"МЕЧ КОРОЛЯ" (Дания, Швеция, Норвегия, Германия).
Режиссер : Николай Арсель
В главных ролях: В ролях: Густав Линд, Мадс Миккельсен, Аманда Коллин, Симон Беннебьерг, Кристине Куят Торп
Дания, XVIII век. Для увеличения налоговых поступлений короли пытаются культивировать и заселить огромные болотистые земли Ютландии. Но из-за суровых погодных условий, бедной почвы и большого количества бродяг и преступников все попытки на протяжении десятилетий терпят крах.
В 1755 году после 25 лет службы капитан датской армии Людвиг Кален уходит в отставку. Не желая заканчивать свои дни в доме для ветеранов, Кален решает заняться освоением болотистых пустошей Ютландии и обращается в королевское казначейство с просьбой об официальном содействии в реализации его планов. Идея вначале не находит поддержки, и Людвигу отказывают в финансировании, но он требует лишь дворянский титул с имением и слугами в случае успеха, после чего получает официальное одобрение казначейства. Прибыв на место и имея за душой лишь небольшую пенсию, бывший военный начинает нанимать людей для строительства и земледелия. Вскоре с ним вступает в конфликт влиятельный и жестокий местный землевладелец Фредерик де Шинкель, который считает эти земли своими.
***
Датское кино давно уже считается мировым трендом, не хуже шведского. Оно переживало разные периоды и времена. Не только величие пионеров, вроде Дрейера, и не только всемирно известную Догму Триера, Витерберга, и ко.. Но и ещё ряд зрелых и успешных киномастеров и художников : Хеннинг Карлсен, Габриэль Аксель, Николас Виндинг Рефн, Билли Аугуст и другие... И некоторые другие режиссеры, известные всему миру, получавшие большие премии, вплоть до Оскара. Но вот с именем Николая Арселя я столкнулся, признаться, впервые! При том, именно с Николаем, а не Николасом...
(Жаль не Вторым? Ага-ага). Это самый что ни на есть первый и единственный датский принц). Не надо ля-ля! ;).
Впрочем, с именем впервые, а фильмы - то я этого мастера уже видел, оказывается. Да и вы тоже, скорее всего! "Королевский роман" (2017), "Тёмная башня" (2012). Итд.. И если экранизацию Кинга "Тёмную башню" не ругал только ленивый. (Хотя мне, признаться, нравится этот фильм! Он неплох!). То "Королевский роман" не хвалил только ленивый. Он был номирован даже на Оскар и получил премии Берлинского кинофестиваля! Ну а кроме того, Коля Арсель (назовём его по русски и фамильярно!), был главным сосценаристом таких больших и успешных датско-скандинавских фильмов, как "Рыцари справедливости" (2020) Томаса Андерса Йенсена, ещё одного героя датской волны современности. И даже знаменитой "Девушки с татуировкой дракона" (2009), представляете?! В "Рыцарях справедливости" с Арселем работал в главной роли как раз знаменитый тот самый Мадс Миккельсен. Наше все датского кино, который где только вообще и у кого, и кем, не работал. Вот с рыцарем Миккельсеном как раз Арсель и отправился к королю за благословением в этот раз!
Такой состав трудящихся и анонс фильма предвещали мне неплохое зрелище, в лучших традициях Вильяма нашего Шекспира, знаете ли! И ожидания меня не обманули. Фильм вышел на славу... Сюжет его, в принципе, камерно прост. Он мне напомнил многочисленные истории о скандинавских переселенцах и оборванцах шведского авторства. Вроде дилогии "Эмигранты" и "Поселенцы" 1971-1972 года Яна Труэля. Или там, "Пелле-завоеватель"(1987) уже датского Билли Аугуста. Больно уж история "завоевания" и обживания новых земель похожа на шведскую или Аугуста. Но тут все подревнее, подраматичнее, поострее несколько. Всё-таки главный герой не крестьянин совсем и не бедняк, а рыцарь, солдат, капитан, мечтавший получить дворянство... И много лет верой и правдой служивший королю и власти. Хотя и стремится получить новые земли, титулы за службу и за успехи в сельском хозяйстве (уже во время пенсии!).
Той самой большей древностью история Арселя отчасти напомнила и другой скандинавский шедевр всех времен и народов: историческую драму и притчу Ингмара Бергмана "Седьмая печать" (1957). Где рыцарь-крестоносец, возвращавшийся с войны на Востоке, мечтает о мирной жизни, но не может её получить. Повсюду лишь смерть! Чума, войны, дикость и насилие, итд.. Примечательно также, что и в фильмах Труэля, как и у Бергмана и у Аугуста, главные роли играет один и тот же великий мэтр шведского кино - Макс фон Сюдов. А у Арселя, его современный скандинавский аналог, Мадс Миккельсен. Тоже видится мне тут какая-то преемственость. Или даже косплей что ли, как сейчас модно выражаться!?
