1941 год
Северная Африка
В 1941 году по решению английского командования для операций в тылу врага в Северной Африке создается Британская специальная авиаслужба (САС) - полк «коммандос» под командованием Дэвида Стерлинга (смотри публикацию «Создатель САС (Британской специальной авиаслужбы)»).
В ноябре 1941 года, чтобы ослабить осаду немцами Тобрука, было решено силами САС совершить налёты на пять немецких аэродромов в Ливии.
Но 16 ноября 1941 года, на когда планировался вылет групп САС, прогноз погоды был наихудшим их тех, которые только можно придумать. Ветер был такой силы, что далеко разносил группы парашютистов. В итоге они практически были лишены возможности действовать согласовано. Скорость ветра в день предполагаемого десанта Стерлинга составляла около тридцати узлов (примерно 70 км/ч). Однако, Дэвид Стерлинг всё-таки приступает к выполнению своего плана.
Вылетели тремя транспортными самолетами. Один сбился из-за ветра с курса, оказался над немецкими частями. Был сбит огнем ПВО противника и совершил вынужденную посадку. Его экипаж и «коммандос» на его борту угодили в плен к немцам. Два других самолёта дотянули до предполагаемого места высадки, Группы «коммандос» сумели совершить высадку с парашютами, однако, испытали большие неприятности при приземлении. Около трети «коммандос» получили вывихи суставов или сломали конечности. Один человек пропал. Его так и не нашли. Сам Стерлинг потерял сознание от удара головой при приземлении, и пришёл в себя лишь тогда, когда неотстёгнутый парашют поволок его по острой прибрежной гальке и гравию.
Большая часть боеприпасов и амуниции, сброшенных одновременно с людьми, пропала. «Коммандос» не смогли найти даже контейнер с оружием. В результате, остались вооружены одними револьверами и несколькими гранатами.
При этих обстоятельствах принимается решение двигаться к условному месту встречи с машинами разведывательной группы, составленной из видавших виды новозеландцев, австралийцев и родезийцев, примкнувших к САС. Требовалось пройти по пустыне около пятидесяти миль, ориентируясь только по компасу и имея по фляжке воды на человека.
И тут на помощь «коммандос» пришла погода.
Мощнейший шторм пронёсся над Северной Африкой, заливая окрестности проливным дождем. Это превратило высохшие русла — вади — в полноводные реки.
Стерлинг очень точно рассчитал маршрут и вывел свою группу в нужное место, где оказались машины. Командир другой группы ошибся, завёл свою группу в пустыню. В итоге она оказалась в плену у немцев.
Из заброшенных шестидесяти двух человек вышли к своим только двадцать два. Одним из уцелевших был Пэт Рэйли, старший сержант полка САС, здоровенный американец со Среднего Запада, который попал в отряд в самом начале войны только потому, что скрыл свое гражданство (США в тот момент ещё не вступили в войну). Другой — Джон Льюис, эксперт-подрывник, разработал «бомбу Льюиса»*; такие бомбы причинили колоссальные разрушения немецким укреплениям в ходе последующих рейдов САС.
Среди выживших были Джонни Купер и Пэдди Мэйн (о нём смотри публикацию «Из тюрьмы в герои»). Джонни Купер остался в САС и после окончания Второй мировой войны и был участником военных операций английской армии в Малайе и Адене.
* Бомба Льюиса представляла собой взрывоопасное полевое взрывное устройство, изготовленное путем смешивания дизельного топлива и пластичного взрывчатого вещества Nobel 808. Она была создана лейтенантом Джоком Льюисом, одним из первых членов подразделения L SAS в 1941 году.
(Источник: Аростегай М.)