Найти тему
Олег Лыткин

"Земля Санникова". Женский след. Часть 1 "Навязали двух девушек, да ещё с одинаковыми именами". Две жены Семёна Ордина

Аннуэн и Аннуир
Аннуэн и Аннуир

Автора романа "Земля Санникова" Владимира Афанасьевича Обручева порою упрекали, что он недостаточно хорошо прописал героев романа. Особенно героинь. Что отчасти верно. Например, жёны Горюнова и Костякова Мату и Папу очень слабо отображены на страницах. И, наверное, не потому, что Матвей и Павел не проявляли интереса к своим суженым. Просто автор утратил к ним интерес по ходу написания. Возможно, большего внимания заслуживала жена вождя, оставшаяся безымянной. Но, как минимум, три женских персонажа изображены Обручевым весьма ярко и сыграли значительные роли в сюжете. Речь идёт об обеих жёнах Ордина, носивших одинаковое имя Анну, и онкилонской жене Горохова Раку. У Никиты, если вы не забыли, осталась жена на материке.


Итак, главный вождь онкилонов Амнундак и шаман решили женить путешественников на онкилонских девушках, чтобы удержать их на острове. На Никифорова, проживавшего отдельно, это решение не распространялось. А четверым предстояло связать себя узами брака. И, надо сказать, что только женатый Горохов был рад этой новости. Холостые Горюнов, Ордин и Костяков были, мягко говоря, огорчены. Во-первых, женитьба, да ещё и незнакомых девушках, не входила в их планы. Во-вторых, жёны могли бы ограничить их свободу на острове, да и возвращение выглядело проблематичным. И наконец, третий нюанс. Не ищите тут расизма, но у трёх путешественников наверняка были несколько иные идеалы женской красоты. И вряд ли кто-то из них мечтал о браке с представительницей другой расы. Да и языковой барьер никто не отменял.
В итоге Горюнову удалось склонить вождя к компромиссу. У путешественников появились невесты, которым через некоторое время предстояло стать жёнами. За этот период молодые люди и девушки могли лучше узнать друг друга, сломать уже упомянутый языковой барьер. Невесты переселялись в жилище, построенное путешественниками, вели бы с ними совместное хозяйство. Оставалось только выбрать спутниц жизни.
Согласно онкилонскому обычаю, потенциальный жених должен был догнать свою избранницу. Причём девушка бежит налегке, а юноша - в полной боевой выкладке. Если молодой человек не догонял девушку, то получал отказ. Вождь избавил гостей от беготни по кругу, предоставив им самим выбрать невест. Что они и сделали, остановив свой выбор на девушках из рода вождя. На праздник же съехались девушки и юноши всех 19 онкилонских родов.
Итак, избранницу Горюнова звали Мату, Ордина - Анну, Костякова - Папу, а Горохов остановил свой выбор на Раку, с которой он уже успел познакомиться. И надо сказать, что онкилонки были рады, что их выбрали "белые колдуны".
Как вы могли прочитать в предыдущих статьях, покинувшие материк 400 с лишним лет назад, онкилоны сами того не ведая построили некоторое подобие коммунизма. Вместе трудились, вместе справедливо распределяли результаты своего труда. Минимум личной собственности. Ни денег, ни неравенства, ни преступности. Но равенство равенством, а девушкам хотелось всё же чем-то выделиться. А потому первая красавица рода Анну была счастлива, что именно её выбрал непохожий на других высокий, плечистый, бородатый Семён Ордин.
Но счастье Анну было недолгим. Представительница отдалённого рода тоже Анну отвергла нескольких женихов и заявила вождю, что хочет стать женой Семёна. Дерзкая девушка заявила, что Семён дорогой гость, волшебник и вождь, и ему положено иметь две жены. Как и вождю. И верховный вождь онкилонов Амнундак оказался в непростой ситуации - либо поделиться с Семёном правом иметь вторую жену (одна из немногих привилегий вождя), либо жениться во второй раз. Вряд ли второй вариант мог понравиться жене вождя, поэтому Амнундак разрешил Семёну стать двоеженцем. Самого Ордина эта новость вряд порадовала. "Подсунули двух девушек, да ещё с одинаковым именем". А какие эмоции переполняли первую Анну догадаться несложно. Ей столичной (при всей условности этого статуса) было велено поделиться в угоду дерзкой провинциалки. Естественно отношения Аннуэн и Аннуир не заладились с самого начала.

Аннуир на Земле Санникова
Аннуир на Земле Санникова
и княгиня Анна Ордина
и княгиня Анна Ордина


Но сразу после праздника началась война. На род второй Анну напали вампу, и Амнундак объявил поход на врага. Пришлось идти воевать и четверым путешественникам. Их огнестрельное оружие в итоге сыграло главную роль в победе. Анну-вторая, или Аннуир, как её потом стал называть автор, сама рвалась на войну. Но в итоге осталась в новом доме. Во время битвы с вампу Семён Ордин был ранен в руку. Аннуир заметила это, когда воины возвращались из похода, и бросилась к жениху. И тут, наверное, сердце Семёна дрогуло.
Две Анну избрали разные тактики. Аннуэн считала, что раз уж Семён пришёл на их землю и остался, то пусть будет одним из онкилонов. Большим белым бородатым онкилоном. А онкилонские женщины при видимой покорности умели манипулировать своими мужьями. Естественно, Аннуэн не собиралась изучать русский язык. Так, некоторые слова. Пусть Семён сам учит. Вон, Никита Горохов выучил.

Аннуэн
Аннуэн


Аннуир же решила подстроиться под жениха. Она довольно быстро выучила русские слова, кругом сопровождала Семёна, что было непривычным, а может неприличным для остальных онкилонок. Она полезла в озеро купаться, чем вызвала насмешки соплеменников. Но довольно быстро Аннуир стала для Семёна не только любимым человеком, но и надёжным другом.
А что же Аннуэн. Она гнула свою линию, ревновала Семёна к соперницы. И эта ревность превратила любовь к Семёну в ненависть. Будучи довольно сильной женщиной Аннуэн настроила против женихов Мату и Папу, которые стали её послушными марионетками. И, конечно же, усиливалась вражда между двумя Анну. Которая ярко проявилась в "конкурсе на терпеливость". Когда девушки щекотали друг друга. Аннуэн выиграла этот спор и с нескрываемым удовольствием выплеснула воду из миски в лицо соперницы. Спор она выиграла, а Семёна проиграла.

Аннуир
Аннуир


И когда отношения между путешественниками и онкилонами окончательно испортились, Аннуэн и две её подружки приняли сторону шамана. Аннуир же осталась верна Семёну. И если в начала своего знакомства она и слышать не хотела об уходе на большую землю, то в заключительных главах девушка приняла сложное для себя решение покинуть Землю Санникова. Предательство ли это? Вряд ли. Если бы Аннуир осталась на острове, то ничего хорошего бы её не ожидало. В племени уже стали считать её колдуньей. При этом Аннуир переживала за судьбу своего народа и ждала, что Семён и Матвей смогут спасти онкилонов во время наводнения.
Судьбы двух Анну оказались разными. Автор говорил, что Ордин нашёл уцелевшие после наводнения вещи Аннуэн, чем косвенно намекнул на её гибель. Хотя тела никто не нашёл. Но если даже Аннуэн пережила наводнение, то она разделила участь онкилонского народа, уничтоженного извержением вулкана. Аннуир осталась последней чистокровной онкилонкой. А дети Семёна Ордина и Анны Ординой стали последними носителями крови исчезнувшего народа.

Анна Ордина
Анна Ордина