Найти тему
Юрист Николай Попов

Почему процветает безнаказанность мошенников?

Оглавление
19 000 000 000 рублей украли у россиян мошенники по версии Сбербанка.

Вдумайтесь в это число, 19 миллиардов рублей! Эти деньги не просто исчезают, а переходят в руки преступников!

Казалось бы, что государство должно как минимум заинтересоваться этим вопросом и кинуть все силы на то, чтобы наказать мошенников. Но реальность совсем иная...

Как-то повелось с 90-х годов, что россиян системно загоняют в финансовую кабалу. Те, кто постарше, хорошо помнят обнуление счетов на сберегательных книжках, долг по которым у государства перед населением существует и поныне, составляя около 45 триллионов рублей. Помнят, как проходила приватизация народного имущества с переходом его в руки "красных" директоров и партийного руководства. Сейчас россиян радуют списанием денег через банкротство, оставляя с полным нулём на счету и единственным жильём, если таковое, конечно, есть.

Комментаторы от государства, конечно, заметят, мол, граждане "сами виноваты".

Видимо, такая логика распространяется и на мошенников.

Особенность данной категории хищений заключается в том, что граница между гражданско-правовым отношениями и преступлением очень тонка.

Например, предприниматель делает диваны на заказ. В какой-то момент у него срываются поставки материалов, которые он оплатил, в результате предприниматель не может выполнить заказ и не может вернуть деньги своим заказчикам.

Выходит, что умысла на хищение денежных средств у него не было и повода возбуждать уголовное дело тоже, вроде как, тоже нет. Хотя деньги его клиенты потеряли.

Недовольные клиенты пойдут в суд, будут пытаться взыскать с предпринимателя деньги, у него не окажется никакого имущества, и затем он всё спишет в рамках процедуры банкротства.

Это описание гражданско-правовых отношений.

Что делает мошенник?

Он также сделает пару диванов, а заказов наберёт на сто. Полученные деньги переведёт в какую-то контору (конечно, подконтрольную ему). Клиентам скажет такую же легенду, как в вышеописанном случае с честным предпринимателем. Оперировать будет такими же документами, из которых следует, что поставщики его "кинули" и рассчитаться он не может.

Две ситуации внешне абсолютно идентичны. И у предпринимателя, который попал в нехорошую ситуацию, и у мошенника всё одинаково: офис, цех, часть заказов выполнена, есть долги перед клиентами.

В чём же отличие?

Отличие в том, что предприниматель не создавал эту ситуацию, а попал в неё по жизненным обстоятельствам, и не имел умысла на хищение денежных средств, тогда как мошенник всё это создал самостоятельно, имея изначально умысел на то, чтобы "кинуть" клиентов.

Может ли полиция выявить такое отличие?

Может, вот только для этого нужно постараться. Во-первых, надо установить связь между предпринимателем и теми лицами, куда ушли деньги. В описанной мной схеме всё просто, а на самом деле таких организаций могут быть сотни. А, значит, и работы для полиции тьма.

Будет заниматься полиция этим вопросом? Да, если лицо ранее привлекалось к уголовной ответственности либо настолько оборзело, что схему сделало мало продуманной.

В остальных случаях (которых подавляющее большинство) полиция напишет, что признаков состава преступления нет, идите в суд.

Если спустя пару лет жалоб, мытарств по кабинетам вам всё-таки удастся возбудить уголовное дело, то в итоге оно будет тянуться ещё столько же. Мошенник к тому времени уже будет за границей. Поэтому по делу будет приостановка в связи с тем, что невозможно установить личности преступников.

Интерпол

Забудьте! Никто и никогда не будет заниматься частным делом, где обычного человека "кинули" на пару сотен тысяч рублей, чтобы при этом ещё и международные организации подключать.

Кроме того, Интерпол - это своего рода совещательный орган, занимающийся самыми серьёзными вопросами, к которым ваша печаль с невыполненным заказом по дивану не относится.

Выше изложена суть схемы, а дальше идут вариации.

Например, с банковскими мошенниками, которые обманывают бедных и доверчивых граждан, всё ещё хуже, так как они находятся за границей сразу же в момент преступления, поэтому сотрудники нашей полиции искать их отказываются, да и объективно искать не могут.

Что делать?

В общем и целом, меры принять можно. Мы разговаривали с депутатами Государственной Думы, чтобы ввести своего рода период мониторинга сомнительного перевода. Например, бабушке подсовывают кредитный договор на оказание ей якобы бесплатных медицинских услуг, которые по факту стоят 300 000 рублей кредитных рублей, банк по нашей идее сразу деньги не переводит, а даёт время в течение десяти дней на отказ от этой операции, оставляя деньги у себя "депозите". Пока родственники бабушки узнают обо всём этом мероприятии, можно деньги вернуть.

На деле же деньги сразу уходят в организацию мошенникам, можно прийти хоть на следующий день после перевода, сотрудники банка только разведут руками и скажут, что бабушка дала поручение, а они перевели. Банк не при делах! А от организации мошенников деньги уже не получить, так как работает схема, указанная выше.

Депутаты отнеслись без интереса к нашему предложению, сказав, что это затормозит переводы, негативно скажется на экономике, вызовет различные злоупотребления со стороны финансовых организаций...

По итогу, в финансовом мошенничестве нужно разрабатывать превентивные меры, а с мошенничеством на старый манер может справиться только качественная работа полиции.