Начиная с оферты номер 65, то есть 9 октября 2024 года, Wildberries убрал из оферты штрафы за самовыкупы, за искусственное завышение рейтинга. В общем-то, правильно сделал, потому что за период 2023-2024 года селлерам приходило огромное количество штрафов, абсолютно необоснованных штрафов. И как раз за 2023-2024 годы споры по штрафам за самовыкупы в моей судебной практике являлись наиболее частыми. Подавляющее большинство штрафов я отбил, но надо сказать, что были случаи неудач, когда Wildberries достаточно эффектно доказывал, что в конкретном случае поставщик-селлер нарушил и совершил искусственное завышение рейтинга.
Когда Wildberries отменил штрафы за самовыкупы, он занял следующую позицию: "Селлеры, я вас больше не штрафую, но если я буду выявлять самовыкупы через свои алгоритмы, то те действия, которые я выявлю как самовыкупы, не будут ранжироваться, не будут учитываться при развитии вашей карточки и при развитии вашего личного кабинета.
Лично я ни в коем случае не призываю селлеров делать самовыкупы или искусственное завышение рейтинга, потому что это, действительно, способ неконкурентной борьбы. Он противоречит законодательству. Однако, даже если вы не собираетесь использовать самовыкупы, Вы должны знать, в каких ситуациях Wildberries может расценить ваши действия как искусственное завышение рейтинга. Почему? Чтобы не навредить себе, даже не намереваясь делать эти самовыкупы.
Откуда я знаю, какие действия Wildberries может расценить как искусственное завышение рейтинга? Через меня за 2023-2024 год прошло огромное количество судебных процессов. Я видел и помню, каким образом Wildberries доказывал искусственное завышение рейтинга. Отсюда я знаю, как у Wildberries работают алгоритмы. Мы с вами пойдем от простого к сложному.
Отзыв на свой товар с личного аккаунта
Первое и самое простое, что может быть расценено как искусственное завышение рейтинга — это когда вы оставляете отзыв на собственный товар. То есть вы с портала покупателя оставляете отзыв на свой товар как продавца в карточке товара или где-то еще. В этом случае ваш отзыв будет расценен как искусственное завышение рейтинга и, соответственно, никак не будет учитываться при продвижении товара.
Что самое интересное, когда вы возвращаете свой товар в качестве селлера, вы можете обратиться к своему кабинету как покупателя. Через кабинет покупателя, через корзину товара, вы можете реализовывать возврат своего товара. Вайлдберриз в конце этого возврата может предложить оценить ваш товар, где вы можете поставить звездочку и написать отзыв. Вот на этом селлеры и попадаются: они зачем-то начинают писать отзывы на свой же возвращенный товар. Не надо здесь писать никакие отзывы, даже если вам Вайлдберриз предлагает это сделать, как будто бы понуждая совершить искусственное завершение рейтинга. Это будет расценено как самовыкуп.
Самовыкуп мы здесь понимаем широко. Это не только выкуп собственного товара, но и другие действия, которые Вайлдберриз расценивает как недобросовестные и не учитывает в своем ранжировании. Отзыв – это однозначно искусственное завершение рейтинга, если вы оставляете отзыв на свой товар.
Выкуп товара менеджерами
Вторая ситуация искусственного завышения рейтинга: ваш товар выкупается теми лицами, которые авторизованы в вашем кабинете продавца. То есть, например, ваш менеджер, который авторизован в кабинете, какой-нибудь аналитик или даже юрист, если он выкупит товар от собственного имени, даже если нет цели искусственного завершения рейтинга, Вайлдберриз все равно это расценит как искусственное завершение рейтинга. И в судах он активно на это почему-то ссылался.
Я категорически с такой позиции не соглашался, потому что менеджер может купить товар, футболку своего работодателя, поддержать его и для собственного пользования использовать эту вещь. Но все-таки Вайлдберриз сегодня и до этого расценивал это как искусственное завершение рейтинга. Это касается как самого выкупа, так и, конечно, оставления различных отзывов и оценок. Поэтому, если у вас есть менеджеры или аналитики, то попросите их не покупать ваш товар. Предложите им какой-то другой способ выкупить его, если они его хотят.
Здесь дело не только в том, что Wildberries не будет учитывать конкретные действия в рамках ранжирования вашей карточки. Дело не в том, что он не учтет какой-то отзыв. Нельзя сейчас понять, каким образом дальше будет развиваться ваша карточка, если Вайлдберриз будет регулярно выявлять искусственное завышение рейтинга в отношении нее. Может быть, вы попадете в теневой бан Wildberries, который нигде в оферте не регламентирован. Никто это не исключает, никто это не может отследить, поэтому с искусственным завышением рейтинга нужно быть максимально аккуратным.
Выкуп через QR-коды, привязанные к определенному телефону
Третья ситуация самовыкупов: товар выкупается при помощи QR-кода, но при этом QR-код связан с каким-то номером телефона, который авторизован в вашем кабинете продавца. Например, если кто-то из членов вашей семьи оплатит товар при помощи QR-кода, связанного с вашей банковской картой, то Wildberries однозначно увидит номер телефона, который привязан к этому QR-коду. Wildberries это прекрасно видит. Не нужно слушать людей, которые говорят вам, что если вы оплачиваете QR-кодом, то Wildberries не видит номера телефона. Wildberries его прекрасно видит, и лично мной это было проверено на том же судебном опыте, когда Wildberries представлял выгрузки и показывал, что товар был оплачен QR-кодом, но этот QR-код привязан к номеру телефона селлера. И здесь самовыкуп имеет место.
