Найти тему

ТРЕНДЫ ЛОГИСТИКИ 2024

2023 год, как и предыдущий, был непростым для логистического рынка. Однако постепенно грузоперевозчикам удалось подстроиться под новые реалии. Появилось немало новых маршрутов доставки товаров, сменились страны-поставщики. Худшие прогнозы аналитиков не сбылись – и это радует! Но это не значит, что перед ней больше не стоит вызовов. Изучив, как менялась ситуация в 2022 и 2023 годах, Ай-КИТ выделила основные тренды, которые вероятнее всего будут наблюдаться в логистике в 2024 году:

Рост стоимости грузоперевозок

Стоимость грузовых автомобильных перевозок в России за первое полугодие 2023 года возросла на 38%. Специалисты отрасли связывают это с ослаблением рубля, что, в свою очередь привело к скачку цен на импортные тягачи и запчасти. Еще одним фактором стало увеличение утилизационного сбора на грузовые автомобили. Подорожанию перевозок способствовал и рост спроса (на 61%), вызванный необходимостью доставки стройматериалов и товаров в новые регионы РФ. В 2024 году стоимость грузоперевозок продолжит расти, а к 2025-му она увеличится в два раза. И те компании, которые не смогут оптимизировать операционные издержки, быстро пройти процесс цифровизации и сократить постоянные переменные расходы, просто потеряют клиентов.

Не только Китай

Безусловно, по-прежнему актуальными будут перевозки товаров из восточных стран. Главным образом из Китая. Все потому, что с уходом с российского рынка продукции многих западных брендов и санкционными ограничениями российские импортеры стали активнее закупаться в КНР. В Китае огромный выбор различных товаров, аналогов европейских брендов. Причем зачастую они продаются по очень привлекательной цене. При этом их качество постоянно растет. Однако, помимо рынка КНР, импортеры и логистические компании начнут развивать ввоз грузов и по другим направлениям. Возможно, многие из них обратят внимание на Африку, особенно учитывая тот факт, что власти предпринимают сейчас немало усилий для налаживания товарооборота со странами этого континента.

Сопутствующие услуги

Кроме того, мы уверены, что большим спросом будет пользоваться такая услуга, как финансовая логистика. Все дело в том, что в отношении многих российских банков с прошлого года введены санкционные ограничения и кредитные организации сами ужесточают требования к валютным платежам. Это делает самостоятельную оплату грузов очень сложным процессом для российских импортеров. Поэтому многие из них обращаются в транспортно-логистические компании за помощью в проведении расчетов. Многие импортеры, которые были вынуждены переориентировать свой бизнес с европейского направления на другие затрудняются с поиском товаров и поставщиков на новых для себя рынках. Уже сейчас они активно обращаются за помощью в этом вопросе к логистическим организациям. Эта тенденция будет сохраняться и в следующем году.

Время объединяться

Мультимодальные или смешанные (двумя и более видами транспорта) перевозки никуда не исчезнут. С учетом развития параллельного импорта, транзита через третьи страны этот тип транспортировки будет лишь набирать обороты. Наряду с этим продолжит расти и прямое железнодорожное и автомобильное сообщения с Китаем, а также Казахстаном и Турцией, к которым со временем, возможно, присоединятся и ОАЭ. В 2023 году сократилась контейнерная торговля, однако в 2024-м она будет расти, хоть и умеренно. А снижение связано с уменьшением расходов потребителей на фоне пошатнувшейся от инфляционного шока и быстрого повышения ставок экономики. Процесс нормализации все еще продолжается, даже несмотря на восстановление крупнейшего мирового хаба — в Шанхае. Аналитики ожидают, что спрос на контейнерную торговлю несколько улучшится по сравнению со второй половиной текущего года и вернется к росту примерно на 3%.

В целом тенденции 2023 года в большинстве своем сохранятся и в 2024 году. Хотя в текущих реалиях, когда все может измениться за короткое время, делать прогнозы довольно трудно.