В фильмах советских и постсоветских, а также в современных российских кино активно показывали продавцов и сделки купли-продажи. Конечно же, в разное время на экранах это выглядело по-разному. Порой различия были настолько существенными, что диву даешься, понимая: как радикально меняется наша жизнь...
Условно можно выделить такие виды сценок, связанных с продавцами и продажами, в отечественных картинах.
1. Всё официально и по-взрослому
В нашем кино разных лет, конечно же, продавцов показывали уважительно. Если это были, так сказать, правильные продавцы.
Порой они даже вольно или невольно приносили пользу в раскрытии преступлений. Так произошло, к примеру, в фильме Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить…». В нем один из подозреваемых каждый день перемещался чуть ли не на другой конец города, чтобы там… в магазине «Минеральные воды» выпить стакан сока.
Вот как тут было не заподозрить, что дело нечисто? Кагэбэшники, распутывавшие сложную цепочку преступлений, были заинтригованы.
А в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» показывали магазин, легендарно привлекавший внимание и жителей столицы, и приезжих: ГУМ. Герой Никиты Михалкова сначала шуточно рассказывал о нем туристам вместо гида, а потом вместе с другом искал в этом магазине пиджак на свадьбу.
Правда, пиджак они там не купили – оказалось дорого. Где в итоге нервный жених его приобрел – нам не рассказали. Но в ГУМе в любое время всё было дорого. И даже удивительно, что ребята вообще пошли туда за покупкой.
Впрочем, скорее всего, то была хитрая идея героя Михалкова: в одном из магазинчиков ГУМа торговала пластинками девушка, которая ему нравилась. И он использовал разные поводы, чтоб на нее посмотреть.
Официально купить свадебный пиджак пытались герои еще одного советского фильма – «Большая перемена» Алексея Коренева. Только вот особого товара в эпоху дефицита не было.
В итоге жениху с невестой пришлось обращаться к другу детства невесты... и покупка вылилась в манипулятивный рассказ о «богатом внутреннем мире» этого несчастного влюбленного.
2. Всё по-взрослому, но не очень официально… а порой и очень не
Как тут не вспомнить продавцов, не совсем чистых на руку, которых высмеивали на экране в разные годы. Особенно в советское время.
Вспомним хотя бы:
- сцену в комиссионном магазине в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Там герой Андрея Миронова торговал разным товаром, например транзисторами. А покупательница хотела купить магнитофон, но непременно заграничный. «Пришлось» торговать из-под полы;
- сценку, когда Шурик покупал те же транзисторы в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Они ему, видите ли, понадобились для машины времени. Да вот время оказалось неудачным – все магазины были закрыты.
В итоге изобретателю пришлось обращаться, опять-таки, к продажам из-под полы. Старательно минуя бдительного милиционера поблизости… Пожалуй, лицо этого торговца по степени умилительности можно сравнить с лицом героя другой комедии Гайдая – «Операция "Ы"…», для которого экзамен был «всегда праздник, профессор»;
- историю, когда герой еще одной комедии Гайдая – незадачливый Горбунков в «Бриллиантовой руке» – на прилавках пытался найти то такого же скульптурного коня, «но без крыльев», то такой же халатик, но «с перламутровыми пуговицами»;
- пронырливых жильцов питерской коммуналки в постсоветской комедии Юрия Мамина «Окно в Париж». Они случайно узнали о портале, который открылся из их квартиры прямо в эту мировую столицу моды. И начали туда постоянно перемещаться, скупая там всё доступное для их карманов, а порой просто унося всё, что плохо лежало;
- персонажей советских фильмов «Легкая жизнь» Вениамина Дормана, «За витриной универмага» Самсона Самсонова, «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова и др., которые так или иначе пытались проворачивать разные торговые делишки.
Допустим, в названной комедии Рязанова ВиНиМор – герои Вицина, Никулина и Моргунова – проводили, пусть и не самые крупные, но незаконные махинации в магазине.
3. Базарно-рыночные отношения (в самом широком смысле)
То базар, то рынок… то рынок, то базар… показывали в кино разных лет.
Так, в серьезном контексте уличные базарчики мелькали в постсоветских фильмах «Ликвадация» Сергея Урсуляка и «В августе 44-го» Михаила Пташука.
Героиня же кино Игоря Масленникова «Что сказал покойник» покупала машину в Европе в солидном авто-салоне, что выглядело явной рекламой с экрана, а потом… бoeпpипacы прямо на рынке.
Иоанна Хмелевская в детективе об этой покупке упомянула буквально пару слов. Но наш знаменитый режиссер снимал в атмосфере 1990-х гг. И просто невозможно было не показать рынок, где можно запросто приобрести всё, что стреляет.
Примерно так же экзотично и рекламно проходило приобретение разного-всякого в фильмах Александра Рогожкина.
Например, в «Особенностях национальной рыбалки» – снятых в тех же 1990-х гг. – герой Лева закупился пельменями в коробках. И зрителям активно показывали коробки с названием как самого продукта, так и выпустившей его фирмы.
Продолжая путь «от великого до смешного», вспомним «Операцию "Ы"…». В этой гениальной комедии Гайдая на базаре продавали и «крышевали» уже известные публике ВиНиМор.
Так же весело, с шутками и прибаутками торговали дынями в комедии Рязанова «Вокзал для двоих». Самое забавное было, что такими продавцами на рынке оказались не самые близкие к этому делу люди – официантка солидного ресторана и не менее солидный пианист.
Показали в этой картине и самую настоящую перекупщицу – с ироничной кличкой «дядя Миша».
А в советском мультфильме «Как старик корову продавал» режиссера Алексея Соловьева герой до такой степени разошелся«, то есть расходился», что рекламируемый им товар купил… сам продавец. Вот что значит уметь расхвалить!
Что ж, как гласил девиз ярмарки в книге Михаила Успенского о Жихаре, «купить – не купить, а поторговаться можно».
Увы, это самое лучшее юмористическое фэнтези так и не экранизировали. Поэтому мы его в посте о кино упоминаем лишь в примечании.
Кстати, близкими перекупщикам были фарцовщики. Они тоже мелькали на экранах.
Так, одного из них показали в советской комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная». Там героиня по наводке подруги закупилась западным товаром, чтоб понравиться парню.
В итоге, правда, ни шубка, ни другие покупки найти жениха ей не помогли. Более того, ее коллега даже за спиной сыронизировал: «Смотри-ка, в джинсы уже облачились самые отсталые слои населения».
________
Словом, продавцы и торговля – важная, неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому в кино их показывают весьма часто. В самых разных ракурсах.
Ну, а вы сумеете отгадать фильм советский, постсоветский либо современный по такому важному «элементу», как продавец? Готовы? Тогда вперед – к тесту!
П. с. На близкие темы читайте мои посты «Общение народа в соцсетях всё больше напоминает… старинную русскую ярмарку», плюс «Как в 1990-е гг. наши люди ездили за 500 км к поезду из Пекина, чтоб купить китайские товары» и еще «Смех и грех: зачем японцы в СССР массово покупали… кувалды».
И отвечайте на тесты «Умеете ли вы торговаться?», а также «Назовите советское кино по настольной игре в кадре».
#викторина #тест #кино #викторины #тесты #СССР #комедии #Россия