Совсем недавно мы рассказывали о том, почему жители протестуют против строительства полигонов и почему не верят сладким речам муниципалитетов о том, как им нужен тот или иной полигон. Сегодня мы продолжаем эту рубрику и будем копаться в... документах.
Нас отдельно заинтересовали кульбиты с постановлениями, которые закрывали и открывали в администрации в зависимости от поданных или не поданных на них прокурорских протестов.
К слову, не так давно, 20.03.2025, была опубликована статья о том, что «Охрану нашей матушки-природы усилят прокурорами». В нем было опубликовано грозное требование вице-премьера Дмитрия Патрушева к отраслевым регуляторам ускорить наведение порядка в экологической отрасли.
Мы рады проверить это начинание одними из первых!
Заранее прошу прощения за обилие в статье технической терминологии и в целом тонкой логической связи, но она тут необходима, для полноты фиксации фактов и раскрытия всей картины бытия.
Сегодня мы всецело погрузимся в самое жерло бюрократической машины и посмотрим как оно устроено изнутри. Забегая вперед, скажу, что, как выяснилось, основное «оружие» муниципалитета - это постановления, постановления и еще раз постановления.
Этим постановлением постановляю!
Вернемся в далекий 2023 год. И, как мы уже привыкли, конечно, следим за руками.
Итак, 30 марта 2023 года выносится решение №77 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области».
Типовой документ - в котором, к слову, все решения и постановления содержат одни и те же формулировки, меняются только обезличенные кадастровые номера:
«В целях соблюдения прав и законных интересов жителей городского округа Первоуральск, создания условий для устойчивого развития территорий, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия...»
Так начинаются все решения Первоуральской думы. Обратили внимание на благие цели? Особенно мощёной выглядит дорога «сохранения окружающей среды».
Само это решение №77 вполне себе нормальное, даже можно сказать образцовое. В нем вносятся изменения в зоны Ж-1 (зона жилых домов усадебного типа), Ж-2 (зона малоэтажных многоквартирных жилых домов), ОД(С-1) (зона лечебно-оздоровительных комплексов), ОД(К) (Комплексная общественно-деловая зона), Р-1(2) (Зона городских лесов, лесопарков (эксплуатационные леса) и т.п.
В общем - все для людей.
Во вложении имеются проекты оздоровительных комплексов и лесопарковых зон:
Кроме того, в нем содержатся и такие строчки:
В данном решении №77 не было ни одного упоминания о будущем Дидинском полигоне. Но не прошло и недели, как...
03.04.2023 выносится постановление №37 о назначении общественных обсуждений по так называемому «проекту решения»:
Как выглядит публикация в газете «Вечерний первоуральск» вы можете посмотреть сами. Не будем заострять на этом внимания.
В самом проекте написано следующее:
Еще раз: это постановление предлагает:
ЗАМЕНИТЬ ЗОНУ ТЗЗ (земли запаса)
на зону С(У) (Зона специального значения / утилизационная)
Целиком все постановление можно открыть по ссылке.
Мы видим, что в «целях сохранения окружающей среды» - было выдвинуто решение городской Думы... по своей сути, приговорить окружающую среду на терраформирование, состоящую из почти 700 гектар леса, с водными объектами на участке 66:58:2803006:56.
Именно этот документ дал старт всей эпопее с «Дидинским полигоном».
Но интересно тут еще и то, что данное постановление, которое относится исключительно к полигону, не является самостоятельным. Постановление №37 от 03.04.2023 предполагает самую малость - лишь внести изменения в тот самый «экологический документ» №77 от 30 марта 2023 года, который мы только что выше разбирали, добавив в него землю под огромный полигон.
И здесь (в постановлении) уже нет никаких «Вестников Первоуральской думы», нет никаких «Комитетов по градообразующей политике» как в 77 постановлении (они все будут, но уже в решении о изменении от 27.04.2023):
Более того - вы НИГДЕ не найдете этого документа, кроме двух мест, где мы его взяли (и он там все еще есть). Размещены они там, где их никто не читает - абсолютно формально, на последней странице технической газеты с постановлениями:
В списке решений Городской думы Первоуральска так же не было размещено это постановление:
После постановлений от 30 марта (включая социально значимое постановление №77) - ближайшее постановление - аж от 27 апреля 2023 года. Практически 4 недели не было публикаций в разделе решений.
Почему с 1 апреля по 26 апреля в Думе Первоуральска не было принято ни одного решения (или не было опубликовано) - нужно изучать отдельно.
