Найти в Дзене
Sputnik Азербайджан

Сколько Азербайджан заработает на кризисе в Красном море?

Оглавление

Кризис в Красном море, спровоцированный нападением йеменских боевиков-хуситов на торговые суда, а также ответная операция военной коалиции во главе с США, привели к резкому удорожанию морских перевозок.

После того как многие судоходные компании изменили маршрут, выбрав альтернативный путь через юго-западную Африку вдоль мыса Доброй Надежды, они подорожали и на других направлениях.

Поскольку изменение маршрута увеличивает время в пути на 10-14 дней, торговые суда возвращаются в порты отправки значительно позже, а это приводит к тому, что за определенный отрезок времени морским путем будет перевезено существенно меньше грузов.

Это увеличивает стоимость фрахтов и глобальных грузоперевозок морским путем в целом. Однако подобный кризис - шанс для развития альтернативных маршрутов, и в этом смысле сухопутные грузоперевозки становятся приоритетными.

Не морем, так сушей

Многие международные компании после начала кризиса в Красном море задумались о том, чтобы расширить наземные перевозки, в том числе по Транскаспийскому маршруту (Средний коридор/ТМТМ), по которому поставляются грузы из Китая в Европу через Центральную Азию, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее по территории Турции.

Он активно развивается странами-участницами как с точки зрения объема транспортировки товаров, так и по видам перевозимой продукции. В 2023 году по ТМТМ было перевезено 2,7 млн тонн груза, что на 64% больше, чем в 2022-м. При этом в прошлом году по коридору впервые была перевезена нефть, для чего были закуплены дополнительные нефтяные танкеры.

Участники Транскаспийского маршрута для синхронизации работы коридора и более упрощенного и ускоренного движения грузов планируют создать Партнерскую сеть крупных стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов. Кроме того, для обеспечения потребностей растущего грузооборота по коридору такие страны-участницы проекта, как Азербайджан, Казахстан и Грузия, намерены наладить совместное производство торговых судов и контейнеров.

Сколько Азербайджан заработает на транзите?

Несмотря на позитивные прогнозы мировых финансовых организаций, доходы Азербайджана от транзита грузов даже при определенном росте все еще остаются довольно низкими.

Эксперты считают, что они будут расти благодаря переориентации товаров с морского на сухопутные маршруты. Так, ряд аналитиков ожидают в краткосрочной перспективе почти трехкратный рост транзита и, соответственно, доходов от него.

При этом кризис в Красном море может ускорить этот процесс. Однако, для того чтобы принять и перенаправить такой объем грузов, необходимо решить задачи, стоящие перед транспортно-логистической сферой страны. В первую очередь необходимо расширить возможности Бакинского международного морского порта, а также увеличить торговый флот страны.

Кроме того, следует модернизировать некоторые участки железнодорожных и сухопутных дорог, в частности расширить дороги к государственной границе. Стоит отметить, что в этом направлении уже реализуются проекты, и ожидается, что к следующему году завершатся все основные запланированные работы, что позволит Азербайджану многократно увеличить грузооборот через свою территорию.