Сегодня поговорим о том, как появился балет, в каких странах он наиболее активно формировался и как превратился в отдельный вид искусства.
Балет– это искусство, которое сочетает танец, музыку и драматургию. Возникнув как придворное искусство в XV-XVI веках, оно смогло подняться до высшей ступени хореографии.
Слово "балет" происходит от греческих слов "choreia" – пляска и "grapho" – писать, что указывает на тесную связь танца с музыкой и драматургией. Вначале термин "балет" обозначал танцевальный эпизод, а не целостное художественное представление. Однако, с течением времени балет стал развиваться и формироваться в самостоятельное искусство.
Балет может быть разным по своему стилю и жанрам. Сюжетный балет представляет собой классическое многоактное повествовательное представление, в то же время существуют другие жанры: балет-симфония или балет-настроение, драмбалет, миниатюра. Балет также может быть комическим, героическим или фольклорным. В ХХ веке в балете появились новые формы, такие как джаз-балет и модерн-балет, открывая новые горизонты для развития этого искусства.
Основные этапы развития балета отмечены в эпоху возрождения, барокко и классицизма. В Италии, уже в XIV -XV веках, появились первые танцмейстеры, они сформировали правила бальных и придворных танцев. В Испании сюжетная танцевальная сценка называлась мореской, а в Англии – маской. Возник фигурный танец, организованный по типу геометрических фигур. Известны конные балеты, в которых всадники гарцевали на лошадях под музыку.
Первым балетным спектаклем, объединившим музыку, слово, танец и пантомиму, стал "Цирцея, или комедийный балет королевы", который был поставлен при дворе Екатерины Медичи. С тех пор во Франции начал развиваться жанр придворного балета. В XVI веке балет был пышным зрелищем в барочном стиле, а во времена Людовика XIV стал спектаклем, включавшим сценические эффекты, смену декораций и фейверки.
Постепенно балет начал становиться самостоятельным искусством, когда балетмейстер Пьер Бошан сформулировал правила "благородной манеры танца". Он разделил все движения на группы и использовал пять позиций ног и три позиции рук. Это заложило основу для развития классического танца.
В театре Парижской оперы XVII века существовал особый жанр театрально-музыкального зрелища - оперы-балеты. На начальном этапе в балетную труппу входили только мужчины. Французские танцовщики славились своей грацией и благородностью в исполнении. Однако, итальянские танцовщики приносили на сцену Парижской оперы новый виртуозный,быстрый стиль танца. Луи Дюпре стал одним из основоположников мужского сценического танца, объединив обе манеры исполнения.
Развитие техники танца привело к изменениям в женском костюме. Так, Мари Камарго и Мари Салле были первыми балеринами, которые начали исполнять прыжки, ранее доступные только мужчинам. Они отказались от тяжелых фижм и панье и укоротили юбки, а также перешли на обувь с низким каблуком.
Эпоха просвещения, простирающаяся с XVII по XVIII век, имела огромное значение для развития балета. В это время просветители призывали к отказу от условностей классицизма и выступали за демократизацию и реформы в балетном театре. Великими пионерами нового направления стали Джон Уивер (1673-1760) и Д. Рич (1691-1761) в Лондоне, Франц Хильфердинг (1710-1768) и Гаспаро Анджолини (1731-1803) в Вене, а также композитор и реформатор оперы Кристоф Виллибальд Глюк. Эти творческие деятели стремились превратить балет в сюжетный спектакль, подобный драматическому.
Во второй половине XVIII века появились великолепные танцовщики, такие как Гаэтан Вестрис, Пьер Гардель и Огюст Вестрис. Легкая одежда в стиле антик, которая стала модной накануне французской революции, способствовала развитию техники балета. Однако балетные номера имели слабую связь с сюжетом оперы и были более похожи на различные танцы, выполняемые во время оперного спектакля.
Особое значение в этом движении имел Жан Жорж Новерр (1727-1810), ученик Луи Дюпре, который внес революционные изменения в балетное искусство. Он предложил новый подход к балету, рассматривая его как самостоятельный спектакль. Новерр активно использовал пантомиму и лексику танца, уподобляя балет классицистской драме. Он также развивал формы сольного и ансамблевого танца, вводил многоактные балеты, отделял балет от оперы и различал балет на высокие и низкие жанры - комические и трагедийные.
Идеи Новерра были изложены им в "Письмах о танце и балетах" (1760). Его наиболее известные балеты основаны на мифологических сюжетах: "Адмет и Альцеста", "Ринальдо и Армида", "Психея и Амур", "Смерть Геркулеса".
На протяжении своей карьеры Новерр создал 80 балетов, 24 балета в оперных постановках и 11 дивертисментов. Благодаря его творчеству завершился процесс формирования балета, ставшего самостоятельным жанром в театральном искусстве. Вскоре наступила эпоха романтизма, которая подарила миру шедевры классического балетного наследия.