Запыхавшийся герцог Анжуйский забежал в соседнюю с бальной залу, схватил первое что попалось под руку и вытер вспотевшее лицо. Каково же было удивление Генриха, когда он обнаружил, что это не полотенце, а женская рубашка. Вернувшись на праздник, он начал глазами искать ту, которой принадлежала эта вещь. И тут он встретился глазами с юной красавицей. Генрих Анжуйский сразу понял, что это она. Влюбился с первого взгляда и навсегда.
Было это или нет, неизвестно. Но легенда именно так представляет момент знакомства герцога Генриха Анжуйского и юной Марии Клевской.
Однако историческим фактом является то, что молодые люди познакомились весной 1572 года на одном из балов, посвященных свадьбе Генриха Наваррского и Маргариты Валуа.
Мария родилась в 1553 году в браке между Франциском Клевским, герцогом Неверским и Маргаритой де Бурбон, которая была сестрой Антуана де Бурбона – отца Генриха Наваррского.
Мария осиротела в возрасте девяти лет, поэтому была отдана на воспитание в семью королей Наварры. Здесь девочке привили все традиции протестантской веры.
У Марии были еще две старшие сестры: Генриетта и Елизавета, которых выдали замуж за Лодовико Гонзага и Генриха Гиза соответственно. Со своими родственницами после смерти отца Мария не общалась вплоть до 1572 года, когда была представлена к королевскому двору. И именно тогда-то Генрих и Мария встретились.
Генрих влюбился настолько, что мечтал жениться на Марии. Да и девушка явно была влюблена в королевского сына. Однако родственники Марии были настроены выдать ее за принца Генриха де Конде, который приходился ей, как и Генрих Наваррский, двоюродным братом.
10 августа 1572 года в замке Бланди прошла церемония венчания Марии Клевской и принца Конде по протестантским канонам. А через две недели случилась Варфоломеевская ночь.
Ее итоги известны всем. Взятые в плен молодые супруги были вынуждены принять католицизм, чтобы остаться в живых. Им даже пришлось вновь обвенчаться, только уже по католическому канону.
А что же Генрих Анжуйский? Он думал, как бы разрушить брак возлюбленной. Но пока ему предстояло уехать в далекую Речь Посполитую, где он был избран королем.
Влюбленные постоянно писали друг другу нежные письма, надеясь на скорую встречу. И в 1574 году им выпал такой шанс.
Дело в том, что от долгой болезни умер французский король Карл IX, у которого не было детей в официальном браке. Поэтому следующим претендентом на престол Франции должен был стать Генрих Анжуйский. Но была проблема: Генрих уже был польским королем. А поляки, несмотря на то, что не любили Генриха, не собирались его выпускать. Тогда герцогу Анжуйскому пришлось совершить побег.
По пути в родную Францию он строил планы, как издаст приказ о расторжении брака между принцем Конде и Марией Клевской. Это было вполне осуществимо, потому что, воспользовавшись суматохой и неразберихой в Париже, принц Конде сбежал в Германию, где вновь перешел в протестантизм.
А вот Мария не последовала за мужем, оставаясь верной Франции и католической вере. Так что в руках Генриха Анжуйского были все карты.
Но судьба распорядилась по-иному. После родов Мария сильно заболела и умерла. Кто-то считает, что у нее были послеродовые осложнения, другие же полагают, что у Марии было воспаление легких.
Как бы то ни было, когда Генрих Анжуйский ступил на французскую землю, его любимая была уже мертва. Но никто из придворных, зная впечатлительную натуру будущего короля, не решился прямо сообщить о трагедии.
Екатерина Медичи, которая просто обожала своего третьего сына, положила записку о смерти Марии в общую стопку с письмами. И когда Генрих прочел сообщение, он бухнулся в обморок. Придворные почти двадцать минут не могли привести его в чувства.
Несколько недель будущий король просто не выходил из своих покоев. А когда появился на людях, то был одет в траурные наряды.
И всю свою последующую недолгую жизнь Генрих любил только Марию Клевскую, которой было отведено на этом свете всего двадцать один год.
Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.