Не менее интересно, что к данному постановлению №37, который относится исключительно к будущему полигону, и который был по большому счету скрыт от внимания общественности, была приложена схема куска участка 66:58:2803006:440. Но проблема тут в том, что на тот момент, на 03.04.2023 этот участок еще не существовал фактически.
Одновременно, «из будущего», прилетел наложенный на этот участок полигон, который, по состоянию на 03.04.2023 год, еще даже не планировался к постройке. На тот момент АО ПНТЗ даже не завершило ГЭЭ по определению категории отходов (№2927/ГЭЭ было пройдено только 23.10.2023):
Именно эта картинка была опубликована в 37 постановлении, который был «привязан» к «белому и пушистому» 77 решению Думы.
Что касается проекта, судя по тендеру - АО ПНТЗ заказало проект будущего полигона только 22.03.2023, за неделю до постановления №77, о чем есть данные в свободном доступе:
Если мы зайдем в техническое задание, мы найдем там такую картинку:
«Контур участка, похожий на полигон»
Контур из технического задания от 23.03.2023, удивительно похож на контур, который был опубликован в судьбоносном постановлении №37 Администрации Первоуральского МО от 03.04.2023 г, буквально через 10 дней после заказа технического задания. За 2 года до публикации проекта перед общественностью!
В кадастровой карте предполагаемый будущий полигон выглядит следующим образом:
Дата присвоения числится как 05.05.2023. Размер совпадает с «несуществующим» на тот момент проектом из технического задания с точностью на 99,71%, погрешность «гостьев из будущего» составила всего 0,29%.
24.04.2023 выносится уже постановление №48 об утверждении результатов общественных обсуждений:
Как мы помним - до 27 числа в списке опубликованных решений не было документов, и вы верно следите за руками - нет там и 48 постановления от 24.04.2023. Выходит, решения были - но они не были опубликованы в списке решений.
А вот 27.04.2023 уже с фанфарами выносится решение №85:
В которое уже внесено изменение по судьбоносному 37 постановлению внутрь экологически чистого 77 решения:
Тишина, которая окутывала исторический момент с 03.04.2023 по 26.04.2023 нарушена, и об изменении было написано в скудных первоуральских СМИ. Как вы правильно догадались - об «общественных обсуждениях» по данному участку не написало ни одно средство массовой информации.
Итого, суммируем:
- 23.03.2023 АО ПНТЗ только начал делать проект полигона ПНТЗ
- 30.03.2023 Администрация Первоуральска публикует решение №77 о социально значимых изменениях в Первоуральском МО, в котором не упоминается участки из зоны будущего полигона (66:58:0120007:*)
- 03.04.2023 Администрация Первоуральска выносит отдельное постановление №37, которое относится только к будущему полигону, и которое привязывают к постановлению №77 от 30.03.2023, в котором, как мы помним - не было никаких упоминаний об участке будущего полигона.
- В это время практически не публикуется никаких сведений в СМИ. Единственное размещение 37 постановления - на сайте prvduma.ru, и то так просто вы его не найдете.
- 24.04.2023 Администрация Первоуральска выносит проект постановления №48, который уже утверждает заключения по результатам общественных обсуждений. Однако так же нигде его не публикует.
- 27.04.2023, спустя почти 3 недели молчания, думой выносится решение №85, в которое вносят суммарные изменения по 77 и 37 постановлениям.
- 05.05.2023 происходит присвоение кадастрового номера 66:58:0120007:440 (участок запоминаемой формы в виде «пакмана», символично пожирающего вековой Дидинский лес).
Уложились всего в месяц!
Напомним, что публичные слушания являются элементом гражданского контроля за хозяйственной деятельностью и участия граждан в муниципальном самоуправлении.
Кроме того, согласно статье 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Однако, как мы видим, изменения участка в соответствии с проектом из постановления №37 были фактически осуществлены 05.05.2023, через 12 дней после окончания «общественных обсуждений».
Нам кажется очевидным, что имеет место нарушение прав и свобод граждан, т.к. фактические изменения зоны участка были произведены до истечения срока возражений.
Кроме того, в средствах массовой, включая сайт prvadm.ru, на котором опубликовались сведения об т.н. «общественных обсуждениях», не был опубликован подробный проект, как того требовал п. 2.2 проекта постановления.
Учитывая, что участок планировался для реализации настолько масштабного федерального инвестиционного проекта, то могло быль нарушено право жителей на заблаговременное ознакомление.
Учитывая масштаб предполагаемого проекта на данном участке, о чем, очевидно (учитывая наличие объекта из проекта в постановлении), была уведомлена Администрация заранее, смена зоны участка должна решаться на публичных слушаниях, которых не было проведено.
