Найти в Дзене
Классические розы

Григорий Новицкий о народе остяцком.

Заметка № 24

Тот, кто читал роман Алексея Иванова «Тобол», наверняка помнит одного из главных героев повествования – казака и миссионера Григория Новицкого, влюбившегося в остячку Айкони. Григорий Новицкий – это реальный персонаж и первый серьезный этнограф Сибири.

Запорожский казак Григорий Новицкий участвовал в выступлении Мазепы, за что Петром I был приговорен к ссылке в Тобольск. Он был прекрасно образован, ему покровительствовали губернатор Сибири князь Гагарин и митрополит Филофей.

Тобольск, гравюра, 18 век.
Тобольск, гравюра, 18 век.

В 1712-1715 годах, во время своей ссылки в Тобольск и миссионерских поездок вместе с митрополитом Сибирским и Тобольским - Филофеем, Григорий и написал свой важный труд: «Краткое описание о народе остяцком» (*остяки - это ханты).

В 1721 г. труд Новицкого в переводе на немецкий язык напечатал уже под своим именем участник тех же миссионерских поездок Иоганн Бернгард Мюллер. Это сочинение стало первой в мире этнографической монографией. А вот работа Новицкого на русском языке была напечатана в Российской Империи только в 1884 году Л.Н. Майковым.

Издание 1884 года.
Издание 1884 года.

Григорий Новицкий описывает границы Сибири и её ресурсы: «Гори каменны, - пишет он, - производят в недрах своих самородный хрусталь, слюду чисту; а наипаче наполненные только каменем магнитом, яко доволно жители здешние от сего хитростие испугают железо».

Касается Новицкий и исторических сведений о коренных народах, описывает начало правления хана Кучума, рассказывает версию о происхождении топонима «Сибирь» и о завоевании ее «неким» Ермаком «сыном Тимофея».

В научной среде есть мнение, что эти данные были взяты Григорием Новицким из летописи Саввы Есипова, хотя прямо на него Новицкий и не ссылается.

Миссионер отмечает разнообразие народов и их языков на территории Сибири: «Тунгусы, Остяки, Вогулы, Якуты, Самоиды, Брацкие мужики, Пегая орда, Киргизы, Калмыки и прочая».

Автор дает версии происхождения названия «остяк». Он пишет, что «остяки» - это прозвище, полученное хантами от пермяков, посколько они переселились на р. Обь с Пермской земли, уходя от христианизации. Он связывает их прозвание со словом «останки»: «Россияне, видевшие их идолобесия останки, укрывшиеся из Пермы, нарекоши их Остяки, аки бы останки».

Также он указывает на то, что сами остяки называют себя «хондия», а свою страну «Хойдымых».

Остяк при р.Оби. Гравюра из книги И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». СПб., 1799 г.
Остяк при р.Оби. Гравюра из книги И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». СПб., 1799 г.

Позже появилось мнение, высказанное Н. А. Абрамовым, что «остяк» - это не что иное как татарское слово «уштяк», т.е. «грубый» или «варвар». Никто кроме русских и татар не называл хантов остяками.

Ханты Кондинские. Ханты. Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский р-он (Тюменская губ.). 1876. Экспедиция И.С. Полякова в Западную Сибирь в бассейн реки Обь. Коллекция МАЭ РАН.
Ханты Кондинские. Ханты. Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский р-он (Тюменская губ.). 1876. Экспедиция И.С. Полякова в Западную Сибирь в бассейн реки Обь. Коллекция МАЭ РАН.

Самое важные данные в описании Григория Новицкого касаются быта и обычаев хантов.

Браки заключались договорами и за невесту давали калым. После уплаты калыма, новоиспеченная жена уходила жить к мужу.

Князь Артанзиев (сын) с женой. Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ (Тюменская губ.). 1876. Экспедиция И.С. Полякова в Западную Сибирь в бассейн реки Обь. Коллекция МАЭ РАН.
Князь Артанзиев (сын) с женой. Ханты (остяки). Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ (Тюменская губ.). 1876. Экспедиция И.С. Полякова в Западную Сибирь в бассейн реки Обь. Коллекция МАЭ РАН.

