Найти в Дзене
Живописные истории

Интересные детали картины «Мадонна, восседающая на троне» Дуччо ди Буонинсенья, ок. 1308/11 гг.

Оглавление

Дуччо ди Буонинсенья

Сиенский живописец Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255/60–1318/19) является одной из ключевых фигур в развитии раннего итальянского искусства.

О его жизни известно очень мало. Нет никаких достоверных свидетельств о месте рождения или обучении художника.

Некоторые специалисты предполагают, что он мог быть учеником Чимабуэ (ок. 1240-1302) или Гвидо да Сиена. Первое документальное упоминание о Дуччо датируется 1278 годом.

Сохранились записи о нескольких заказах художника, но «Маэста» — единственная работа, которую можно приписать ему с абсолютной уверенностью.

Из других документальных материалов известно немного о его характере, который, как можно предположить, имел бунтарские наклонности. Дуччо был несколько раз оштрафован — за отказ от военной службы, за отказ принести присягу на верность и, возможно, даже за нарушение правил, запрещающих колдовство.

Какие бы недостатки ни были у Дуччо, они явно перевешивались его потрясающим талантом.

Сиенские власти стремились заполучить его для своего самого важного заказа, и причины этого очевидны. Наряду с Джотто (1266/70-1337), Дуччо сыграл важную роль в освобождении итальянского искусства от ограничений византийских источников.

Алтарь Сиенского собора (Маэста), между 1308–1311 гг., дерево, темпера, золото. Передняя панель. Опера-дель-Дуомо
Алтарь Сиенского собора (Маэста), между 1308–1311 гг., дерево, темпера, золото. Передняя панель. Опера-дель-Дуомо
Оборотная сторона алтаря.
Оборотная сторона алтаря.

Мадонна, восседающая на троне

Картина Дуччо, признанная одним из величайших шедевров своего времени, помогла изменить ход развития итальянского искусства.

На протяжении большей части средневекового периода преобладающее влияние на искусство оказывал Восток.

Византийское религиозное искусство было мощным и иератичным, но его древние изображения считались священными, и от художников требовалось лишь добросовестно их копировать.

Оригинальность, самовыражение и любые формы реализма не поощрялись.

Под руководством Джотто и Дуччо итальянские мастера постепенно преодолели многие из этих ограничений.

В замечательном алтарном образе созданном Дуччо во многих фигурах чувствуется человеческая теплота, в сюжетных сценах присутствует подлинный драматизм, а драпировки выглядят гораздо более плавными и естественными, чем их византийские аналоги.

-3

Эта внушительная панель (2.13×3.96 м) занимала центральное место на фасаде огромного алтаря, заказанного для Сиенского кафедрального собора.

Она изображает Маэсту (Деву в величии) или Мадонну на троне.

Богородица с Младенцем возглавляют Небесный суд в окружении святых и ангелов.

-4

Четыре святых покровителя Сиены преклоняют колени у ног Марии, моля её о благосклонности, что вполне уместно, поскольку Богородица была официально объявлена покровительницей города. Надпись под её троном гласит: “Пресвятая Богородица, даруй мир Сиене”.

Сиенский кафедральный собор. Фото из Википедии
Сиенский кафедральный собор. Фото из Википедии

Дуччо получил заказ на создание алтаря от городских властей Сиены.

Сохранился контракт от 1308 года, свидетельствующий о роскоши данного проекта. Так, меценаты были обязаны предоставить художнику всё им запрашиваемое.

Например, одеяния Девы Марии были написаны ультрамарином — редким и дорогим чистым синим пигментом, полученным из лазурита, который можно было добыть только в карьерах современного Афганистана.

-6

Алтарь был завершен и торжественно доставлен в собор в 1311 году.

Он был очень массивным. В дополнение к Мадонне, восседающая на троне, на лицевой стороне изначально были сцены из младенчества Иисуса и Смерти Девы Марии, а на обороте — другие эпизоды из жизни Христа. К сожалению, в 1771 году алтарь был разобран и распродан, в результате чего некоторые его части были утеряны.

