизменяемых приставок
11. Чередование гласных о-а, е-и в корнях слов.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе можно сделать независимый анализ письменных работ ребёнка
Цель такого анализа: выявить истинные причины безграмотности на письме и получить практические рекомендации по выходу из проблем.
Подробнее о помощи детям с трудностями в обучении, которую оказывает Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, можно узнать на сайте dyslexia.ru
Если вам нравятся материалы канала, то приглашаем подписаться на Дзен и Telegram-канал коуча, эксперта-аналитика Татьяны Гогуадзе❤️