Вчера у меня случилась очень интересная дискуссия в комментариях к одной из моих статей. Разговор зашел о том, что некоторые дети, несмотря на уровень интеллекта и способность к обучению, все равно оказываются в менее выигрышном положении, чем другие. Иными словами, в процессе обучения они могут попасть в ранг неуспевающих по независящим от них обстоятельствам.
Первая и не самая очевидная причина такого неравенства -— физиологическая. И речь не об интеллектуальных способностях. Генетическая лотерея на то и лотерея, нет большого смысла обсуждать ее. Я немного о другом — о месяце рождения. Тот, кто появился на свет в начале года, явно будет более развит, чем его ровесник, родившийся в конце. Во младенческом возрасте эта разница видна невооруженным глазом — когда первый уже учится ходить, второй только пытается держать головку. Кажется, что этот разрыв к первому классу должен исчезнуть. Но нет. Более старшие одногодки все равно остаются физически сильнее и быстрее соображают просто потому, что их мозг более зрелый.
И тут на сцену выходит так любимая многими родителями ранняя специализация в спорте и в учебе. В результате большинство детей, родившихся с августа по декабрь, фактически оказываются за бортом. Учителя и тренеры начинают считать ребят постарше более “талантливыми” и зачислять их в классы для “одаренных” или в элитные спортивные школы. В результате в будущем они действительно становятся более успешными, но не столько за счет таланта, сколько благодаря тому, что на начальном этапе им уделили больше внимания.
Это не голословные рассуждения. Вот, например, статья ученых из Кардиффского университета (Великобритания). Они изучили статистику по юным многообещающим футболистам и обнаружили, что большая их часть появилась на свет с января по март. А вот работа нидерландских ученых, выявивших, что подростки родившиеся в первую половину года, в 20 раз чаще “перепрыгивали” через класс (например, из седьмого переходили сразу в девятый). С их ноябрьско-декабрьскими сверстниками ситуация иная — они в 4 раза чаще оставались на второй год.
Есть данные о том, что у четвероклассников, родившихся в начале года, оценки на 4-12 процентов выше, чем у тех, кто появился на свет в конце года. И к восьмому классу эта ситуация практически не меняется. Преимущество в успеваемости более старших одногодок достигает от 2 до 9 процентов.
Вторая, как кажется, более очевидная причина неравенства — достаток семьи. Более обеспеченные семьи, во-первых, имеют больше ресурсов для дополнительного образования и поддержки интересов ребенка. Во-вторых, такие родители сами служат примером для своих детей. Вот, например, данные, что при равных природных способностях лишь 24 процента одаренных студентов из семей с низким достатком заканчивают колледж. Среди студентов из богатых семей этот показатель 63 процента. При этом одаренные студенты поровну присутствуют и в богатых, и в бедных семьях. Кстати, этот феномен хорошо показан в первом сезоне сериала “Бесстыжие”, где очень умный герой из маргинальной семьи, поступив в университет, довольно быстро отчисляется из него.
Еще я нашла исследование о том, что у детей в богатых и в бедных семьях по-разному развивается мозг. У богатых детей более толстая кора в теменной и височной зонах, отвечающих за зрительное восприятие и участвующих в процессах мышления, а также долговременной памяти. Оба фактора коррелируют с высокой успеваемостью и доходами родителей. Ученые подсчитали, что различия в структуре головного мозга начинаются при более чем 44-процентном разрыве в доходах семей.
Скорее всего, это связано с обстановкой, в которой растет ребенок в бедной семье. Ведь невысокие доходы родителей и бедность часто подразумевают стресс, плохое питание, недосыпание, хронические болезни, плохой доступ к медицине. А все это может влиять на отставание в развитии мозга. Так, согласно 17-летнему исследованию, у детей из бедных семей были меньше объем вещества мозга, объемы определенных подкорковых областей — гиппокампа, хвостатого тела, таламуса. Не все эти зоны напрямую отвечают за конкретную когнитивную или эмоциональную функцию, но поступающая информация должна проходить через них, чтобы достичь областей, связанных с функционированием более высокого порядка. Отсюда и могут возникать проблемы с умственным и поведенческим развитием.
Но надежда есть. Вот например, относительно недавняя работа, опубликованная в Nature. Дети из малообеспеченных семей, у которых есть богатые друзья-сверстники, с большей вероятностью будут зарабатывать больше, когда вырастут, чем те, у кого таких друзей нет. Так что среда и социальные связи определяют многое. Не только в генетике дело.