Добрый день, уважаемые читатели!
Разобрав в предыдущей статье значимые для понимания творчества Рембрандта полотна, сегодня мы поговорим о картине, первой приходящей на ум при упоминании имени голландского мастера.
Это самая известная картина Рембрандта. Только в конце XVIII века картина получила свое нынешнее название. Объяснение простое. Темный лак (позже снятый) создает ложное впечатление, что изображенные события происходят поздно ночью. Картина «Ночной дозор» была одним из восьми групповых портретов, написанных по заказу гильдии народного ополчения Амстердама. Этот групповой портрет явно отличается от остальных драматическим освещением и натуралистичностью фигур.
На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рейтенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Первоначально по левому краю картины были помещены еще две фигуры, а по трем другим краям - узкие полосы серебряной амальгамы. Все это исчезло после того, как холст был обрезан до нового формата.
Голландские групповые портреты
Групповые портреты были самым популярным жанром живописи в Нидерландах в XVII веке. После обретения независимости Нидерланды быстро процветали. Многие состоятельные голландцы стремились написать собственные портреты, чтобы увековечить память о себе, связанную с их непосредственной деятельностью.
Когда речь заходит о голландских групповых портретах, на ум приходит современник Рембрандта, Франц Халс (1581/1585 - 1666). Халс написал большое количество групповых портретов офицеров ополчения, и эти портреты отличаются мастерством, тонкостью характеристики и мастерством работы с цветом.
Представители других социальных групп, например, врачи, также охотно заказывают групповые портреты. Художникам, получавшим такие заказы, приходилось решать сложные композиционные задачи. Как видно из сравнения «Урока анатомии доктора Тульпа» (1632) Рембрандта и «Урока анатомии доктора Себастьяна Эбертца» (1619) Томаса де Кейзаря, полотна Рембрандта уникальны своими яркими и захватывающими композициями.
Жабо, манжетки, воротнички
Вид большинства голландских портретов XVII века во многом продиктован существовавшей тогда модой. Согласно этой моде, платье должно было быть черным и резко контрастировать с белоснежными тонкими плоеными жа-бо, манжетами и кружевными отложными воротничками. С помощью краски Рембрандт настолько искусно имитировал фактуру полотна и кружева, что они казались на картине на-стоящими.
Художник писал полотно и кружево свинцовыми белилами. Он разбавил свинцовые белила ореховым маслом. Масло ореха, в отличие от обычного льняного масла, не приобретает желтый цвет после высыхания. Рембрандт варьировал вязкость пигмента, изменяя соотношение пигмента и масла. Например, свинцовые белила можно было смешать в густую пасту, а затем нанести на холст, как глазурь на торт.
Участки складок воротников-жабо, создающие яркие тени, были написаны Рембрандтом в технике «мокрый по мокрому». В этой технике один слой краски наносится поверх другого слоя невысохшей краски. Иногда художник наносил на кисть черные и белые пигменты, а затем смешивал их прямо на холсте. Детали кружева писались свинцовыми белилами, разбавленными настолько, что кружево можно было «вытянуть» из холста. В этом случае кружевная деталь будет выступать вверх и становиться объемной. Чем более краска поднимается от поверхности холста, тем сильнее она отражает падающий на нее свет, что приводит к потрясающему эффекту.
Детали
Боевой талисман
Платье девушки, обращенной к зрителю, написано густым белым пигментом, который выделяется на окружающем темном фоне. Птичья тушка на поясе, скорее всего, является отсылкой к аркебузирам, чьи шляпы украшали птичьи лапки.
Красные отражения
Красные камзолы офицеров перекликаются с ярким красным кушаком капитана Кока. Рембрандт наносит крупные мазки разведенного красного пигмента на коричневую основу, чередуя светлые и темные тона, чтобы создать складки.
Капитан Кок
Капитан Кок принадлежал к правящему классу Амстердама. Его быстро повысили до командира ополчения, а затем и до бургомистра. Его фигура доминирует на полотне и превосходит фигуру стоящего рядом с ним лейтенанта. Капитан Кок шагает и вытягивает руку, указывая дорогу своим солдатам.
Мушкетеры
В мирное время, когда и была создана эта картина, народный полк был скорее церемониальным подразделением, чем боевой силой. Однако офицеры полка хотели подчеркнуть свою роль защитников города. Рембрандт скрупулезно воссоздал каждую деталь оружейного снаряжения (вероятно, используя специализированные пособия). Ополченцы чистят свои мушкеты и сдувают с полок сгоревший порох.
Барабанщик
У края холста изображен барабанщик. Барабанщик - единственный человек на картине, который не заплатил художнику за портрет, возможно, потому, что, в отличие от других офицеров, он не принадлежал к богатому классу.
Узоры
На этой картине края костюма лейтенанта богато украшены золотой вышивкой и жемчугом. На бледно-желтом фоне Рембрандт написал завитки и круги коричневым пигментом, которые сочетаются с рельефными мазками коричнево-желтой и белой краски. Камзол оттенен вытянутой рукой капитана Кока.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: