В начале Второй мировой войны многие немецкие лётчики шли в лобовые атаки – их машины были прочнее, мощнее и лучше вооружены. Фашисты доминировали в небе и знали, что выйдут из таких схваток победителями. Но всё изменилось с появлением истребителя Як-9Т. Что заставило немецких асов отказаться от тактики «лоб в лоб»? Давайте разбираться вместе.
Почему немецкие асы шли в лобовые атаки?
Лобовая атака – это, по сути, лобовой таран и в нем проигрывал, как не странно, чаще тот, у кого не выдерживали нервы, и он отворачивая попадал под огонь противника.
И немцы не боялись идти в лобовые в Европе... со слабым противником. Немецкая авиация чувствовала себя уверенно в небе. Их истребители Messerschmitt и Focke-Wulf имели крепкий металлический корпус и мощное вооружение. Например, Fw-190 нес на себе 6 единиц стрелкового вооружения, в том числе четыре 20-мм пушки.
Воздушные тараны совершались на всех типах самолётов: истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках. По разным оценкам, количество лобовых во время войны составляло от 200 до 636 сражений.
Более двух третей из них приходится на 1941-1942 годы – самый тяжёлый период войны для СССР, когда у нас были самолеты – Як, МиГ, ЛаГГ – в основном лёгкие и не самые живучие в бою.
Но… уже в первые недели и месяцы войны наши лётчики стали успешно бороться с немецкими самолетами на виражах и в лобовых атаках! Не немцы нам навязывали, а наши пилоты их вынуждали – ну как же, "русский Иван со своей фанерой будет асу угрожать, да я его сейчас!". А когда выяснилось, что русские в лобовой НЕ ОТВОРАЧИВАЮТ (после множества таранов!), то тут и появился приказ «рыцарям неба» уклоняться от лобовых атак с нашими самолётами!
Появление Як-9Т – это серьезный ответ лобовым атакам
И вот в январе 1943 года советские инженеры разработали Як-9Т – одномоторный истребитель танковый – модификацию хорошо зарекомендовавшего себя самолета Як-9.
Як-9Т сделали особенным – вместо обычной пушки ему поставили огромную 37-мм пушку НС-37 (30 снарядов), разработанную Нудельманом. Настолько мощную, что её выстрел буквально «отдавал по штурвалу», а после залпа самолет трясло.
Представьте: каждый её снаряд весил почти килограмм. Этой пушки хватало, чтобы сбить истребитель, пробить броню танка или повредить лёгкий корабль. Начальная скорость снаряда – 880 м/с. По сути, Як-9Т стал в небе тем, кем на земле был танк с крупнокалиберным орудием.
Конструкторы сдвинули кабину назад на 40 см, убрали один топливный бак и получили грозную машину. Да, сложную в управлении, не слишком маневренную, но с одним главным плюсом – она могла уничтожить врага одним выстрелом.
Як-9Т: явные недостатки
Да, у истребителя Як-9Т были весьма серьезные минусы. Он был тяжёлый, не самый маневренный, да и пушка была не самой точной. Летчик должен был быть очень опытным – буквально снайпером в воздухе. Пилоты даже пристреливали пушку короткими очередями из пулемета, а потом наносили удар.
Истребитель требовал от пилота не только мастерства, но и железных нервов. После залпа самолет сильно «подскакивал», прицельная стрельба была сложной, а видимость снижалась из-за того, что после каждого выстрела кабина наполнялась пороховым дымом.
Маневренный бой был нежелателен: самолет был тяжёлым. Это был не универсальный «Ястреб», а оружие точечного удара. Это прекрасно понимали лётчики-снайперы. Поэтому и результативность у него была высокая, а потери – удивительно низкие.
Почему немцы стали бояться идти «лоб в лоб»?
На практике танковый истребитель Як-9Т был предназначен для атаки на вражескую бронетехнику. Летчики пикировали почти отвесно на немецкие танки, стреляли с минимальным упреждением и попадали в цели вроде «Пантер» и «Тигров». Бронебойные снаряды с дистанции 500 м под углом 45 градусов пробивали броню толщиной 30 мм. Правда, попадание не всегда означало уничтожение вражеской техники, иногда снаряд просто застревал в броне танка.
Но вот против самолётов – особенно бомбардировщиков – Як-9Т оказался настоящим охотником. Его использовали для лобовых столкновений в небе. А когда за штурвал садился настоящий ас, самолет превращался в грозу неба. Он мог стрелять с дальнего расстояния, не входя в плотный огонь обороны. Один точный выстрел – и немецкий бомбардировщик падал вниз.
И если раньше фашисты шли «лоб в лоб» спокойно, то теперь любой фронтовой вылет мог закончиться внезапным ударом «Яка». Лобовая атака, некогда их «коронный номер», стала слишком рискованной.
Наш советский истребитель – это яркий пример того, как грамотный подход и мощное вооружение могут полностью изменить тактику врага и переломить ход войны в свою сторону.
Вместо заключения
Так что, Як-9Т был не просто истребителем – это был переломный момент в войне. Немцы перестали атаковать «лоб в лоб». И не потому, что «русский Як» стал массовым (их выпустили «всего» около 2700 штук), а потому, что он сломал психологию противника! Немцы больше не чувствовали своего превосходства в небе. А это в бою – решающий фактор!
А это следующая модернизация Як-9 - немного безумный крупнокалиберный Як-9К:
Если интересно, то здесь удивительные факты о ВОВ:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!