Дом трех Бенуа стал одним из крупнейших и наиболее благоустроенных зданий в Санкт-Петербурге начала XX века. Речь идет о доме, где проживал Сергей Киров и где рождалась Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.
Здание было возведено на Каменноостровском проспекте по плану трех выдающихся членов знаменитой творческой семьи - родных братьев, Альберта и Леонтия Бенуа, и их двоюродного брата, Юлия.
В начале XX века в Российской империи наблюдался значительный рост строительства доходных домов. Эти здания были предназначены для сдачи квартир в аренду и могли принадлежать как отдельным частным лицам, так и различным организациям, таким как монастыри, благотворительные общества и учебные заведения.
Планировка квартир в таких домах сильно отличалась: от небольших и скромных комнат, которые обычно занимали студенты, рабочие и другие небогатые жители Санкт-Петербурга, до просторных и элегантно обставленных апартаментов, которые предпочитали снимать более состоятельные горожане.
Одним из наиболее известных примеров таких зданий в Санкт-Петербурге является Дом трех Бенуа. Здание имеет фасады, выходящие на три улицы: Каменноостровский проспект, Кронверкская улица и Большая Пушкарская улица.
В 1910 году участок приобрело Первое Российское страховое общество. До этого он переходил из рук в руки, и построенные на нем здания не оставили заметного следа в истории города. В то время Каменноостровский проспект стал одним из наиболее престижных районов города, и лучшие архитекторы Санкт-Петербурга считали честью проектировать здания, которые там строились.
В конкурсе, организованном Первым Российским страховым обществом, участвовали известные архитекторы. Проект, представленный Н. В. Васильевым и А. И. Дмитриевым, выиграл конкурс, но по неизвестной причине, не был реализован.
Вместо этого, Л. Н., А. Н., и Ю. Ю. Бенуа, при участии А. И. Гунста, разработали и построили здание, аналогичное по планировке. В разработке плана дома участвовал и А. И. Бубырь. Их проект отличается своим решением фасадов в классическом стиле.
По некоторым слухам, здесь могла иметь место недобросовестная конкуренция. Леонтий Николаевич, будучи на тот момент влиятельной фигурой, председателем Общества архитекторов-художников, вероятно, смог убедить заказчиков в пользу своего проекта.
Строительство продолжалось с 1911 до 1914 года. По тем временам это здание было технологическим чудом, оборудованным по последнему слову техники: оно было оснащено не только водопроводом и канализацией, но также паровым отоплением, электрическими лифтами, собственной телефонной станцией, прачечной и мусоросжигающей печью.
Также в доме были снеготаялки. Дворники использовали их для растапливания снега. Снег помещали в специальные бочки, где он таял под воздействием огня.
В центре всего комплекса зданий находилась котельная. Камины были установлены в каждой из 250 квартир. Одной из особенностей того времени были каретные и гаражи для редких автомобилей. Более 100 сотрудников обслуживали этот доходный дом: кочегары, дворники, охранники и швейцары.
Въезд во внутренний двор был оформлен колоннадой из красного гангутского гранита, добывавшегося в Финляндии и пользовавшегося популярностью среди петербургских архитекторов конца XIX – начала XX веков. Этот материал использовался при отделке Литейного моста, облицовки буддийского храма в Санкт-Петербурге, магазина ювелирного дома Фаберже и здания страхового общества “Россия”.
Отделка здания с разных сторон отличается, однако есть и общие элементы. Первый и второй этаж украшены колоннами, масками и фестонами. Здание украшают декоративные вазы. Фасады дома отделаны “горшковым камнем”, привезенным из Швеции. Он не пропускает воду и слабо подвержен разрушению. Детали фасада изготовлены из того же материала.
О принадлежности здания к Первому Российскому страховому обществу напоминают статуи, расположенные на его фасаде. Они изображают бога торговли и прибыли - Меркурия - и богиню удачи - Фортуну.
Еще одной особенностью дома являются подвесные дворы. Мы их не видим, потому что проходим по ним. Под землей находились различные хозяйственные помещения, необходимые для обслуживания большого дома, а также склад для дров. Сейчас там проходят различные коммуникации.
Дом насчитывает 25 пронумерованных подъездов и 12 дворов, что в общей сложности делает его дворовое пространство самым протяженным в Санкт-Петербурге.
Проходя через арку величественного фасада и далее по длинному коридору, попадаешь в обычный петербургский двор, характерный своими многочисленными закоулками.
Со стороны внутренних дворов стены не украшены, они просто окрашены в обычную желто-бежевую краску, не представляя собой ничего выдающегося.
250 квартир в Доме трех Бенуа были от пяти до семи комнат и стоили дорого. Поэтому их арендовали в основном состоятельные люди: государственные служащие, ученые, театральные деятели и киноактеры, писатели, композиторы и архитекторы.
До революции в Доме трех Бенуа проживал писатель Михаил Чехов, брат Антона Чехова. Он издавал детский журнал “Золотое детство”, где публиковались игры, загадки и шутки для детей, а также шаблоны игрушек для самостоятельного изготовления.
После революции элита общества сменилась. В 1917 году Российское страховое общество было ликвидировано, а здание национализировано. Большинство квартиросъемщиков были вынуждены съехать. Некоторые эмигрировали, других сослали в Сибирь или отправили в Петропавловскую крепость.
Дом стал пристанищем для партийных лидеров. Среди них были Григорий Евдокимов и Григорий Зиновьев. С 1926 года и до своей смерти в 1934 году здесь жил лидер Ленинградского областного комитета Сергей Киров. Перед войной здесь жили актеры Борис Бабочкин и Николай Черкасов. После войны в доме жили многие известные люди, включая ученых, актеров, певцов и писателей.
В квартире № 5 корпуса на Большой Пушкарской жил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, где он написал первые три части своей Седьмой симфонии, известной как “Ленинградская”. В настоящее время на фасаде здания со стороны Большой Пушкарской улицы установлена памятная доска с рельефным изображением композитора, а во внутреннем дворе, который виден с Кронверской улицы, установлен его бюст.
После убийства Сергея Кирова в 1934 году начались масштабные репрессии. В течение четырех лет в Доме трех Бенуа были арестованы жильцы 55 квартир. Сейчас в доме располагается музей-квартира Кирова.
Во время блокады Ленинграда в корпусе, выходящем на Большую Пушкарскую улицу, работал старейший в городе детский сад. Он стал одним из немногих учреждений для дошкольников, которые не закрывались в годы войны.
Сейчас в доме располагаются квартиры.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: