Найти в Дзене
LiterMort

Что такое "Арзамас" и что там делал Пушкин?

— Пушкин, опишите свою юность в нескольких словах!
— Лицей, «Арзамас», гусь, две огромные руки, Наталья, розы и лилеи, сверчок… Поэты, отстаивавшие современную поэзию без тяжеловесного слога и пудовых словес, выступали против кружка «Беседа» князей-консерваторов во главе с Шишковым и Шаховским (которого презрительно звали Шутовским). И потому эти прогрессивные поэты (включавшие Жуковского, Вяземского, Батюшкова, дядю Пушкина Василия Львовича и самого юного Александра Пушкина) организовали свой кружок «Арзамас» (1815—1818), самим своим существованием высмеивавший учёную «Беседу». Каждый член клуба получил прозвище, которое обязательно было словом или словосочетанием из сочинений Василия Жуковского. Сам Жуковский прозвался Светланой, Батюшков — Ахиллом, дядя Василий имел прозвище Вот (чем, как писал Юрий Тынянов, остался недоволен), Тургенев — Двуми огромными руками, Александр Пушкин стал Сверчком. Эмблемой клуба стал жирный арзамасский гусь. Абсурд был призван высмеять абсурдность «Бе
Оглавление

— Пушкин, опишите свою юность в нескольких словах!
— Лицей, «Арзамас», гусь, две огромные руки, Наталья, розы и лилеи, сверчок…

Разгадаем загадки пушкинского «потока сознания»?

-2

Поэты, отстаивавшие современную поэзию без тяжеловесного слога и пудовых словес, выступали против кружка «Беседа» князей-консерваторов во главе с Шишковым и Шаховским (которого презрительно звали Шутовским).

И потому эти прогрессивные поэты (включавшие Жуковского, Вяземского, Батюшкова, дядю Пушкина Василия Львовича и самого юного Александра Пушкина) организовали свой кружок «Арзамас» (1815—1818), самим своим существованием высмеивавший учёную «Беседу».

Каждый член клуба получил прозвище, которое обязательно было словом или словосочетанием из сочинений Василия Жуковского.

Сам Жуковский прозвался Светланой, Батюшков — Ахиллом, дядя Василий имел прозвище Вот (чем, как писал Юрий Тынянов, остался недоволен), Тургенев — Двуми огромными руками, Александр Пушкин стал Сверчком.

Эмблемой клуба стал жирный арзамасский гусь. Абсурд был призван высмеять абсурдность «Беседы», своим консерватизмом сковывавшей поэтов с лёгким слогом, как у Карамзина или самого Александра Пушкина. Провинциальный город Арзамас дал клубу название.

Высмеивая псевдоучёность членов «Беседы», чей стиль был тяжёлым, заумным, нравоучительно-давящим, арзамасцы придумали клубу абсурдные обряды, которые якобы защищали с «сурьёзностию». Это было насмешкой над стариками из «Беседы». Арзамасцы сочиняли абсурдные правила и блюли их, подобно тому как «беседники» защищали свою обветшалую поэзию. Но только «беседники» были до ужаса серьёзны, а арзамасцы искрились смехом.

«Месяца Лютого, Сечня в день двунадесятый — лето второе от Липецкого потопа, в доме Старушки бысть ординарный "Арзамас"…» — вот пример шутливого протокола заседания общества «Арзамас».

В Арзамасе (комическом кружке, куда входили новаторы) была традиция "хоронить литературные трупы". Добрая такая саркастическая традиция.

Надгробную речь говорил член «Старушка», т. е. Сергей Семенович Уваров, и отвечал ему и приветствовал его председательствовавший на сей раз член «Чу» (т. е. Д. В. Дашков), а живым покойником из «Беседы», избранным «Старушкой», оказывается наша поэтесса А. П. Бунина, почетный член «Беседы», русская Сафо.

Вот что написал "арзамасец" Сергей Уваров об Анне Буниной:

"Известно, что одна из забавных литературных затей остроумных полемических выступлений членов «Арзамаса» на их собраниях состояла в том, что как вновь принимаемый член, так и каждый из основателей общества в свою очередь, в подражание обычаю французской академии, должен был в первой своей речи выбрать своим сюжетом заимообразно и напрокат одного из живых покойников «Беседы» или Российской Академии и сказать ему похвальное надгробное слово."
Однажды живым покойником <...>оказывается наша поэтесса А. П. Бунина, почетный член «Беседы», русская Сафо.
<...> цвела некогда нежная и скромная певица, юная Сафо, которою увлекся Седой Дед (т. е. Шишков) и которая благодарно была предана ему.
Но вот какие то враги исторгли из объятий Седого Деда нежную деву, у которой явились соперницы.
Это до того сокрушило и убило нашу Сафо, что она со своими творениями села в челнок и поплыла по Неве в глубокой задумчивости, бросая взоры на Адмиралтейский шпиц, затем прочла две страницы из разговора о словесности и… бросилась в море…
<...> Все твореная Сафо покоятся теперь в волнах и ее одами гордится один только Сын Отечества.
<...> видно, что главное острие этой шутливой насмешки направлено было не столько на самое А. П. Бунину, сколько на закабалившего ее для своей «Беседы» Седого Деда (т. е. Шишкова).

Шишков — славянофил, яростный защитник старой грамматики и того "высокопарного" стиля, который главенствовал до начала XIX века.

А Д. В. Дашков написал Уварову ответ:

"На челе сего трупа видна печать „Беседы“…
Труп сей покрыт весь беседною проказою, но духовная кожа его белее и чище телесной. Вы назвали сию почившую певицу Сафо и седого ее любителя Фаоном: признаюсь Вам, что я бы лучше столкнул с Левкадийского мыса сего ветхого деньми Фаона и сберег бы сию Сафо, не для него сотворенную…
Он был виною ее преждевременной смерти.
Он погубил ее Неопытную Музу".

Дашков считает, что Анна Бунина училась не у тех, у кого нужно, что она избрала себе ложные идеалы в поэзии. Она восхищалась теми образцами поэзии, которые арзамасцы (и мы теперь заодно с ними) считали морально устаревшими.

По мнению арзамасцев, Анна Бунина стала "литературным трупом", так как писала устаревающим языком, в устарелом стиле и в духе устаревших поэтов Екатерининской эпохи.

Статья об Анне Петровне Буниной, первой русской поэтессе:

Что у романтиков значили розы и лилии? И те и другие символизировали девичью красоту и нежность. Однако в противопоставлении друг другу роза выступала символом страстной любви, а лилия — любви невинной.

Пикантная поэма «Монах», написанная Пушкиным-отроком и сохранённая его лицейским товарищем Горчаковым, действительно описывала «науку страсти нежной», которую Пушкин познавал в объятиях некоей Натальи, под юбками которой поэт и обнаруживал «розы и лилеи» девичьей красоты.

Юрий Тынянов предполагал, что Натальей являлась сенная девушка одной старой дамы. Наталья пала жертвой огневых глаз Александра Сергеевича и за то впоследствии была изгнана из старухиного услужения.

✅ Знак человечности! Текст этой статьи написан без использования ИИ.

С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва
С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва

Благодарю за прочтение!

Уважаемые читатели, прошу оставаться вежливыми при обсуждении.

Ещё интересные статьи на канале LiterMort: