Джотто
Один из гигантов в истории искусства, Джотто (1266/70-1337), как правило, считается основоположником главного направления современной живописи.
Родившийся в Колле-ди-Веспиньяно, недалеко от Флоренции, Джотто учился у флорентийского художника Чимабуэ (ок. 1240-1302), и создал мощный натуралистический стиль, который отошёл от плоских, отстраненных условностей византийского искусства, господствовавших на протяжении веков.
Его фигуры кажутся цельными, весомыми, расположенными в реальном пространстве, и они убедительно и тонко выражают человеческие эмоции.
Это огромное достижение было признано еще при жизни Джотто.
Он работал в различных крупных художественных центрах, от Флоренции до Неаполя, и был первым художником со времен классической античности, получившим известность во всей Италии.
К сожалению, многие из его работ были уничтожены, и его творческий путь трудно восстановить в деталях.
Однако его шедевр — фресковое украшение Капеллы Скровеньи в Падуе — сохранился в хорошем состоянии, и одной этой работы достаточно, чтобы закрепить за ним репутацию одного из величайших художников всех времен.
Оплакивание Христа
Написанная на стене часовни Скровеньи в старом университетском городке Падуя, драма, изображенная на этой фреске, невероятно пронзительна.
Искаженные горем лица и позы фигур, строгая композиция и использование пространства — всё это передает ощущение трагичности смерти Христа.
Эта сцена является частью серии фресок, изображающих эпизоды из жизни Христа, Девы Марии и её родителей, Анны и Иоакима, и во многих отношениях является эмоциональной кульминацией капеллы.
С помощью этих фресок Джотто удалось отойти от художественных условностей того времени, и его новый стиль живописи ознаменовал поворотный момент в развитии западного искусства.
До того как Джотто создал свои новаторские образы реалистичных трехмерных людей, скованность фигур в византийской традиции и плоское, одномерное пространство, в котором они находились, мешали зрителю ощутить какую-либо реальную связь с изображённым предметом.
Ранее часто использовали мозаику для создания религиозных изображений, но её изготовление было не только дорогостоящим и отнимало много времени, но и носило в первую очередь декоративный характер и не предназначалось для эмоционального воздействия на зрителя.
Именно это и делает «Оплакивание Христа» таким мощным.
На ней изображен самый сильный эпизод в череде фресок, и Джотто придает этой сцене такую напряжённость, которая является одновременно трогательной и прекрасной.
Оживляя повествование
В соответствии с библейским сюжетом, проиллюстрированном этой фреской, тело Христа было снято с креста. Рядом с ним находится его скорбящие родные и последователи.
Дева Мария, держащая на руках своего мертвого сына, является центральным элементом картины.
Как и большое и вытянутое тело Христа, горе Марии кажется невыносимо тяжелым.
Справа от Марии Иоанн Евангелист откидывает руки назад в жесте, который выражает шок и смятение, а Мария Магдалина сидит в трауре у ног Христа.
Использование Джотто простых форм и цветовых оттенков помогает зрителю сосредоточиться на основных областях выражения эмоций на картине: лицах и руках.
Массивные фигуры на переднем плане задрапированы одеждой, которая подчеркивает форму тел под ними.
Нам не нужно видеть лица этих людей — их скорбь выражают опущенные головы и сгорбленные плечи.
Пропорции композиции реалистичны, и в ней присутствует убедительное ощущение пространства. В этом отношении Джотто предвосхищает приемы перспективы, которые были сформулированы и детально разработаны более ста лет спустя.
Мать и сын
Дева Мария держит на руках мертвого Христа, на её лице выражение глубочайшей скорби.
Тесный контакт между матерью и сыном, их лица почти соприкасаются, помогает нам проникнуться той человеческой трагедией, которая развернулась перед нами.
Тяжесть утраты — это всеобщий опыт, и картина резонирует на эмоциональном и очень личном уровне, независимо от того, придерживаетесь ли вы религиозных убеждений или нет.
Мария Магдалина
Фигуры в композиции Джотто не окружены никакими предметами, которые помогли бы нам их опознать.
Однако здесь Марию Магдалину можно узнать по её позе и действиям.
Ноги мертвого Христа лежат у неё на коленях, и она с любовью прикасается к ним, точно так же, как две другие женщины касаются рук Христа.
Мария Магдалина, кажется, плачет при виде ужасных ран.
Скорбящие
Лица скорбящих естественны и оживлены.
Все они обращены к телу Христову, как будто никто не может до конца поверить своим глазам.
В этой группе чувствуется спокойное достоинство, их жесты выразительны, но не слишком театральны.
В выражении их лиц можно различить боль и гнев — эмоции, которые они изо всех сил стараются держать под контролем. Это яркое ощущение реализма является визитной карточкой Джотто.
Сидящие фигуры
Люди, стоящие спиной к нам на переднем плане картины, усиливают композицию.
Они и другие люди в толпе, окружающие Христа, придают сцене большее ощущение интимности.
Пространство между этими двумя спинами является центром сцены. И лишь нам решать наблюдать за ней издалека или стать эмоционально вовлеченным.
Страдающие ангелы
Десять ангелов, словно падающие звезды — некоторые с огненными шлейфами — смотрят с лазурного неба на сцену внизу.
Их крошечные, искривленные тела красноречиво показывают их страдания.
Кто-то молится, кто-то явно плачет, а кто-то просто обхватывает голову руками, чтобы показать свое отчаяние.
Неподвижность и движение
Парящие и извивающиеся тела ангелов в небе создают сильный контраст с неподвижностью сцены внизу.
Напряжение между этими двумя противоборствующими силами помогает создать мощную и мрачную атмосферу.
О технике
Чтобы написать эти фрески, Джотто перенес предварительный набросок прямо на штукатурку стены.
Контуры наброска были проколоты, а затем через отверстия был нанесен уголь в порошке.
Нанесение краски на водной основе, пока последний слой штукатурки был ещё влажным (фреска означает "свежий" по-итальянски), позволило цветам впитаться.
Джотто приходилось работать быстро, завершая небольшие участки за раз.
После высыхания фрески становятся частью штукатурки на стене.
Джотто использовал сусальное золото для нимбов, крыльев ангелов и деталей одежды. Когда в часовне зажигали свечи, золото помогало осветить сцены.
Контекст
Серия фресок, включая «Оплакивание Христа», была заказана около 1300 года богатым банкиром и торговцем Энрико Скровеньи для украшения стен часовни рядом с его дворцом в Падуе.
Джотто было поручено изобразить истории как из Ветхого, так и из Нового Завета.
Сводчатая крыша часовни оформлена в виде голубого неба, усыпанного звездами, а стены украшены фресками в рамках. Серия заканчивается сценой Страшного суда, которая занимает всю западную стену, обращенную к алтарю.