Массовый выкуп, но с одной банковской карты или разных номеров телефона
Четвертая ситуация. Ваш товар массово выкупается с разных аккаунтов, с разных имен, но с одной банковской карты. Это достаточно частая схема, которой пользовались компании, реализующие услуги по искусственному завышению рейтинга. Они создавали множество различных аккаунтов, но использовали одну банковскую карту. Это было большой ошибкой, потому что Вайлдберриз это видел, автоматически считывал и, естественно, представлял это потом в суде.
И, конечно, я дам рекомендацию здесь для добросовестных селлеров. Старайтесь не допускать того, что ваш товар выкупают все члены вашей семьи, но с вашей личной банковской карты. Если вы хотите кому-то оплатить покупку, то закиньте ему денег на его банковскую карту, пусть он со своей банковской карты оплачивает ваш товар. Иначе товар может быть расценен как продающийся с искусственным завышением рейтинга.
Неестественная география ПВЗ
Пятая ситуация. Ваш товар концентрированно и массово выкупается, но выкупается в рамках 5-6 пунктов выдачи заказов, в одном городе. Или ваш товар массово выкупается разными покупателями, но все в рамках одного пункта выдачи заказа.
Если вы просите своих соседей или близких выкупать товары, это достаточно опасно, потому что они, скорее всего, закажут товар в один пункт выдачи заказов. Вайлдберриз через свою тепловую карту заказов увидит, что есть массовые выкупы, и они идут на конкретные ПВЗ в рамках одного города. Нормальной Вайлдберриз считает ситуацию, когда у вас товар выкупается равномерно по различным ПВЗ в разных городах. Когда он видит концентрацию в каких-то ПВЗ или даже в каких-то городах, он может расценить это действие как искусственное завершение рейтинга.
Покупки только в одном городе
Шестая ситуация искусственного завершения рейтинга — это когда товар концентрированно выкупается в конкретном городе. В других городах выкупов вообще нет, а в этом городе выкупы, хоть и в различные ПВЗ, тем не менее имеют место.
Выкупы новыми аккаунтами
Седьмая ситуация: ваш товар выкупают массово, и выкупают очень свежие аккаунты, только недавно созданные. Например, было создано 15 аккаунтов, буквально месяц назад. Выкупают ваш товар, и в корзинах этих покупателей только ваш товар. В истории заказов только ваш товар, никакого другого.
Вайлдберриз рассматривает нормального покупателя как того, кто заказывает у разных продавцов, заказывает различный товар и не ограничивается только одним. Понятное дело, что когда покупатель только создает свой личный кабинет, иначе и быть не может. Разумеется, он закажет какой-то товар впервые. Но, если Wildberries видит, что эта ситуация массовая, что у вас нет нормальных выкупов, а вот этих новеньких аккаунтов полно, он может расценить это как искусственное завершение рейтинга. Это опять же звонок для тех, кто обращается к компаниям, занимающимися искусственным завершением рейтинга. Очень редко им создаются аккаунты, которые являются исторически сложившимися и имеющими какую-то адекватную историю заказов. Как правило, это очень свежие аккаунты, на которых раньше заказов не было.
Покупатели, заказывающие заказы в несколько ПВЗ в разных городах
Восьмая ситуация: ваш товар выкупается с различных аккаунтов. Причем у этих аккаунтов очень своеобразная география заказов. С одного аккаунта покупается ваш товар в Москве, в Московской области, в Краснодаре, в Калуге и так далее. Если Wildberries видит, что много аккаунтов с такой географией заказов лично у вас, то он все ваши выкупы расценит как искусственное завершение рейтинга.
Wildberries считает нормальным, когда один аккаунт заказывает либо в рамках одного города что-то, либо в рамках двух максимум городов. Но когда один аккаунт начинает заказывать в пяти, в семи городах, причем с частой периодичностью, Wildberries это расценивает уже как некую искусственность. Особенно, если это не разовый аккаунт, который так сделал, а когда таких аккаунтов множество.
Попали "под раздачу"
Следующая ситуация. Если, например, Wildberries видит фиктивный аккаунт, свежий аккаунт или аккаунт с такой своеобразной географией заказов, то когда Wildberries видит частый заказ от таких фиктивных аккаунтов в конкретный ПВЗ - любые ваши заказы, которые придут в этот конкретный ПВЗ, могут быть расценены как искусственное завершение рейтинга.
Очень своеобразный, очень неоднозначный способ отнесения операций к искусственному завершению рейтинга, но, тем не менее, он все-таки имел место.
Смена реквизитов у аккаунта
Финальный признак искусственного завершения рейтинга, который может оценить Wildberries, это когда ваш товар, например, выкупается аккаунтами, которые через какое-то время меняют свои реквизиты. Есть случаи, когда товар выкупался с аккаунта, который называется Иванов Иван Иванович, а раньше, где-то 2-3 месяца назад, он был Петров Петр Петрович. Если Wildberries видит массовость таких смен реквизитов в покупателях, он тоже может расценить операции как операции с искусственным завершением рейтинга.
У Wildberries есть еще другие способы выявления искусственного завершения рейтинга. С каждым годом такие способы будут совершенствоваться. Но вот эти, о которых я вам рассказал, наиболее частые и распространенные.
Ссылка на YouTube-канал
Ссылка на Telegram-канал по бизнесу
Ссылка на Telegram-канал для Продавцов WB
Александр Телешинин, кандидат юридических наук, магистр корпоративного права МГУ имени М.В. Ломоносова, частнопрактикующий юрист
Номер телефона: +7 926 497 24 25 (WhatsApp, Telegram)