Часть 4. Жизнь в слепецких домах: досуг (двор - мусор)
Почему я отнесла выброс мусора к разделу «досуг-двор»?
Дело в том, что это было очень важное дело для каждого жителя этих домов, в которое были вовлечены и старые и молодые, и мужчины и женщины, и слепые и зрячие, на время объединенные общей проблемой.
И реализовался этот процесс избавления от мусора, накопившегося дома, именно во дворе. А сопровождался он периодически постоянным пребыванием в любую погоду круглогодично на одном и том же месте в ожидании приезда машины.
В моей памяти сохранилось два способа избавления от мусора в период моего детства, которые были основаны на отсутствии мусорных баков, привычных нам теперь. То, что баков не было, в отсутствие практики сортировки мусора и привычки складывать его в специальные пакеты, было, наверное лучше, так как машина периодически увозила все отходы со двора, а из баков всё бы раздувалось ветром, особенно использованная в туалете газетная бумага.
Первый способ избавления от мусора был связан с приездом во двор слепецких домов обычного грузовика с высокими бортами, который два раза в неделю в одно и то же вечернее время заезжал во двор, громко подавая сигнал к сбору (в то время машинам было не запрещено подавать громкие сигналы).
В кузове грузовика находился один или два рабочих, которые наклоняясь, принимали ведра с мусором и вытряхивали их содержимое в кузов. Эти люди были одеты в высокие сапоги и топтались на куче мусорных отходов, стараясь немного приминать ее, принимая ведра.
Запах стоял соответствующий!
В то время не существовало специальных пакетов для упаковки мусора и не было принято вставлять в ведро какую-то приспособленную внутреннюю оболочку для складирования отходов (как, например, делают сейчас, используя обыкновенные пластиковые пакеты, которых тогда тоже не было). У многих жильцов несортированный мусор просто был вывален в ведро, и после освобождения от него, в этой емкости оставалась вонючая жидкость от пищевых отходов.
Мусор вообще не принято было сортировать и, кроме того, были ведь еще туалетные отходы от использованных газет, которые тоже впихивали в ёмкость вместе с остатками пищи. Мусорные ведра, как правило, имели довольно замызганный вид и, видимо, не все и не всегда их тщательно ополаскивали.
К этому же способу относится более поздний период, когда вместо двух мужчин, принимавших мусорные ведра с двух сторон кузова, во дворе появилась лестница с перилами, на которую можно было с одной стороны подняться, а потом с другой стороны спуститься. Верх лестницы выглядел как небольшая площадка, стоя на которой и можно было вытряхнуть мусор из ведра в машину, подъехавшую вплотную к этому сооружению.
Понятно, что слепым, не имевшим детей-помощников, это была нелегкая процедура, но им всегда находились желающие помочь: у стареньких брали ведро те, кто пободрее, и вытряхивали его сами, либо помогали слепым подняться на эту лесенку и нащупать борт машины.
Второй способ был связан с появлением специальной мусорной машины, которая имела механизм продавливания и утрамбовки мусора вглубь кузова, который был сверху и с боков машины закрыт. В заднем торце машины открывалось невысокое и небольшое пространство, куда можно было вывалить мусор, причем это могли одновременно делать и два-три человека, что создавало неразбериху в очереди.
По мере заполнения этого объема, водитель машины включал механизм утрамбовки, и все пережидали, пока это произойдет. После такого сгребания мусора куда-то в «тело» машины, на видимом её дне опять же скапливалась вонючая жидкость, которая подтекала от отжатого мусора.
Такая машина тоже неприятно пахла!
Кроме того, в любом случае после отъезда машины оставался мусор, который уж как-то попадал на тротуар. Далеко не всегда его подбирал совковой лопатой водитель машины, но изредка это было.
-----------------
Это время ожидания мусорной машины и организации очереди, в которой все помогали друг другу, фактически было видом дворового досуга, объединявшего всех жильцов. В хорошую погоду ждать машину во двор с вёдрами выходили задолго до назначенного времени, рассаживаясь на скамейках.
Примечательным было то, что выходили даже те, кто, как правило, не был склонен проводить свободное время во дворе, так как выхода у них не было – мусор выбрасывать надо.
В дождливую или в холодную погоду до самого приезда машины все жались по подъездам. Жильцы, имеющие детей среднего школьного и более старшего возраста, посылали занимать очередь на выброс мусора именно их, а сами либо наблюдали со скамеек, либо вообще сидели дома, доверяя своим отпрыскам.
Машина приходила либо чуть раньше, либо с опозданием, так как она шла маршрутом по многим дворам. Именно поэтому она, заезжая в очередной двор, давала громкий сигнал, а не из-за того, что в этих домах жили слепые люди. Но звать никого не надо было, так как толпа ожидающих формировалась задолго до нужного времени.
