Марина Суворова: почти человек и пароход, только — юрист, художник и поэт. И человек, конечно
Внимай кристаллам — и молчи!
Они стоят, молчат — молчи и ты!..
Стихотворение “Молодильные Я-блоки” выступает иллюстрацией к одноимённому полотну Марины Суворовой. Структурностью лирическая миниатюра напоминает модернистские эксперименты над словом. Выступая скорее филологом, нежели поэтом, Марина расчленяет “яблоки” по буквам и получает “я-блоки” — аллегорию презрения лирического “я” к старости, смерти, хвори и подлости.
См. видео выступления Марины Суворовой в ВК
Примечателен порядок, в котором выстроились негативные понятия в анафорически организованном четверостишии. Если считать порядок градационным (возрастающим), но наименьшим злом предстаёт старость, а наибольшим — “нечисть, подлость и лесть”, то есть социальные пороки. “Смерть” заняла второе место по недопустимости, “хвори” — третье. Или это обратная градация? Тогда наименьшее зло — криводушие и подхалимство, а наибольшее — старость, перед которой меркнет даже смерть.
Я блоки-рую старость.
Я блоки-рую смерть.
Я блоки-рую хвори,
Нечисть, подлость и лесть.
Метафорическая морфология “молодильных яблок” объясняет “магию” не чем иным, как самовнушением: “Я блоки-рую”. Миниатюра содержит 2 строфы, противопоставленные друг другу: в 1-ой перечисление шести зол, во 2-ой — формулирование идеалов.
Разблокирую Вечность,
Свободу и Счастье!
Я-блоки, дайте силы
Мне пройти сквозь ненастье!
Строфы противопоставлены и пунктуационно: повествовательная пунктуация 1-ой строфы противостоит энергичным восклицаниям 2-ой. Если негативные понятия пренебрежительно указаны со строчных букв, то положительные — Вечность, Свобода и Счастье — с прописных, символизирующих их победу над злом. Перед нами стихотворение-битва, в котором три всадника добра (Вечность, Свобода и Счастье) копьём восклицательного знака побеждают зло (старость, смерть, хвори, нечисть, подлость и лесть), как Георгий Победоносец закалывает змея. Змей риторически повержен.
Финальное восклицание звучит пылко (Я-блоки, дайте силы/ Мне пройти сквозь ненастье!). Ненастье — природный образ бури, грозы. Откуда лирическое “я” Марины Суворовой черпает силы? Лишь в себе самой. Обращение “я-блоки” содержит обращение к самой себе, к силе собственной решимости. Как древний эллин, Марина пытается победить вселенную усилием собственного разума.
Но выстоит ли субъективизм перед бесчеловечным напором объективности? Ведь, по правде говоря, никаким “блокам” не спасти человека от старости и смерти. Значит, лирический субъект Марины заранее обречён? Это конфликт мечты и действительности, как в “Мцыри”. Живя в вымышленном мире, субъект стихов демонстративно закрывает глаза на жестокую реальность, нависающую над головой. Но от того, увы, в реальности не становится меньше ни хвори, ни нечисти, ни подлости, ни лести, ни старости, ни смерти. Или перед нами волшебный мир, в котором мысль властна над материей?..
Отмечу, что на полотнах Марины Суворовой отсутствует человеческое лицо. Это натюрморты и аллегории определённых понятий (“Молодильные яблоки”, “Аквамариновый дождь”). Можно ли утверждать, что человеческое лицо (то есть лирический герой) не свойствен и стихам Марины, сосредоточенным на каламбуризации и аллегориях?
В центре стихотворения “Аквамариновый дождь” вновь игра со словом: “аквамарин” содержит имя самой поэтессы. Марина Суворова соединяет 2 вида искусства: живопись и поэзию. Которое же из них первично?
Особую роль для поэтессы играют кристаллы. Можно пошутить, что в центре стихов Марины не лирический герой, а “лирический кристалл”. Однако в стихотворении “Пульс кристалла” так и есть. Эти стихи действительно не содержат в себе человеческого лица, их идейное содержание сосредоточено вокруг уважения к природе и земле и осознания древности геологических форм материи.
“Маленькость” человека настолько вопиюща на фоне кристаллов и гор, что человечишке в системе образов не остаётся места. А “лирический кристалл”, чей пульс бьётся с интервалом в 1000 лет, становится идеалом жизнестойкости и самообладания, блокирующим и хвори, и нечисть, и подлость, и лесть. Вечно холодный, вечно свободный — нет ему смерти, нет ему старости. Учись у них — у кварца, у кристалла. Внимай кристаллам — и молчи! Они стоят, молчат — молчи и ты!..
✅ Знак качества! Текст этой статьи написан без использования ИИ.
Благодарю за прочтение!
Уважаемые читатели, прошу оставаться вежливыми при обсуждении.