Найти в Дзене

Ночной дозор, Рембрандт: Драма и подробность

Добрый день, уважаемые читатели! Разобрав в предыдущей статье значимые для понимания творчества Рембрандта полотна, сегодня мы поговорим о картине, первой приходящей на ум при упоминании имени голландского мастера. Это самая известная картина Рембрандта. Только в конце XVIII века картина получила свое нынешнее название. Объяснение простое. Темный лак (позже снятый) создает ложное впечатление, что изображенные события происходят поздно ночью. Картина «Ночной дозор» была одним из восьми групповых портретов, написанных по заказу гильдии народного ополчения Амстердама. Этот групповой портрет явно отличается от остальных драматическим освещением и натуралистичностью фигур. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рейтенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Первоначально по левому краю картины были помещены еще две фигуры, а по трем другим краям -
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Разобрав в предыдущей статье значимые для понимания творчества Рембрандта полотна, сегодня мы поговорим о картине, первой приходящей на ум при упоминании имени голландского мастера.

Ночной дозор, 1642, холст, масло, 363 x 437 см
Ночной дозор, 1642, холст, масло, 363 x 437 см

Это самая известная картина Рембрандта. Только в конце XVIII века картина получила свое нынешнее название. Объяснение простое. Темный лак (позже снятый) создает ложное впечатление, что изображенные события происходят поздно ночью. Картина «Ночной дозор» была одним из восьми групповых портретов, написанных по заказу гильдии народного ополчения Амстердама. Этот групповой портрет явно отличается от остальных драматическим освещением и натуралистичностью фигур.

Ночной дозор в Рейксмюсеуме, Амстердам, Нидерланды
Ночной дозор в Рейксмюсеуме, Амстердам, Нидерланды

На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рейтенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Первоначально по левому краю картины были помещены еще две фигуры, а по трем другим краям - узкие полосы серебряной амальгамы. Все это исчезло после того, как холст был обрезан до нового формата.

Копия картины Рембрандта. Белыми линиями отмечены обрезанные части оригинальной картины
Копия картины Рембрандта. Белыми линиями отмечены обрезанные части оригинальной картины

Голландские групповые портреты

Групповые портреты были самым популярным жанром живописи в Нидерландах в XVII веке. После обретения независимости Нидерланды быстро процветали. Многие состоятельные голландцы стремились написать собственные портреты, чтобы увековечить память о себе, связанную с их непосредственной деятельностью.

Гербранд Янсон ван ден Экхаут, Старшины гильдии бондарей и виноделов, 1673
Гербранд Янсон ван ден Экхаут, Старшины гильдии бондарей и виноделов, 1673

Когда речь заходит о голландских групповых портретах, на ум приходит современник Рембрандта, Франц Халс (1581/1585 - 1666). Халс написал большое количество групповых портретов офицеров ополчения, и эти портреты отличаются мастерством, тонкостью характеристики и мастерством работы с цветом.

Франс Халс, Банкет офицеров полка народного ополчения "Святой Георгий", 1616
Франс Халс, Банкет офицеров полка народного ополчения "Святой Георгий", 1616

Представители других социальных групп, например, врачи, также охотно заказывают групповые портреты. Художникам, получавшим такие заказы, приходилось решать сложные композиционные задачи. Как видно из сравнения «Урока анатомии доктора Тульпа» (1632) Рембрандта и «Урока анатомии доктора Себастьяна Эбертца» (1619) Томаса де Кейзаря, полотна Рембрандта уникальны своими яркими и захватывающими композициями.

Томас де Кейзер, Урок анатомии доктора Себастьяна Эбертца, 1619
Томас де Кейзер, Урок анатомии доктора Себастьяна Эбертца, 1619

Жабо, манжетки, воротнички

Вид большинства голландских портретов XVII века во многом продиктован существовавшей тогда модой. Согласно этой моде, платье должно было быть черным и резко контрастировать с белоснежными тонкими плоеными жа-бо, манжетами и кружевными отложными воротничками. С помощью краски Рембрандт настолько искусно имитировал фактуру полотна и кружева, что они казались на картине на-стоящими.

Рембрандт Харменс ван Рейн, Портрет Ахье Класдоттер, 1634
Рембрандт Харменс ван Рейн, Портрет Ахье Класдоттер, 1634

Художник писал полотно и кружево свинцовыми белилами. Он разбавил свинцовые белила ореховым маслом. Масло ореха, в отличие от обычного льняного масла, не приобретает желтый цвет после высыхания. Рембрандт варьировал вязкость пигмента, изменяя соотношение пигмента и масла. Например, свинцовые белила можно было смешать в густую пасту, а затем нанести на холст, как глазурь на торт.

Рембрандт Харменс ван Рейн, Портрет молодого человека с кружевным воротничком, 1634
Рембрандт Харменс ван Рейн, Портрет молодого человека с кружевным воротничком, 1634

Участки складок воротников-жабо, создающие яркие тени, были написаны Рембрандтом в технике «мокрый по мокрому». В этой технике один слой краски наносится поверх другого слоя невысохшей краски. Иногда художник наносил на кисть черные и белые пигменты, а затем смешивал их прямо на холсте. Детали кружева писались свинцовыми белилами, разбавленными настолько, что кружево можно было «вытянуть» из холста. В этом случае кружевная деталь будет выступать вверх и становиться объемной. Чем более краска поднимается от поверхности холста, тем сильнее она отражает падающий на нее свет, что приводит к потрясающему эффекту.

Рембрандт Харменс ван Рейн, Портрет Марии Трип, Фрагмент, 1639
Рембрандт Харменс ван Рейн, Портрет Марии Трип, Фрагмент, 1639

Детали

Боевой талисман

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Платье девушки, обращенной к зрителю, написано густым белым пигментом, который выделяется на окружающем темном фоне. Птичья тушка на поясе, скорее всего, является отсылкой к аркебузирам, чьи шляпы украшали птичьи лапки.

Красные отражения

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Красные камзолы офицеров перекликаются с ярким красным кушаком капитана Кока. Рембрандт наносит крупные мазки разведенного красного пигмента на коричневую основу, чередуя светлые и темные тона, чтобы создать складки.

Капитан Кок

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Капитан Кок принадлежал к правящему классу Амстердама. Его быстро повысили до командира ополчения, а затем и до бургомистра. Его фигура доминирует на полотне и превосходит фигуру стоящего рядом с ним лейтенанта. Капитан Кок шагает и вытягивает руку, указывая дорогу своим солдатам.

Мушкетеры

Фрагмент работы
Фрагмент работы

В мирное время, когда и была создана эта картина, народный полк был скорее церемониальным подразделением, чем боевой силой. Однако офицеры полка хотели подчеркнуть свою роль защитников города. Рембрандт скрупулезно воссоздал каждую деталь оружейного снаряжения (вероятно, используя специализированные пособия). Ополченцы чистят свои мушкеты и сдувают с полок сгоревший порох.

Барабанщик

Фрагмент работы
Фрагмент работы

У края холста изображен барабанщик. Барабанщик - единственный человек на картине, который не заплатил художнику за портрет, возможно, потому, что, в отличие от других офицеров, он не принадлежал к богатому классу.

Узоры

Фрагмент работы
Фрагмент работы

На этой картине края костюма лейтенанта богато украшены золотой вышивкой и жемчугом. На бледно-желтом фоне Рембрандт написал завитки и круги коричневым пигментом, которые сочетаются с рельефными мазками коричнево-желтой и белой краски. Камзол оттенен вытянутой рукой капитана Кока.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: