Найти тему
StopGame - Об играх интересно

Sovereign Syndicate: Обзор клона Disco Elysium

Оглавление

Клон клону рознь. Согласитесь, одно дело — бесконечно клонировать Vampire Survivors с её трёхкопеечной (так кажется на первый взгляд) геймплейной формулой, и совсем другое — пытаться сделать что-то в духе Disco Elysium, к которой без бутылки водки и любви к постмодернизму лучше не подходить. Именно поэтому всевозможные Survivors выходят в Steam по несколько штук в неделю, а клон Disco Elysium мы увидели впервые за пять лет — в лице Sovereign Syndicate. И знаете, у Crimson Herring Studios даже неплохо получилось.

Минотавры и кентавры в викторианском Лондоне

Хотя при знакомстве с миром Sovereign Syndicate возникают ассоциации с другой игрой — с Shadowrun Returns. Только там орков и эльфов смешивали с андроидами и киберпанком, а здесь дворфы, циклопы, кентавры и минотавры помещены в викторианскую Англию. А для верности сюда добавили стимпанк, дирижабли и индейцев-команчей.

Герои соответствующие — и вполне колоритные. Маг-минотавр, куртизанка-воровка и дворф — охотник на монстров, путешествующий с болтливым автоматоном, — у каждого своя история, и все они, естественно, рано или поздно пересекаются. А в качестве связующих элементов выступают незнакомец в маске и вполне реальные исторические события — жестокие серийные убийства проституток в викторианском Лондоне. Имя Джека-потрошителя здесь не всплывает, но отсылки очевидны.

  📷
📷

Маг-минотавр, умеющий с помощью иллюзии прикидываться респектабельным человеком с тростью, пытается разгадать тайны собственного прошлого и ищет информацию о матери, которая когда-то отдала его в сиротский приют. Куртизанка (и певичка в кабаре по совместительству) ищет способ раздобыть денег на билет в Америку, чтобы навсегда сбежать из Лондона, где её уже ищут за прошлые прегрешения. А дворф помимо охоты на монстров занят прокачкой своего автоматона и себя любимого — он сам примерно наполовину состоит из металла.

Сюжет подаётся главами поочерёдно за каждого персонажа — условно, за героя № 1, героя № 2 и героя № 3, потом снова в том же порядке, а потом за героя № 2, героя № 1 и героя № 3. В любом случае они выполняют свои задания, но при этом посещают одни и те же районы Лондона, читают одни и те же газеты про очередных жертв убийцы и в какой-то момент начинают пересекаться. Причём не самым приятным образом — например, куртизанка при первой встрече с магом-минотавром пытается его обчистить в борделе. Оба, кстати, любят выпить — а алкоголь, напомню, был одной из центральных тем Disco Elysium.

  📷
📷

Внутренняя империя

Но главное, что роднит Sovereign Syndicate с культовой игрой студии ZA/UM, — это, конечно, упор на длинные диалоги и тексты (сражений в привычном понимании здесь тоже нет) и возможность отыгрывать одну историю разными по характеру персонажами. Все три героя и сами по себе сильно различаются, а помимо этого каждому доступны разные типажи, которые мы выбираем перед первым знакомством с персонажем. Речь идёт о характере и доминирующих качествах психики — будет ли герой или героиня в своих действиях руководствоваться эмпатией, интуицией, остроумием, интеллектом, тактом или, например, анализом, эгоизмом, изобретательностью.

  📷
📷

Все эти психические черты одновременно являются и названиями характеристик, которые в том или ином сочетании определяют архетип персонажа. Но если мы выбрали, что он будет полагаться в первую очередь на интеллект, то именно этот атрибут изначально больше всего прокачан. Выбирая в диалогах и сценах варианты, связанные с этой характеристикой, мы будем и дальше её улучшать. А это увеличивает шансы успешно пройти связанные с ней проверки.

  📷
📷

Как и в Disco Elysium, в голове персонажа всегда ведут между собой разговор самые разные свойства психики. Когда куртизанка гадает, стоит ли ей обворовать отлучившегося аптекаря, нужно ли предложить своё тело магу-минотавру при первой их встрече или отделаться душеспасительной беседой, внутри неё спорят такт, изящество, интуиция и интеллект. А минотавр, когда в другой ситуации сталкивается с опасностью, выслушивает аргументы животного инстинкта, предлагающего сразу ринуться в бой, и самодисциплины, уверяющей, что лучше взять себя в руки.

И мы всегда вольны выбирать варианты, связанные с разными чертами психики. Необязательно с доминирующими — побочные тоже прокачиваются, открывая новые возможности в диалогах и позволяя создавать более гибкий образ личности.

  📷
📷

Кроме того, выбор архетипа определяет, какую карту Таро мы получим на старте. Каждая из них даёт одну черту, будь то смирение, хамелеон, иллюзионист, эрудит, скрытность и так далее. Во многих диалогах и ситуациях некоторые действия доступны только при наличии той или иной черты характера. А новые карты Таро мы получаем по мере прохождения — например, если куртизанка продолжит направлять дуло револьвера на контрабандиста, заломившего слишком высокую цену за билет на корабль, то получит карту «Упрямая». А если вступится за подругу-проститутку перед полицейским, то ей станет доступна черта «Защитница».

