После статьи про Як-9Т, который заставил немцев отказаться от лобовых атак, меня попросили написать про ещё один удивительный советский истребитель времен ВОВ – Як-9К. В чем же уникальность этого самолета и почему его называют «амбициозным проектом» по увеличению огневой мощи в воздухе? Давайте разбираться вместе.
В военное время Як-9К не мог не появится
Сам по себе Як-9 – это эволюция Як-1 и Як-7, и дальнейшее развитие ветки Як-7Б – но более лёгкая, более универсальная платформа за счёт того, что решено было отказаться от тяжелых деревянных элементов в пользу лёгкого дюралюминия.
Такой облегчённый самолет открывал перспективы для создания более мощных модификаций в плане вооружения. Наши инженеры теперь могли на относительно лёгкий истребитель устанавливать крупнокалиберное вооружение.
Одним из таких самолетов стал истребитель танковый Як-9Т оснащенный 37-мм пушкой НС-37. Однако конструкторы пошли ещё дальше – и родился не менее удивительный Як-9К.
Истребитель Як-9К – главное отличие
Як-9К – фронтовой одномоторный истребитель-перехватчик крупнокалиберный (корабельный) – одна из наиболее необычных и амбициозных модификаций семейства Як-9, разработанных в ОКБ Яковлева в годы Великой Отечественной войны.
Силовая установка: мотор ВК-105ПФ мощностью 1180 л.с. – обеспечивал Як-9К максимальную скорость порядка 580 км/ч на высоте 3,5 км, с практическим потолком около 8000 м. Это были вполне достойные характеристики.
Но главное отличие Як-9К было в том, что была установлена 45-мм пушка НС-45, созданная на базе противотанкового орудия. Это решение позволило вывести огневую мощь истребителя на беспрецедентный уровень – ни одна страна того времени не устанавливала на серийный одномоторный истребитель пушку такого калибра.
Его создали, чтобы штурмовать не только бомбардировщики и бронетехнику, но даже небольшие плавающие средства и корабли.
Як-9К: явные недостатки
Вместе с установкой пушки, на истребителе возник целый ряд инженерных и эксплуатационных проблем.
Проблема первая и наиболее очевидная – отдача. Даже одиночный выстрел из 45-мм пушки НС-45 вызывал мощный продольный толчок, способный нарушить устойчивость и центровку самолёта. Чтобы минимизировать последствия, ствол пушки был выдвинут вперёд за втулку винта на 20 см, а кабина пилота, как и в Як-9Т, смещена назад. Однако даже при этих мерах отдача оставалась серьёзной проблемой, особенно на малых скоростях и вблизи критических углов атаки – самолёт мог легко войти в неуправляемый штопор.
Вторая проблема – ограничение боекомплекта (всего 12-15 снарядов). Причём, учитывая огромную отдачу и сравнительно низкую скорострельность, пилоту нужно было буквально с первого выстрела поражать цель. Именно поэтому за штурвал Як-9К допускались только высококлассные лётчики (точно также как и на Як-9Т), способные точно рассчитывать упреждение и сохранять устойчивость в момент стрельбы.
Третья проблема – маневренность. В бою с лёгкими истребителями противника Як-9К проигрывал по всем статьям. Но… он и создавался как ударный перехватчик.
Почему приходилось идти в лобовые атаки
Чем больше расстояние, тем сильнее рассеивание любых пуль и снарядов, а на самолете, учитывая мощную отдачу, это рассеивание еще более усиливается.
Во время Второй мировой войны эффективная дальность стрельбы составляла менее 100 метров. Хотя иногда удавалось стрелять на 150 метров, а в редких случаях и на 200 – это было возможно только с крупнокалиберными пулями или снарядами калибром 20 мм, благодаря их хорошим баллистическим характеристикам и высокой скорострельности.
Покрышкин, который летал на истребителе с 37-мм пушкой, учил своих подчиненных открывать огонь только тогда, когда они могли «увидеть заклепки на вражеском самолете». Это объясняется тем, что снаряды калибра 37-45 мм имели плохие баллистические характеристики из-за низкой начальной скорости, и стрелять ими по самолетам даже с 100 метров было не самым удачным решением. Поэтому приходилось выходить в лобовые атаки и только настоящим профессионалам.
Боевые заслуги Як-9К
На практике Як-9К оказался эффективным против бомбардировщиков и наземных целей. В 1944 году, когда машина поступила в боевые части, его применяли, в частности, против немецких FW-190A-8 и Bf-109G.
Показатели эффективности крупнокалиберных истребителей Як-9К:
- всего было выпущено 53 самолета
- проведено 51 воздушное столкновение
- в них было сбито 12 немецких самолётов и 1 в таране.
Это хорошая эффективность. Тем не менее, Як-9К остался экспериментом и дальнейшего развития не получил.
Слишком большой калибр для лёгкого истребителя, трудности в стрельбе, повышенные требования к лётчику – всё это ограничивало его боевое применение. И стало одной из главных причин остановки производства данной модификации. Официально это объяснялось недостатками конструкции пушки НС-45.
Пилотам на службе также рекомендовали использовать модификацию «К» в качестве основного ударного истребителя для блокировки аэродромов и поражения вражеских кораблей, но обязательно с эскортом из более легких самолетов, таких как Як-1 или Як-3. Несмотря на то, что 9К было мало, они внесли весомый вклад в победу.
Як-9К стал важным этапом в поиске идеального соотношения между огневой мощью и управляемостью, показав предел возможностей в рамках поршневой авиации конца войны.
Вместо заключения
Опыт с Як-9К чётко продемонстрировал, что ставка должна делаться не на калибр, а на скорострельность, точность и эффективность комплекса вооружения, что и стало приоритетом в послевоенной реактивной военной авиации.
Тем не менее, этот фронтовой истребитель остаётся ярким примером инженерной смелости, когда ради победы были готовы идти на технический риск – и добивались результата.
А вот и сама статья, где был задан вопрос про Як-9К:
Удивительный самолёт на гусеницах:
Здесь я предложила возможный вариант:
Можно ли пройти сверхзвук без взрыва:
Расследование про истребители 6-го поколения (в 6 частях):
А здесь про современное состояние дел с самолетами:
Если у вас возникнут вопросы про какой-либо самолет (пассажирский, грузовой или военный) - пишите, я постараюсь на него ответить отдельной статьей.
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!