-7

Дева Мария и Младенец

Итальянские художники позаимствовали тему Богородицы на троне из византийских источников (см. внизу).

Картина Дуччо в общих чертах основана на византийском стиле, известном как Одигитрия (что означает "Та, кто указывает путь"). Мария указывает на Иисуса, намекая на то, что он - путь к спасению. Обе фигуры смотрят на зрителя, и в них нет признаков привязанности друг к другу.
Картина Дуччо в общих чертах основана на византийском стиле, известном как Одигитрия (что означает "Та, кто указывает путь"). Мария указывает на Иисуса, намекая на то, что он - путь к спасению. Обе фигуры смотрят на зрителя, и в них нет признаков привязанности друг к другу.

Дева Мария олицетворяет Царицу Небесную, а также Матерь Церкви.

В соответствии с обычной средневековой практикой, она изображена в большем масштабе, чем другие фигуры, чтобы подчеркнуть ее важность.

Звезда на её плаще — еще одна восточная черта — отсылающая к её титулу «Звезда моря».

Золото, широко применяемое на картине, использовалось для отражения света, а также для подчеркивания огромного богатства города Сиены.

Апостолы
Апостолы

Апостолы

Десять апостолов, обозначенных сокращенными надписями и атрибутами, которые они несут, расположены в верхней части картины.

Святой Ансанус
Святой Ансанус

Святой Ансанус

Четыре фигуры на переднем плане, преклонившие колени перед Девой Марией, — это святые покровители Сиены: Ансанус, Савин, Кресценциус и Виктор.

Святой Ансанус происходил из знатной римской семьи, но был предан отцом за проповедование Евангелия. Приговоренный к смерти императором Диоклетианом, Ансанус был брошен в чан с кипящим маслом, после чего его ещё и обезглавили.

Святой Иоанн Креститель
Святой Иоанн Креститель

Святой Иоанн Креститель

Иоанна Крестителя можно легко узнать по его неопрятному виду и одежде из шкур животных.

Что отсылает к его аскетическому образу жизни и скитаниям по пустыне.

Иоанн часто включали в картины «Небесного суда» из-за его статуса предшественника Христа.

Он также считался символическим связующим звеном между двумя частями Библии — последним из пророков Ветхого Завета и первым из святых Нового Завета.

-12

Лица ангелов

Дуччо следовал традиции в изображении фигур, окружающих Богородицу.

Художники разработали свои собственные представления о внешности многих наиболее известных святых, основываясь на рассказах об их жизни. Например, святой Павел обычно изображался лысым мужчиной с тёмной бородой.

-13

Ангелы же часто получали идеализированные лица.

Они считались бесполыми существами, поэтому художники неизменно стремились сделать их андрогинными.

Иногда их тела вообще отсутствовали, и они представлялись с головой, окруженной тремя парами крыльев.

-14

Святая Агенсса

Святая Агнесса — римская дева, которая была одной из многих христиан, принявших мученическую смерть во время правления Диоклетиана (284–305).

В руках у святой её традиционный атрибут — ягнёнок.

Эта ассоциация, вероятно, возникла из-за сходства с её именем (agnus на латыни означает "ягненок").

Агнесса была молодой девушкой в ​​возрасте около 13 лет, которую бросили в публичный дом после того, как она отказала высокопоставленному чиновнику во внимании.

-15

Реалистичное взаимодействие

Западные художники постепенно переходили к более натуралистическому подход в изображении своих моделей.

Вместо того чтобы изобразить ряды повторяющихся фигур, Дуччо внёс в сцену некоторое разнообразие.

Его святые и ангелы обмениваются взглядами и, кажется, общаются друг с другом.

-16

Стопы и мантии

Карьера Дуччо началась ещё до разработки математических законов перспективы.

Тем не менее он предпринял на этой картине определённые попытки создания ощущения глубины, показав ноги и мантии некоторых фигур, выходящие за край платформы.

Отчасти это было сделано для того, чтобы привлечь внимание к надписям на основании, которые идентифицировали некоторых менее известных святых.

Интересные факты и детали о художниках и картинах | Живописные истории | Дзен
-17