  📷
📷

Но и это ещё не всё. Важную роль также играет «темперамент», который выражается в «надеждах» и зависит от того, как мы поступаем в тех или иных ситуациях и как реагируем на увиденное. Например, когда маг-минотавр отдаст банковский чек в свой родной сиротский приют в качестве компенсации за украденные им когда-то деньги, то получит сразу 20 «надежд», но лишится приличных денег (можно было ведь просто извиниться). А дворф, найдя в починенном им механическом почтовом голубе любовное письмо, может буркнуть что-то в духе «Любовь стала болезнью этого города» или, наоборот, отреагировать романтически и сентиментально. В первом случае он потеряет 5 «надежд», во втором — добавит столько же.

В итоге темперамент может варьироваться от отчаявшегося пессимиста до неисправимого оптимиста и «полного надежд» персонажа, который верит только в лучшее и считает, что стакан всегда наполовину полон. А это опять же влияет на опции в диалогах.

  📷
📷

Психология и деньги — страшная сила!

Как видите, геймплейная формула в Sovereign Syndicate сложная, навороченная, но интригующая. И завязана она в первую очередь на мораль, психику и психологию, на черты характера и диалоги. Но радует также обилие побочных квестов — от необходимости найти еду для котика, добыть крысу на заказ или сделать ставку на скачках до улаживания любовных отношений подруги со своим ухажёром и поиска пропавших из приюта сирот.

Исследовать локации тоже полезно — полно персонажей, точек интереса и предметов, на которые мы по-разному реагируем, периодически прокачивая свои психологические качества и теряя или приобретая «надежды». А ещё можно найти металлолом, чтобы его выгодно продать. Особой экономики в Sovereign Syndicate нет, но деньги могут понадобиться в некоторых ситуациях — у дворфа, например, есть вариант инвестировать в бизнес по прокачке автоматонов, а маг-минотавр может либо накопить нужную сумму на аренду жилья, либо расплатиться кольцом матери, что отрицательно скажется на его «темпераменте».

  📷
📷

Это не Disco Elysium…

Конечно, Sovereign Syndicate недотягивает до Disco Elysium — ни по качеству текста (хотя оно здесь тоже высокое), ни по уровню нелинейности. Последней и в игре от ZA/UM не так уж много — если говорить о реальном влиянии на ход истории. А здесь она и вовсе иллюзорная в большинстве случаев и сводится к отыгрышу разных ролей, а не к изменению событий.

Во всех сценариях, где предполагалось разное развитие ситуации (и которые я проверил), менялись лишь детали, но исход был один.

  📷
📷

Сам сеттинг в Sovereign Syndicate тоже очень колоритный. Но это не то гениальное безумие, что творится в Disco Elysium. Причём в том прекрасном хаосе чувствовалась такая же безумная логика. А здесь, когда например, на сцену вышли индейцы, которые просят помочь им с оружием для борьбы с техасскими рейнджерами, я почувствовал, что это уже перебор — авторы словно выстраивали мир по принципу «Свалим всё в кучу, и чем страннее, тем лучше!».

Есть также вопросы к построению сюжета и ритму повествования. Главы за разных героев порой сменяются так, что потом приходится вспоминать, а чем же мы там занимались и какие задания были. Лучше бы эпизоды заканчивались тотальной сменой обстановки или интриги, а не на полуслове. Да и непосредственно со свидетелями убийства мы впервые сталкиваемся аж в восьмой главе.

  📷
📷

…Но тоже интересно

С другой стороны, мы ведь сравниваем с одной из лучших игр вообще с точки зрения сюжета и текста. Да, до неё Sovereign Syndicate недотягивает, но это не отменяет того факта, что перед нами вполне интересная диалоговая RPG с увлекательной историей и яркими персонажами. Здесь нет безумных диалогов с собственным галстуком, но колорита тоже хватает — например, маг-минотавр постоянно болтает в своей голове с какой-то «старой ведьмой» и всю дорогу пытается найти способ избавиться от неё.

Диалоги и описания здесь не такие выдающиеся, но очень даже литературные. Они требуют хорошего знания английского и даже дают возможность узнать старые британские жаргонизмы — например, gonoph значит «бандит». Радует и то, как много тут активных предметов с подробными и интересными описаниями. И реагируют на них герои по-разному — так, заметив в магазине один из инструментов испанской инквизиции, минотавр пустится в длинные размышления, кто и зачем может такое купить, а дворф плюнет и скажет, что это бесполезная штука.

  📷
📷

***

Sovereign Syndicate не стала «убийцей Disco Elysium», но это первая достойная диалоговая RPG в том же стиле. Всё-таки не хочется ещё раз произносить слово «клон» — слишком большую и кропотливую работу провели авторы. У игры есть интересные собственные фишки, да и в целом она затягивает.

Плюсы: увлекательный сюжет, складывающийся из историй трёх персонажей; харизматичные герои; яркий сеттинг; обилие побочных квестов; много отлично написанных диалогов; необычная ролевая система, позволяющая прокачивать качества психики и темперамент персонажа, а также открывать черты характера с помощью карт Таро; приятная картинка.

Минусы: есть вопросы к ритму повествования и постановке; слишком мало реальной нелинейности; диалоги не озвучены; нет русского перевода, а английский тут весьма непростой.

Автор: Кирилл Волошин
Оригинал:
Sovereign Syndicate: Обзор клона Disco Elysium
Disco Elysium
686 интересуются