Новицкий указывает на то, что ханты живут разрозненно и предпочитают жилища ставить далеко друг от друга. Дома у них есть зимние и летние. Иногда, одна семья имеет несколько таких домов. Письменности у народа он не обнаружил, но отметил, что «сей народ остяцкий добр <…> эти инородцы отличаются честностью в исполнении взятых обязательств. Преступления среди остяков случаются редко».

Остячка в традиционном костюме. Ханты. Россия, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард (Обдорск), пос. Пельвож. 1936. Нижне-обская экспедиция Института этнографии Академии наук СССР. Коллекция МАЭ РАН.
Остячка в традиционном костюме. Ханты. Россия, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард (Обдорск), пос. Пельвож. 1936. Нижне-обская экспедиция Института этнографии Академии наук СССР. Коллекция МАЭ РАН.

Автор указывает на обычай «исхода»беременной женщины из общего дома в отдельную специальную хижину, где она и производит на свет ребенка. После родов и установленного срока, женщина должна была провести обряд очищения и трижды перепрыгнуть через огонь. После этого она возвращалась в круг семьи.

Ханты. Фотография из открытых источников.
Ханты. Фотография из открытых источников.

Новицкий описывает обычай, при котором родители не имели права давать имен своим детям и просили об этом проезжих, например, русских. Это объяснило Новицкому наличие русских имен среди остяков. Если долго проезжих не было, а ребенку надо было дать имя, то в ход вступал следующий обычай: «… тогда, что первое узришь изшедши из дому: птицы, звери или что ни будь, родившееся нарицает». Или давали номера в качестве имен: Первый, Второй, Третий и т.д.

Изготовление берестяных коробов и посуды - традиционное искусство женщин из народа ханты.
Изготовление берестяных коробов и посуды - традиционное искусство женщин из народа ханты.

Отмечается обычай делать татуировку в знак какой-либо договоренности: татуировкой, которая не стиралась до конца дней, отмечались руки, щеки, носы. Татуировки почитались и за украшение. Женщины хантов, пишет Новицкий, украшали рисунками в виде птиц и зверей свои руки.

Основное занятие хантов - это оленеводство, охота и рыболовство. Исследователь подробнейшим образом описывает как ханты ловят рыбу и заготавливают её впрок. Отмечает, что ханты могли есть ещё живую рыбу, полагая её самой полезной. На зиму рыба сушилась без соли. Рыбий жир хранили в берестяных сосудах. Подгнившую рыбу коптили до черна вместе рыбьим жиром - это блюдо считалось деликатесом.

Фотография из открытых источников.
Фотография из открытых источников.

Новицкий пишет о том, что летом ханты питались преимущественно рыбой и переселялись на берег реки Оби в летние жилища. Рыбу добывали с помощью плетеных ловушек - гимги.

Остяк за выделкой гимги. Р. Полуй. Тобольский Север. 1914 г.
Остяк за выделкой гимги. Р. Полуй. Тобольский Север. 1914 г.

На охоте ханты добывали и много птицы: лебедей, гусей, уток и др. Большая охота на птиц организовывалась в конце июня, когда они находились в стадии линьки и плохо летали. Зимой практиковали охоту из лука на зверя.

Олени, как и собаки, были единственными домашними животными и они удовлетворяли все нужды этого народа, давая мясо, шкуры и возможность передвигаться. Передвигались ханты очень быстро на оленьих упряжках и собачьих. Кроме того, и зимой и летом, что удивляло Григория Новицкого, сетовавшего на то, что в этих местах лошади не так удобны.

С большим удивлением Новицкий описывает одежду хантов, которая была изготовлена из кожи налима, птиц и оленей. Для него это признак скудности и бедности, а не свидетельство умения и наблюдательности хантов, которые в этих одеждах прекрасно переносили лютые морозы. Григорий даже вставляет в свое повествование непонятно откуда взявшееся четверостишие Овидия, посвященное остякам и их доле:

«Собирает пчелы сот; но от трудов ясти,

Крупица им дается, иным же вся части,

Ни себі сладость сію пчелы собирают.