Другое дело, что целым представлением было вовремя занять место в очереди, чтобы не проваландаться в ней долго. Надо было либо точно угадать место, куда подъедет машина (это когда приезжал грузовик с бортами) и стоять там, чтобы оказаться первым. Либо надо было пристроиться к кому-то впереди и проситься пропустить.
А некоторые и не стремились попасть вперёд, а просто ждали до последнего, когда народ рассосётся. В очереди никто не ссорился, пропускали тех, кому надо куда-то торопиться, а также активно помогали слепым жильцам.
Это было время общения, сплетен-пересудов, а также возни и беготни дворовой детворы. В принципе было весело и я не помню, чтобы тяготилась выйти с мусорным ведром во двор в отличие, например, от чистки трёх картофелин на суп, когда его варил отец.
Мне только не нравилась процедура ополаскивания ведра и я всячески старалась её избежать. Еще я брезговала переваливать в ведро бумажки из туалета. Не всегда это делала мать, иногда приходилось и мне, когда родителей не было дома.
МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Из проведенного мною обзора видно, что утилизация мусора лет 50-60 назад находилась в зачаточном состоянии (у людей, проживающих в частном секторе, наверняка были свои особенные методы борьбы с мусором).
Думаю, что и инициативы в этом отношении люди проявляли маловато, и культура была другой.
А вот автор этого канала (см. выше) призывает в своей статье проявлять побольше инициативы и креативности в отношении очищения планеты от загрязнения сегодня! Я прочитала эту статью. А вы?
Часть 4. Жизнь в слепецких домах: досуг (двор - дети)
Про то, что до появления интернета и разнообразных гаджетов дети проводили всё свое свободное от уроков и родительских поручений время во дворе – писано-переписано.
И хотя клубный досуг детей в этих слепецких домах тоже относился к проведению времени «вне дома», про него я напишу отдельно.
Время, проводимое во дворе, делилось на три вида: сам двор, подъезды дома и подвалы дома (которые никогда не запирались, как и дворы/подъезды).
Вот именно по этой причине недоступности для детей сегодня свободно проникать в большинство чужих дворов, подъездов, не говоря про подвалы, про это и надо вспомнить.
Многие формы такого времяпрепровождения для нынешних детей покажутся дикими, так же как и для молодых родителей, которым и в голову не придёт отпускать маленьких детей гулять самостоятельно.
А мы не только лет с 3-4 гуляли во дворе одни (иногда в компании старших братьев/сестёр), я и в детский сад в старших группах частенько ходила одна (это было примерно кварталов пять от дома и воспитатели не возражали по этому факту), более того из детского сада в подготовительной группе по соглашению с родителями меня отпускали на занятия в балетную студию в Дом культуры, куда надо было ехать на автобусе несколько остановок.
Потом я возвращалась обратно в детский сад. Такое, конечно, сегодня совершенно невозможно! Причём одна из воспитателей специально укладывала мне косы «по балерински» (сворачивая их баранчиками над ушами)), готовя меня к очередному посещению студии.
---------------------
Сам двор, объединённый пространством двух пятиэтажек, предоставлял не так и много способов провести время интересно и с пользой. Игры мы придумывали сами. Их было множество и выбор зависел от возраста детей. Кроме того, жёстких запретов (за редким исключением) покидать двор не существовало – куда мы только не ходили одни – по всему городу шарились!
Те, кому это строго запрещали (на моей памяти это были две сестры, за которыми приглядывала бабушка, и один мальчик, который шел, куда хотел, но за ним следила хромая няня), редко, но поддавались нашим уговорам или просто нашему примеру, и тогда от их бабушек нам попадало с фразами «опять уманила Таньку со двора!». Попадало – это значит был крик на весь двор с выяснением отношений, но жаловаться родителям домой, как правило, не ходили.
Сейчас я думаю, что бабушки, не то чтобы волновались о своих внуках, а скорее всего им было лень бегать и искать их за пределами двора, да и ноги у них уже были не те!
До подросткового возраста мы играли в «магазин», в стрелки, в вышибалы, в кондалы, в штандр, в секретики, в прятки, в "колечко, выйди на крылечко", качались на качелях, ходили на стройки домов, чтобы «брать высоту» (книгу про Гулю Королёву "Четвёртая высота" читали тогда все), прыгая в кучи мягкого мусора или песка, искали на этих стройках гудрон и жевали его, зимой катались на горках, и т.д. Для таких игр, как волейбол или баскетбол, а также футбол и хоккей площадок в наших дворах не было. Для таких занятий надо было ходить в специальные секции.
