Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим о шедевре Гойи - групповом портрете "Семья короля Карла IV", созданном в 1800-1801 годах.
Эту монументальную коллективную картину испанской королевской семьи Гойя создал уже в ранге главного придворного живописца. Великолепные наряды здесь лишь акцентируют внутреннюю пустоту монархов, что привело к предположениям о сатирическом подтексте полотна. Однако весьма сомнительно, чтобы Гойя решился на столь явный риск своей позиции.
На картине изображены:
- Дон Карлос Старший (1788—1855) — второй сын короля
- Франсиско Гойя
- Будущий король Фердинанд VII (1784—1833) — первый сын короля
- Мария Хосефа Кармела Испанская (1744—1801) — сестра короля
- Будущая жена Фердинанда (на момент создания картины неизвестно, кто должен был ей стать)
- Мария Изабелла Испанская (1789—1848) — дочь короля
- Мария Луиза Пармская (1751—1819) — жена короля
- Франсиско де Паула де Бурбон (1794—1848) — младший сын короля
- Карл IV (1748—1819) — король
- Инфант Антонино Паскуаль (1755—1817) — младший брат короля
- Карлота Жоакина (1775—1830), видна лишь часть головы — старшая дочь короля
- Людовик I, король этрурский (1773—1803) — зять короля
- Его сын Карл Людовик (1799—1883), будущий герцог Пармский
- Его жена Мария-Луиза Испанская (1782—1824) — дочь короля
Влияние великого Веласкеса явно прослеживается в творчестве этого художника. Достаточно упомянуть включение им в полотно собственного автопортрета, что уже свидетельствует об этом. Композиционный центр занимают фигуры королевы Марии-Луизы, ее дочери и младшего сына. Король, слегка наклонившись вперед, расположился справа от королевы. Остальные члены королевской семьи поделены на две отдельные группы. Несмотря на неизбежную для парадного портрета формальность, картина наполнена деталями, которые "оживляют" ее. Например, инфанта Мария-Луиза-Жозефина, находящаяся справа, ласково прижимает к себе своего новорожденного сына.
Королевский портрет в Испании
До Гойи королевский портрет в Испании являлся зеркалом предпочтений царствовавших династий, будь то австрийская или французская. В своем творчестве Гойя намеренно дистанцируется от уже утвердившейся французской традиции, которая находила отражение в официальных портретах династии Бурбонов. За эталон он берет «Менины» («Фрейлины») кисти Диего Веласкеса, созданные за 150 лет до того.
Причин можно выделить несколько. В 1800 году воспоминания о казненном в ходе Французской революции короле Людовике XVI оставались свежими и болезненными для многих. Карл IV приходился кузеном несчастному Людовику, и он стремился всеми силами дистанцироваться от французской династической линии. Испанский стиль, созданный Веласкесом, служил инструментом "испанизации" и для Карла. Между тем, французская традиция парадного портрета уже успела укорениться в Испании. Первый же Бурбон, пришедший на смену последнему королю из династии Габсбургов, Филипп V, сразу после получения испанского престола начал перестраивать культурную жизнь страны на французский манер. Одним из главных художников при дворе нового короля стал Мишель ван Лу, французский живописец, прошедший обучение в итальянской школе.
Портрет Филиппа V и его семьи, исполненный им в 1743 году, являет собой вызов устоям, которые были свойственны для парадных портретов эпохи Габсбургов. Художник изобразил яркую группу людей в роскошном помещении, основу которого составляют классические колонны и великолепные драпировки.
За пределами холста
Парадный портрет семьи Карла IV предназначался для украшения королевского дворца в Мадриде, где его предполагалось освещать пламенем свечей. Мягкий свет, разливающийся по полотну, четко вырисовывает фигуры на фоне глубоких теней. Лишь фигура самого художника почти незаметна. Мужчины запечатлены в ярких одеяниях (красных, синих и темно-коричневых тонов); женщины - в ослепительно белых платьях, украшенных золотой и нежно-голубой отделкой.
При свете свечей на портрете можно заметить любопытный эффект: крупицы белил, примененные методом импасто на нарядах дам и драгоценностях, словно искрятся, добавляя дополнительного блеска. Издали может сложиться впечатление, что основное внимание художника сосредоточено на чертах лиц и фактуре материи, но при ближайшем рассмотрении раскрывается виртуозное мастерство кисти. Стремительные, легкие мазки контрастируют с плотными мазками и пятнами краски, находясь в непосредственном соседстве. Прежде чем приступить к основной работе, Гойя создал десять этюдов с портретами членов королевской семьи.
Детали
Сестра короля
Лицо 56-летней сестры монарха, тощее и с запавшими глазами, выписано с поразительной правдивостью. Кожа ее отмечена темным пятном, а на этом темном фоне броско сияют изящные серьги.
Наследник
Молодой человек, стоящий в самом начале, чей облик в точности повторяет позу своего родителя, - это наследник престола, Фердинанд. Он облачен в синий камзол, который пересекает бело-голубая лента ордена Карла ІІІ. Аналогичную орденскую ленту можно увидеть на всех присутствующих мужчинах, в то время как на дамах красуется бело-голубая лента ордена Марии-Луизы. Эти ленты помогают Гойе сформировать на всей картине ритмичные акценты, выполненные в голубых тонах.
Невеста
Молодую женщину с повернутым от зрителя лицом принято считать невестой принца Фердинанда. Свадьба по каким-то причинам так и не состоялась, и имя женщины осталось неизвестно.
Лицо королевы
Именно черты лица королевы, представленные почти карикатурно, позволяют отдельным критикам видеть в полотне Гойи сатирический подтекст. Тем не менее, несмотря на неприглядность этого образа, корректнее говорить о высоком реализме, продемонстрированном Гойей. За десятилетие до написания этого портрета, современник упоминал, что "желтоватая пергаментная кожа и отсутствие зубов нанесли жестокий удар по красоте Марии-Луизы". Непривлекательность лица королевы акцентируется мастерски исполненными драгоценностями, написанными Гойей с использованием золотых и серебряных бликов в технике импасто.
Сверкание наград
Парадный королевский наряд являет собой вершину мастерства Гойи в искусстве работы с цветом. На монархе красуется пышный камзол глубокого каштанового оттенка, усыпанный сиянием орденов, что эффектно контрастирует с алым жилетом и переливающейся бело-голубой лентой ордена.
Семейное сходство
Брат Карла IV, Антонио Паскуаль, заглядывает королю через плечо. Родственные черты бросаются в глаза, но выражения лиц – контрастны. Взор монарха устремлен в некое далекое пространство, а брат его – хмуро, прямо на наблюдателя.
Поддержать канал автору на мечту:
dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: