Очень хорошо вести канал на Дзене. Можно не только делиться с читателями взглядом репетитора на современное образование, но и отследить эволюцию некоторых эпизодов:
- как развивалась та или иная ситуация;
- какие действия увенчались положительным результатом;
- какие не принесли плодов.
Сегодня о бездействии родителей. Бездействие самых близких и дорогих людей, единственных защитников, наносит непоправимый вред ребёнку, пока он маленький. А потом вред разрастается и выплёскивается в социум.
Вот статья, где я рассказывала об ученице. Её травили в школе, а родители по разным причинам отмахивались от создавшейся ситуации.
Обозначу вехи развития истории.
- Репетитор (автор статьи) поднимает праведный вой, вмешивается в конфликт, трясёт родителей, доходит до директора.
- Хулигана по совокупности деяний экспортируют в другую школу.
- Родители клянутся и божатся, что вот-вот переведут девочку на семейное обучение, а также обязательно запишутся к психологу.
- Расстаёмся на несколько месяцев. Затем начинаются летние каникулы.
Возобновляем занятия математикой осенью по инициативе родителей. Сразу вижу перемены в поведении.
До перерыва
Пятый класс
Эта ученица никогда особых звёзд с неба не доставала. Ей было не до учёбы, и я её понимаю. Когда ходишь в постоянном страхе, что в любой момент можешь подвергнуться неприятностям, ни математика, ни другие предметы в голову не полезут.
Однако нам хватало условной четвёрки. Её фактически не было, но учителя девочку жалели. Голова хорошая, работоспособность согласно возрастной норме. Осложнялись занятия долгой подготовкой к работе. Из-за сложившейся обстановки постоянной опасности ребёнку трудно было концентрироваться сразу. На это уходило 10-15 минут.
Эмоциональной стабильностью она тоже не отличалась. Тип темперамента – скорее, меланхолик, с элементами флегматика. Всегда немного с надрывом, глазки на мокром месте, голосок дрожит. Возможно, такой она не была, а стала вследствие долгой травли. Мы познакомились, когда всё уже происходило.
После перерыва
6 класс
Как только закончился первый сентябрьский урок, я связалась с родителями. Оказалось, что:
- никуда её не переводили. Просто на больничном месяц посидели. Осталась в том же классе.
- ни к какому психологу её тоже не водили, потому что "у нас на местности ни одного приличного" не нашлось.
Весь шестой класс прошёл под эгидой "вы мне не помогли, я теперь с вами не разговариваю". С репетитором – пара слов на уроке. С родителями – пара слов за ужином.
Эгиду я сама придумала, потому что девочка закрылась. На любые попытки достать её из молчания начинались слёзы. Причём не чистые детские слёзы, а манипуляция.
Как репетитор различает типы слёз? Слух музыкальный. И опыт большой, товарищи.
По всем предметам мы скатились на тройки.
Начались конфликты... с девочками.
Объяснимо. Идеолог травли был устранён, но модель жертвы осталась. Девочка потеряла способность быть не жертвой. Она просто не умела по-другому и своим поведением притянула другой конфликт, чтобы неосознанно погрузиться в привычную роль.
Я отказывалась неоднократно в этом участвовать, хотела бросить занятия, которые по продуктивности стремились к нулю. И всё-таки мама находила нужные слова. Уговаривала, взывала, просила.
Велась. Малодушничала. Решила для себя, что так будет лучше, что хотя бы чем-то смогу помочь.
Сейчас
Седьмой класс
Пошли четвёрки и пятёрки. Правда, там не то пароль поменялся, не то дневники электронные куда-то переехали, поэтому доступ к показателям у меня прекратился. Однако ребёнок довольно резво считает и пишет, складывает и приводит к общему знаменателю, умножает и выносит за скобки. На моих уроках всё получается почти хорошо. Наша почти четвёрка к нам вернулась. Ничего, разгонимся до настоящей, коли дальше так пойдёт.
Одним словом, стало получше, со слов окрепшей после каникул ученицы и довольных родителей.
Да и конфликт исчерпался. Более того, она даже стала центром силы, обросла подругами! Неужели обошлось?! Вот же славно!
Мы бы и дальше так думали.
***
И тут мне звонит её мама:
"Я в шоке! А вы знаете, как она нас обманывала?! И никто не догадывался! Оказывается, она делала скрины с дневников одноклассников, у которых приличные оценки. И нам показывала! А тут я на неё насела. "Давай, показывай!" А там..."
Оказывается, у нас одни двойки. По всем предметам. Ещё выяснилось, что маму в школу вызывали, и девочка все усилия приложила, чтобы родители об этом не узнали.
Насколько я знаю, доступ у родителей к дневникам есть. Наверное, либо озорница так хорошо научилась врать, либо маме так это "надо", что обо всём узнаёт в последний момент и случайно.
Не переживайте, товарищи критики, я ей прямо так и сказала. У нас с ней открытые отношения. Знаю, что мы все работаем. Но это отговорка, если речь идёт о ребёнке.
Теперь о группе одноклассниц, которую наша героиня организовала и возглавила. Это гоп-ячейка. Банда. Они прогуливают, балуются безобразиями, задирают слабых, кто помладше.
Разумеется, родители стали разбираться. При попытке разговоров подросток прячется в себя, плачет, юлит и манипулирует.
Мама в очередной раз пообещала отвести ребёнка к психологу.
Только думаю, что раньше надо было. Теперь уже не знаю, поможет или нет. Два года назад, когда жертва нуждалась в поддержке, взрослые думали, что само устроится. И пустили ситуацию на самотёк.
Устроилось, только в другом смысле. Она переживала, она терпела, она переносила. И перенесла, так и есть. Но в ходе мытарств и унижений она потеряла... себя.
Она утратила свою изначальную личность. Из боли и переживаний родилась другая: холодная, расчётливая, лживая.
К психологу надо бежать бегом, а мы больше не будем заниматься. Теперь точно.
***
Пишу сегодня для тех родителей, которые находятся в похожих обстоятельствах. Не ждите, когда образуется, когда пройдёт, когда сладится. Если есть подозрения, что что-то не так, бросайте всё и вглядывайтесь в ребёнка.
А не то можно его потерять. Того, который был.
И не факт, что новая, сильная и самостоятельная личность вам понравится.
Название статьи – то немногое, что мне удалось вытащить из спасшейся, но чужой мне семиклассницы.