На минуточку перенесемся опять в будущее, на дату 15 мая 2024 г. (за месяц до передачи участка в аренду АО ПНТЗ) - тогда (еще) губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал распоряжение № 114-РГ о реализации инвестиционного проекта «АО «ПНТЗ» Строительство полигона промышленных отходов на территории Свердловской области в ГО Первоуральск».
И главный вопрос вечера:
Как так получилось, что «инвестиционный проект», распоряжение (№114-РГ) о котором дал бывший губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, только 15 мая 2024 года - появился в прошлом, в «судьбоносном» постановлении №37 от 03 апреля 2023, за год до объявления о данном проекте?
То, что данные о настолько важном изменении было по своей сути скрыто от глаз общественности, постановление о проведении обсуждений не было широко освещено в средствах массовой информации, может говорить о том, что могло иметь место введение жителей в заблуждение, которые обсуждали постановление №77 c социально значимыми изменениями, вместо гораздо более важного обсуждения появления в этом месте в будущем экологически опасного объекта (с неизвестными на тогда еще категориями опасности отходов) в истоках рек.
Еще раз упомянем, что в постановлении №37 от 03.04.2023, согласно пункту 2.2, администрация первоуральского МО должна была разместить «Проекты и прилагаемые к ней информационные материалы, подлежащие рассмотрению на публичных слушаниях», чего не было сделано. Не были проведены и публичные слушания, вместо которых были назначены общественные обсуждения, которые так любит администрация Первоуральского МО (об этом можно будет поговорить отдельно).
В связи с этим, мы считаем, что общественность и жители Свердловской области имеют право предъявить претензию по факту непредставления населению возможности ознакомиться с документальными материалами проекта, а так же важности данных изменений для широкого круга жителей региона.
Обоснованность претензий подтверждается и тем, что на публичных слушаниях ОВОС по строительству полигона АО ПНТЗ на участках 66:58:2803006:56 и 66:58:2803006:440 было подано более 3000 возражений, подписанных более чем 5000 жителями города. (Точные данные по числу возражений нет возможности установить, т.к. протокол слушаний не был выложен администрацией Первоуральского МО вопреки регламенту, что так же добавляет «тумана неопределенности» в вопрос качества проекта и его сопровождении).
Важность проекта обсуждается в федеральных изданиях, так в издании Аргументы и Факты (Эл № ФС 77-78200) была опубликована статья «Экологическая революция? Как «приручить» промышленные отходы» от 08.04.2025, в которой приняли участие:
- начальник отдела капитального строительства ПНТЗ Игорь Кинер
- заместитель главы МО Первоуральск по ЖКХ, городскому хозяйству и экологии Денис Поляков
- председатель правления Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО Сергей Литвиненко
- Доктор биологических наук Евгений Бельский
- директор Института экологии растений и животных УрО РАН Михаил Головатин
- директор НИИ «Экотоксикологии» УГЛТУ Михаил Винокуров.
Состав, обсуждающий данный проект на полях средств массовой информации, намекает, что его реализация проекта на самом деле имеет большое значение и оказывает огромное влияние на граждан региона.
Однако, как видно, в данном обсуждении не участвует ни одного представителя граждан, общественных деятелей, а так же представителей политических партий, которые представляют непосредственно интересы народа.
К сожалению, в 2023 году издание Аргументы и Факты, как и вышеназванные товарищи, не собрались для обсуждения скрытого от глаз жителей постановления администрации №37 и «проведенных» общественных обсуждений. По какой причине они собрались только сейчас, спустя 2 года, чтобы рассказать о важности данного проекта, история умалчивает.
Из всего сказанного можно сделать однозначный вывод, что, вопреки 28 Федерального закона РФ, граждане были устранены от решения значимого решения, вследствие чего, возможно, были нарушены их права.
Так же сообщаем, что все сведения и документы были перенаправлены в орган прокуратуры для дальнейшей проверки. Просьба депутатов, которые работают с нами, проконтролировать ход рассмотрения обращения.
А пока мы продолжаем изучение документов.
С уважением к Вам,
Ваша инициативная группа!
Другие наши статьи:
Напоминаем наши основные каналы связи:
Чат Телеграм (Публичный канал и чат):
https://t.me/didino_eco
Чат Whatsapp (Ограниченная регистрация):
https://chat.whatsapp.com/LVZyQWSyx4R2ihe1PG6XWB
Наш Дзен Канал:
https://dzen.ru/netpoligonu