--------------------
В подростковом возрасте большое значение стали иметь места сборищ в подъездах и в подвалах. Ничего плохого там не происходило – так баловство: девочки были наивными и строгими, а мальчики и не смели притронуться к запретному.
Правда две-три истории на тему «запретного» всё же мне стали известны, и из них я могу написать только про одну, так как это не мои секреты. Я понимаю, что я сейчас пишу про свой собственный опыт, а были ещё и другие слои детей и подростков, у которых, возможно, всё не совсем так происходило.
Так вот две девушки повадились ходить на стройку к солдатам из стройбата. Все эти солдаты были из "солнечных республик" и видимо очень привечали таких распущенных девиц. Одна из подружек жила в нашем подъезде и воспитывалась у бабушки, а вторая была приходящей к ней в гости из другого двора, но её родители также были слабовидящими. Было им лет по 15 и обе с нами не общались, так как мы были существенно младше. Мальчишек их возраста и постарше во дворе было достаточно, но ещё раз повторяю, в такие отношения до брака вступать было не очень принято.
Обе девицы вскоре забеременели, и узнали мы про эту беду только потому, что они решили отравиться, чтобы никто не узнал о их поведении. Жизнь обеим спасли, но больше я про них ничего не знаю, хотя пересудов на эту тему во дворах было много.
Конечно, каких-то шуток, поговорок на около сексуальную тематику среди подростков циркулировало много – природа диктовала своё! Например, старшая сестра одного подростка на вопрос «куда он девался» (нет его во дворе), неизменно шутила, посмеиваясь, что он «ушёл по лебедям» (подразумевалось «по бл..дям»), и всегда смеялась при этом. Сама она была строгой и недоступной и позже вышла замуж за молодого человека из нашего же дома.
Или подростки могли шутить, выдавая друг друга, что мерили сегодня линейкой кое-что, и результат был таким-то.
Еще помню была распространена около игровая практика особым образом у кого-то сжимать подбородок, чтобы предсказывать, какого пола у него родится ребёнок, когда он женится. Помню я, будучи совсем маленькой, на скамейке во дворе залезла на колени к Саше Вихореву, который ещё женихался, и так сжала ему подбородок. Все вокруг очень смеялись, а сам Саша смутился, хотя был уже далеко не подростком.
Всё это примеры того, что нравы были гораздо строже, чем сейчас и мы многое слышали, но не понимали в силу возраста. Интернета не было, просветить нас было некому!
Своеобразной формой просвещения на эту тему была моя подружка, которая проводила лето в деревне, а потом возвращалась с разными рассказами. Например, она предлагала мне многократно и быстро повторять фразы, чтобы получался совсем иной смысл: «идёт молоканка, за ей – банка!»; «поезда-поезда» и др. Ну и свою лепту вносило общение в школе и в пионерском лагере.
--------------------
Вот так мы и проводили время во дворе, перемешиваясь по возрастам, играя и следя за младшими братьями/сёстрами. Мои дворовые заботы плотно были связаны с младшей сестрой, выгуливать которую меня заставляли родители. Она была младше меня на пять лет, и я очень строго следила, чтобы никто во дворе её не обижал.
За один такой случай обиды (наверное не так уж всё и было страшно!), я налетела на одноклассника, который жил в соседнем кооперативном доме и был свидетелем этого случая, со словами «ты не мужик, а тряпка», на что он не сообразил как мне прямо сейчас ответить. А на следующий день в школе подошел и сказал: «А ты вехоть!». Это было так несвоевременно и смешно! Но думаю, что мама так его подучила ответить мне.
--------------------
Дворовая жизнь еще была связана с близостью (буквально через дорогу) школы-интерната для глухих и немых детей. Мы их называли «немтыри» и очень боялись. Не помню конкретных случаев, чтобы они нам вредили, но свой детский страх по этому поводу помню.
Один раз мать привезла мне из Москвы две пары синтетических колготок - ярко красные и синие, еще невиданных в нашем городке. Синие колготки я одела на прогулку во двор, где меня сразу же напугали появлением «немтырей». Помню, что я побежала, увидев двух парней, и со всего маху упала на асфальт. В итоге на коленке образовалась огромная дыра. К счастью колготки были мне велики и к тому же тянулись, мать сложила на коленке такую складочку, спрятав дырку, и зашила. Так я их и донашивала! До сих пор помню ядовитый цвет этих колготок.
Еще много игр было связано с канавой, которая исторически отделяла «Заканаву» от других районов города. Этот глубокий ров, отделяющий школу и магазин «Детский мир» от наших домов, был в моём детстве всегда, и лишь позже, когда мы уехали в вузы других городов, канаву засыпали.