На Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 года) советская делегация дала определение понятию "Военные трофеи".
На деле это определение, а именно его второй пункт, толковалось в Москве весьма широко. Ещё в марте 1945 года в войска было спущено следующее постановление Государственного комитета обороны (ГКО):
Из текста понятны истоки массового ввоза в послевоенную страну германских безопасных бритв и лезвий. Без солдатских "инициатив", конечно, тоже не обошлось, хотя взятые города, как в древности водилось, не отдавались войску на разграбление. Особенно много было ввезено в победившую страну престижных якобы "офицерских" бритв "Ротбарт", а также менее ценных "Гольф" и других.
Дальше - больше. В июне 1945 началась демобилизация старших возрастов личного состава. Дембеля уезжали домой с выплаченным за все годы войны жалованием и полученными от Сталина подарками, все Постановления ГКО подписывал он лично.
Солдатские трофеи дело, конечно, важное и солдату приятное, однако, другое дело репарации.
О казусе с репарацией оборудования для производства бритв и лезвий, нечаянно оказавшегося чисто американской собственностью, я уже писал.
Для этой публикации использованы материалы ресурса "Российское историческое общество".