Горесть трудовь пріемше, инных услаждают.

Такь и Остяк бідний, сь премногими труды

Собирает драгость шуб, украшают, людій,

Самь наг, горкой нищеты вся поносить злости,

Весь скуден, една кожа, а под кожею кости».

Это намек на ясак, состоявший из шкурок соболей, песцов, горностаев, белок и бобров, который народы Сибири выплачивали в «в казну Царского Величества». Для Москвы и казаков - это было настоящее «мягкое золото», которое составляло важный ресурс юной империи. Традиции уплаты ясака, как государственной подати, уходят еще в тот период, когда эти народы были в орбите постордынских государств. Ясак соответствовал типу хозяйства. Григорий Новицкий также пишет о том, что ясак ханты могли уплатить и деньгами - 3 гривны за соболя.

Не берусь утверждать за всех хантов, но бытует мнение, что народы Сибири мех соболя не очень ценили и не понимали, почему шкурка этого маленького и хитрого зверька, из которого теплой и практичной одежды по сибирским меркам не сошьешь, так ценится в Москве? Но, деваться было некуда и соболей приходилось добывать много и тяжело. Сибирский ясак - это большая и отдельная тема в истории России и ее экономики.

Новицкий довольно тщательно описывает верования хантов, обряды и жертвоприношения. Упоминает он и почитание медведя - «лесного человека», в честь добычи которого ханты устраивают праздник, чтобы дух животного «не мог обижаться» и снова возродился.

Здесь надо добавить, что почитание медведя известно у многих народов таежной полосы Северной Евразии и Северной Америки, но у хантов и манси оно приобрело необычайно сложные и выразительные формы.

Медведь в образе Старика священного города воспринимался как посредник между средним миром людей и нижним миром духов. Верили, что медведь обладает «вещим знанием», все слышит и понимает, в том числе и человеческую речь, и потому говорили о нем иносказательно, давали ему подставные имена, а на его шкуре, лапах и голове приносили клятву.

Фото спецпроекта Музея «Торум-Маа» «Обские угры. Фоторетроспектива». Шаман, 1920-е годы.
Фото спецпроекта Музея «Торум-Маа» «Обские угры. Фоторетроспектива». Шаман, 1920-е годы.

Описывается миссионерская деятельность митрополита Сибирского и Тобольского Филофея, с целью массового крещения языческих народов. И Новицкий пишет о сопротивлении оказанном им остяками, которые были недовольны разрушенными идолами.

В своем кратком описании остяков Новицкий не демонизирует их, а изучает. Он старается, насколько это было возможно для его времени и ситуации, отметить их достоинства. Безусловно, его смущали языческие ритуалы, камлание и шаманство. Для православного христианина Новицкого - это было неприемлемо. Уже в 19 веке этнограф И.И. Неклепаев (1865-1830) писал, что русские сургутяне боялись хантов «как людей, водящих более или менее близкое знакомство с нечистым духом, особенно же остяцких колдунов и ворожеев…».

В этой публикации я коснулась только того этнографического материала, который был собран казаком Григорием Новицким в 1715 году. Современные исследования дают более полную картину мира хантов. Много информации о хантах можно найти на сайте Музеев Югры (ссылка дана ниже).

Погиб Григорий Новицкий при неясных обстоятельствах около 1720 года, как полагают исследователи, от чьих-то рук при поисках «Золотой бабы» – легендарного, так и не найденного языческого идола.

А в 1730-1740 годах состоится Великая Северная экспедиция Витуса Беринга (1681-1741), целью которой станет комплексное исследование северных пределов Российского государства. Но это уже другая история.

Материалы:

  • Г. Новицкий «Краткое описание о народе остяцком», 1884 г.
  • М.С. Выхрыстюк. Памятник сибирской письменности «Краткое описание о народе остяцком» Григория Новицкого: историко-культурологический обзор. Тюменский государственный университет, 2022 г.
  • Ольга Христофорова. Мифы северных народов России. От творца Нума и ворона Кутха до демонов кулей и злых духов кана. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023 год.
  • Музеи Югры:
Ханты