Найти тему
WEEEK

Как привести дела в порядок

Оглавление

Любые дела. При любой загрузке. При любых планах. Простые жизненные принципы, внедряемые и постигаемые.

Причины беспорядка

В 2001 году эксперт по личной продуктивности Дэвид Аллен выпустил книгу «Getting Things Done». В ней он попробовал ответить на вопрос: как привести дела в порядок? Хаосу и потокам не систематизированной информации он противопоставил чёткие систему и методы учёта, которые сейчас известны под аббревиатурой GTD. Мы про это уже написали.

Если коротко, хаос в делах возникает по трём причинам:

  • перегрузка мозга информацией,
  • потеря концентрации и приоритетов,
  • переоценка собственных сил.

Пропускная способность мозга ограничена. Проводя грубую аналогию с компьютером, у нас есть «оперативка» — часть мозга, которая решает большинство повседневных задач по готовым шаблонам. У мозга есть ещё ресурсы («ядра процессора», «жёсткие диски», вот это всё), но он их использует ограничено, потому что это энергозатратно. Всё упирается в «оперативку».

Нарастить «оперативку» мы не можем, поэтому единственный вариант — оптимизировать работу:

  • хранить максимум информации вне головы;
  • планировать действия и итог сразу, как событие появилось на горизонте;
  • регулярно пересматривать и обновлять список незаконченных дел в работе и жизни.

Вот GTD как раз про всё это. И вроде всё верно, но по мере использования GTD стали очевидны недостатки этого метода:

  • полная версия системы сложна, полна терминологии и требует кучу времени на внедрение;
  • любая попытка «начать жизнь с понедельника» обречена на неудачу, ибо поменять привычки сразу — невозможно;
  • GTD старается исключить из жизни всё, что не является особо важным, в том числе мелочи, которые являются частью жизни и приносят удовольствие.

А что делать-то тогда?

Познать дзен

Эстафету у Аллена принял Лео Бабаута, представивший методики под общим названием Zen to Done (ZTD). Он первым установил причину разрыва между идеальной картинкой GTD и реальностью — речь идёт о привычках и о действиях, а не о системе и инструментах.

В книгах «Focus» и «Zen to Done» Бабаута обобщил наблюдения Аллена и предложил адаптировать GTD под деятельность каждого отдельного человека.

В общем, что требуется от тебя:

Собирай, обрабатывай, планируй. Заведи привычку записывать идеи и задачи. Делайте это в одном месте — блокноте или приложении. Выдели минут 20, максимум час в день на обработку информации, не откладывая в долгий ящик. Новые данные превращай в проекты и задачи на день, месяц, год.

Выполняй по одной простой задаче за раз. Сформулируй задачу как можно проще. Вместо одной сложной Сделать подрядчикам новые документы добавь в план дня две простые Внести правки в пункты 5.4 и 5.5 договора с ООО «Незабудка»

Сфокусируйся только на задачах дня и недели. Потому что, чем проще действие, тем сложнее прокрастинировать.

Составляй понятные списки задач. Никаких супер-дашбордов, никаких заумных формулировок. Просто список. Сделать это. Сделать то. Сделать вон то.

Организуй, пересматривай и ещё раз упрощай. Наведи порядок на рабочем месте, в документах на диске и дома. Помни, что быт — это отражение мышления.

Освой искусство визуализации

Полезно визуализировать идей. Идеальный способ — рисовать интеллект-карту. Как это делать, очень подробно описали в другом тексте.

А здесь опишем кратко. Записывай ключевые проекты и задачи, выявляй их связи и зависимости. Так проще отыскать ошибки в формулировках и найти узкие места, где проект может «тормознуть».

С ментальной картой удобно раскладывать сложные понятия, большие планы, огромные потоки информации и других больших слонов. Она помогает мозгу объять необъятное.

-2

Короче

  • Беспорядок в делах ведёт к стрессу и снижению качества жизни.
  • Методики борьбы с хаосом существуют. Все они указывают на то, что беспорядок возникает из-за особенностей нашего мозга.
  • Привычки проще менять по отдельности, поэтому система должна быть адаптирована под личность конкретного человека.
  • Храни информацию, идеи и задачи в одном месте. И не в голове!
  • Собирай задачи в списки: на день, неделю, месяц, год. Заведи привычку чистить списки и сверять с ними еженедельно.
  • Упрощай и автоматизируй всё, до чего можешь дотянуться.
  • Визуализируй сложные концепции и идеи, ищи связи и проблемные точки, которые могут повлиять на результат или твою эффективность.