Найти в Дзене

Оформить автокредит стало сложнее, чем найти подходящий автомобиль

Оглавление

Бум автокредитования закончился резко. Еще в 2024-м банки наперегонки
наращивали объемы выдач, подгоняемые спросом и инфляционными ожиданиями. Сейчас же сектор тормозит на всех уровнях: от центрального регулятора до автосалонов. Перспективы его восстановления выглядят, мягко говоря, неоднозначно.

Автокредиты стали роскошью

Резкое сокращение автокредитования в 2025 году — это не спад, а обвал. Минус 42% по числу выданных кредитов за февраль, минус 50% в денежном выражении — при неизменной средней ставке в 18,4% годовых. Банки буквально зажали лимиты, попав под новый регуляторный пресс. После того как ЦБ повысил надбавки к коэффициентам риска, выдавать кредиты стало накладно. Чем выше долговая нагрузка заемщика, тем больше средств банк обязан «заморозить» в резерве. Это убило у банков аппетит к риску. Заявки с ПДН выше 50% начали массово отклоняться. Особенно тяжело пришлось банкам, активно работавшим с клиентами из глубинки и небольших городов.

Центробанк пытается охладить перегретый рынок и снизить количество ненадежных заемщиков. Итог — почти 40% потенциальных клиентов выпали из воронки продаж. Бизнес в шоке. Продавцы — в подвешенном состоянии. Ставка остается высокой, регулирование ужесточается, а кредиты уходят только в самые надежные руки.

Падение объема автокредитования уже сказалось на всей экосистеме: от автосалонов до сервисов. На кону продажи и прибыль дилеров, чей бизнес во многом держится на комиссиях и партнерских программах от банков.

Цепочка удорожания автомобилей делает ситуацию еще хуже. Несмотря на укрепление рубля, цены не откатываются. Логистика, таможня, сборы, растущие издержки по поставкам — все это давит на конечную стоимость. А когда цена растет, кредит становится не выходом, а капканом. Даже субсидированные программы не спасают всех. Помогают лишь тем, кто готов сразу вложить почти половину стоимости машины. Или участвовать в трейд-ине, отдавая старый автомобиль.

Новые правила игры

С июля вступят в силу лимиты, которые изменят правила окончательно. Центробанк получил полномочия устанавливать объемы выдач с привязкой к уровню долговой нагрузки. Фактически — это ручное управление рынком. Банкам придется сделать упор на льготных программах. Но такие продукты охватывают ограниченную аудиторию: молодые семьи, бюджетники, участники СВО. Даже при соблюдении всех условий остается один барьер — машина должна быть новой, российской сборки, и стоить не более 2 миллионов
рублей. А таких моделей очень мало.

Дилеры стараются компенсировать спад через субсидии от автопроизводителей. Именно благодаря им процентные ставки по ряду моделей держатся на уровне 0-10% годовых. Это эффективно. Но только там, где производитель готов взять часть расходов на себя. Иначе ставки взлетают выше 25% — неподъемный уровень даже для средней руки заемщика. Программы рассрочки, лизинг, подписка — все это есть, но работает в узких нишах. Каршеринг и краткосрочная аренда — не альтернатива, а временный костыль.

Начиная с октября станет обязательным подтверждение дохода для всех заемщиков. Это добавит еще один фильтр при рассмотрении заявок. Особенно для тех, кто работает неофициально или получает часть доходов в серой зоне. Риски для рынка возрастают. Банки снова ужесточат политику, а без господдержки продажи скатятся к уровню пандемийного 2020 года.

Куда свернет рынок автокредитования?

Будущее автокредитов балансирует на грани. С одной стороны — растущие цены, регуляторные ограничения, высокая ставка. С другой — попытки
дилеров и производителей удержать спрос через субсидии, трейд-ин и акции. Но главное — ЦБ не хочет возвращения к легкодоступным займам. Новый стандарт автокредитования, который сейчас обсуждается, может изменить саму логику рынка. Аналог ипотечного стандарта, с жесткими рамками и контролем, сократит число участников, но сделает систему стабильнее.