Найти тему

Рыцарь с механической рукой

В отличие от нашего времени, в эпоху Средних веков слово «рыцарь» означало не моральную характеристику человека, а его социальный статус и профессию. Европейские рыцари зарабатывали себе на жизнь войной.

Феодальные склоки требовали от знатных людей постоянно пребывать в состоянии войны, всегда быть наготове, чтобы дать отпор обнаглевшему жадному соседу или чужим разбойникам, набегами грабившими их земли. На этом постоянном театре военных действий рыцари выступали чем-то вроде высших офицеров – грамотных, умеющих организовать оборону или нападение. За жалованье – регулярное или по контракту – они служили у аристократов в качестве наемников или даже личными телохранителями. Война была их ремеслом, их профессией.

Если выпадала возможность хорошенько пограбить противника или поучаствовать в разграблении побежденного города – рыцарь мог сколотить состояние и уйти на пенсию раньше, чем его прибьют или покалечат.

Отцу швабского рыцаря Готфрида фон Берлихингена по прозвищу Гёц не особенно повезло: состояния он не сколотил. Поэтому воспитал сына, передав ему свое ремесло.

Гёц фон Берлихинген (1480-1562 гг.) вырос парнем крепким и сильным. Уже с 15 лет служил разным богатым людям, защищая их интересы как военный наемник. Успел поучаствовать в двух войнах в Германии, повоевать с турками и французами, посидеть в тюрьме... В общем, заслужил парнишка уважение среди коллег и довольно успешно продвигался по карьерной лестнице.

Однако в 1504 году, когда Гёцу было 24 года, он угодил в крутой замес под немецким городом Ландсхут. Аристократы Баварии и Пфальца взаимно оспорили принадлежность города после смерти последнего его феодального владельца. То есть, наследство, как водится, стало причиной междоусобной войны, и Альберт IV Баварский осадил Ландсхут, занятый людьми из Пфальца.

Гёц был среди осаждающих, когда вражеский артиллерист, выстрелив со стены из фельдшланга (мелкокалиберная пушка), угодил прямо в рукоять меча, который Гёц сжимал в руке.

Выстрел этот оторвал рукоять вместе с р*у* кой Гёца.

Так молодой рыцарь сделался инвалидом, утратив возможность зарабатывать себе на жизнь.

Обычно дальнейший путь подобных несчастных был – либо нищенствовать в монастыре, либо нищенствовать и побираться самостоятельно. Но Гёц придумал другое решение.

Когда рана зажила, он заплатил большие деньги искусному кузнецу, и тот выковал для него протез – железную руку с пальцами-крючками. Она была красива, повторяя естественный рисунок человеческой руки, и позволяла держать разные предметы.

Вероятно, уже это дало возможность фон Берлихингену продолжать зарабатывать себе на жизнь. А позднее он заказал для себя новый металлический протез, более функциональный.

-2

Оружейные мастера Нюрнберга или Аугсбурга (точно не известно - кто) сработали настоящее чудо передовой техники того времени. Новый протез состоял из более чем двух сотен деталей, и все его пальцы могли сгибаться, двигаясь отдельно друг от друга – для этого на протезе были специальные кнопки и рычажки.

Так же можно было менять положение руки, сгибая и поворачивая ее вниз или вверх ладонью. Протез крепился к руке ремнями.

-3

Рыцарь Гёц фон Берлихинген ушел на покой только в возрасте 60 лет. Он удалился от дел, редко показывался на публике, а свою железную руку употребил для того, чтобы собственноручно написать мемуары.

Умер он в возрасте 82 лет – настоящий геронтологический рекорд для его времени и профессии.

Металлический протез настолько поразил воображение современников, что о Гёце ходили по Европе удивительные легенды. Его так и звали - Рыцарь Железная Рука.

Говорили, что, когда рыцарь умер, его слуга обнаружил его тело в постели со следами удушения и синяками на горле – а железная рука пропала, продолжив уже в одиночестве, без хозяина, путь наемника и убийцы.

Такова легенда.

В конце 19 века археологам удалось отыскать знаменитый протез среди развалин монастыря Файлосдорф. Сейчас артефакт хранится в музее замка Ягстхаузен (земля Баден-Вюртемберг).

-4

Литография «Гёц фон Берлихинген с железной рукой», работа Иоанна Леонарда Аппольда.

У бельгийского писателя Жана Рэя (псевдоним Раймона Жана Мари де Кремера) есть страшный рассказ «Рука Геца фон Берлихингена» - о нем.