За последние недели дилеров и дистрибьюторов китайских автомобилей попросту прорвало. Других слов я не подберу. Разные директора и другие начальники из разных автосалонов жалуются на поставщиков и производителей из Китая.
Например, сначала своё исследование провёл Олег Мосеев. Крупный игрок в дилерском бизнесе и бывший президент ассоциации РОАД. За неделю он переговорил с 27 топ-менеджерами, которые трудятся в российских представительствах китайских автомобильных марок.
Сколько из них довольны своей работой? Только двое. 7 человек сказали, что условия сильно хуже, чем были у американских, корейских, европейских или японских марок. Но у них есть надежда, что всё станет лучше.
А вот 18 человек уже ни на что не рассчитывают и ничего не ждут. По их мнению, работать с китайцами не просто хуже, а сильно хуже. И никакой надежды на улучшение ситуации у них нет.
Чем китайские работодатели не устраивают российских менеджеров?
Много чем. Например, невыполнимыми планами и сроками, не соблюдением баланса между рабочим и личными временем, невыполнением обещаний и обязательств. Работа часто носит стихийный характер и многое делается впустую.
Ещё они без труда могут прислать из КНР вчерашнего студента и поставить его руководить гораздо более опытными российскими коллегами.
Что последним не нравится, разумеется. Или сместить эффективного менеджера и поставить на его место менее эффективного, раздробить сработавшуюся команду и всё в таком духе.
Но это реалии, в которых трудятся дистрибьюторы. А что происходит у непосредственных дилеров китайских машин.
Здесь я передам слово Анне Бояршиновой, генеральному директору пермского автомобильного холдинга Verra. На прошедшей конференции «Россия-Китай» она рассказала очень много интересного.
Запись с мероприятия опубликовал канал «Автопоток». Я не будут приводить цитаты (они доступы в записи по ссылке), а приведу список конкретных претензий. Претензий к маркам из КНР, которые есть у российских дилеров.
Новые «Нивы» стоят с ржавчиной уже в автосалоне? Новый материал для читателей раздела Премиум
Почему дилерам из РФ не нравится работать со многими китайскими марками?
1) 50% машин возвращаются в салон на ремонт по гарантии
Мне очень жаль, что Анна не называет конкретные марки, у которых в половине машин покупатели находят брак. Но если посмотреть официальный сайт холдинга Verra, то они продают у себя автомобили таких китайских брендов, как Geely, Exeed, Changan, Haval и т. д.
Как я уже сказал, руководитель холдинга жалуется, что по ряду брендов гарантийные обязательства наступают в 50% случаев. Анна отмечает, что с ушедшими из России марками такого никогда не было.
Кроме того, очень много возвратов. Их настолько много, что вот этим конкретным дилерам из Перми пришлось расширить свою юридическую службу в 10 раз!
Юристы компании попросту не справляются с претензиями от клиентов и желанием вернуть машину обратно в салон.
2) Сервис работает в убыток, так как завален гарантийными машинами
Мы с вами прекрасно знаем, что дилер больше зарабатывает не на продаже самой машины, а на её обслуживании. В том числе и на ремонте. Но только в том случае, если ремонт коммерческий. То есть, не по гарантии.
А поскольку каждый второй автомобиль возвращается в салон с браком, то все боксы на сервисе заняты гарантийными машинами. Которые дилер обязан чинить бесплатно. Что проносит ощутимые убытки, разумеется.
3) Механики не знают, как чинить и пытаются разобраться своими силами
Как оказалось, за 3 года многие китайские бренды так и не озаботились тем, чтобы обучить российских мастеров чинить свои автомобили. Даже у официальных дилеров.
Но ведь чинить всё равно как-то надо. Поэтому мастера учатся прямо на клиентских машинах. Разбирая их и пытаясь разобраться, что и как работает. Разумеется, с ушедшими марками такого тоже не было.
В те времена весь персонал проходил регулярные обучения и повышения квалификации. Создаётся такое ощущение, что китайская сторона вообще не понимает, зачем дилеру нужен сервис.
Новые же машины продаём.
4) Запчасти идут полгода и может прийти совсем не то, что заказывали
Не решена за 3 года и проблема с запчастями. Когда китайские марки только массово ринулись на российский рынок, были огромные проблемы с каталогами запчастей для них.
Теперь каталоги вроде появились, но общий беспорядок остался. Во-первых, в коробке может оказаться совсем не то, что изначально заказывали.
Во-вторых, целые партии запчастей могут идти по полгода. Анна привела в пример партию запчастей на 700 000 рублей, которую они ждут с октября прошлого года. При этом, сами детали оплачены.
То есть, дилер ещё и сталкивается с заморозкой своих денег.
Ситуация будет улучшаться или нет?
Моё мнение таково. Поскольку уже 3 года мы слышим примерно одну и ту же песню от российских дилеров и дистрибьюторов (просто сейчас у них активнее начали сдавать нервы), то навряд ли что-то измениться.
Со стороны складывается впечатление, что многие китайские марки попросту никак не заинтересованы в адекватном развитии своего присутствия в РФ. Им даже не особо важно, сможет продать дилер машину или нет.
Главное, чтобы он её выкупил у производителя в Китае. С деньгами вперёд, естественно. А что будет дальше? Уже не так важно.
Что скажете, товарищи? Вам жалко российских дилеров или нет?
Своим мнением можно поделиться в комментариях под статьёй.
Советую посмотреть:
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.