Так вот, вместо денежной пенсии экс-капитан датской армии Людвиг Кален выпрашивает у правительства, академии наук и лично короля, возможность поддержки его разработки в сельском хозяйстве. В заболоченных и лесистых землях Ютландии (где в будущем пройдёт великое морское сражение Первой мировой!). Поддержку он просит небольшую в целом... Свои же собственные деньги, пенсионные, ну и дворянский титул, если ему удастся что-нибудь разработать там. Все это он получает, как и обещание и этих земель в собственность! Ученые и чиновники при дворе не верят в уже очень зрелого капитана, раз там и более образованные и богатые люди потерпели поражение. К тому же на местных землях уже есть один властелин и второму там не бывать, как говорится. Некий богатый и успешный дворянин Фредерик Шинкель живёт там припеваючи и без всякого сельского хозяйства! И вот ему совсем не нужен сильный и богатый и успешный сосед. Которого, к тому же, поддерживает двор или король.
Словом, Шинкель исполняет роль такого господина в черной мантии, Господина Смерти, если продолжать аналогию с Бергманом и "Седьмой печатью". Действительно, несмотря на шикарную жизнь сам он всем недоволен и сеет вокруг только ненависть, силу и агрессию! Мучает крестьян, соседей, итд. И на предложение о помощи новому соседу, естественно, отвечает отказом. Мало того, у них не только в делах разногласия возникают. Чёрная кошка пробежала меж ними и в личной жизни. Шинкель все собирался жениться на знатной, красивой, но небогатой наследнице известного рода. Но она, видя откровенную глупость и жестокость Фредерика, колеблется... Хотя он и богат и неплох собой! Ей как раз приглянулся, судя по всему, небогатый, но мужественный, симпатичный и трудолюбивый капитан Людвиг Кален. Особенно, после сцены публичной казни одного из бывших своих крестьян, беглых, невеста Шинкеля в нем разочаровывается.
Между тем, Кален, постепенно находит и людей-помощников, и отдельные перспективные земли, и планирует очередной весной начать выжигание зарослей и успешный посев. Мало того, по сути он и семью себе находит... Анн-Барбара - женщина того убитого беглого крестьянин Шинкеля становится его невестой, временной любовницей, видя что ему одиноко... (Хотя и говорит ему, что тоже любит другого, погибшего, как и он ту невесту Шинкеля! А цыганская милая девочка - воровка - становится его падчерицей, за которой они оба ухаживают как за дочерью). Получается и урожай, целых 80 мешков крупной картошки с небольшой плантации добыл Людвиг с близкими, отправив их ко двору короля. И получив неплохие деньги и сотни людей из Германии на новые крупные разработки!
Но не дремлет старый друг-враг Калена Шинкель. Ему не так собственные успехи нравятся, как чужие победы кушать и спать не дают). Он нанимает группу бродячих толи солдат, толи каторжников, чтобы напасть на спящий, ещё необжитой, лагерь новых людей Калена... И ночью эти бандиты кого-то убивают, кого ранят... Убивают множество лошадей, ломают, сжигают некоторые постройки, итд... Словом, та самая "чума" из "Седьмой печати" свалилась и на нового рыцаря короля и Господа). Мало того, поселенцы из Германии теперь разозлились на Людвига из-за дочки цыганки. Их суеверное христианское мировоззрение против иноверцев, язычников и цыган, и так было. А тут, как будто, она беду накликала, как они и предупреждали, мол! Или они или цыганка... И ему приходится отправить любимую дочку-цыганку, столь уже полюбившуюся им с Анн - Барбарой, в далекий христианский приют! Чтобы хоть как-то продолжать выживать...
Кроме того, Людвиг с немцами, что повоинственней, задумал месть каторжникам Шинкеля. Он, благодаря помощи той самой знатной невесты Шинкеля, вычислил место их пребывания (где они задумывали новые диверсии!). И как опытный бывший солдат, офицер, ночью легко разгромил их, даже меньшим числом! Много убил их. Казалось бы победа близка! Но Шинкель и его юристы написали королю, что Кален убил среди каторжников и бывшего офицера короля (а ныне разбойника!) и должен по закону пойти под суд и в тюрьму! Что и происходит... Вот уж фиаско, так фиаско... Откуда не ждали! И подлость мира торжествует все равно! Как в и "Седьмой печати". Хотя там была семья бродячих счастливых артистов хоть... Для компенсации рыцарских невзгод. Но может и тут не все потеряно?!
Но всегда есть место индивидуальному подвигу, даже если большое дело не выгорает! Анн-Барбара, зная о симпатии к ней Шинкеля в прошлом, пробирается в его дворец (якобы, чтобы после Людвига найти себе новое пристанище!), хорошо и богато одевается, зная о его конфликте, почти разрыве, с невестой... Ну и вроде готова ему отдаться... Но вместо этого, в процессе брачных игр, ранит его кинжалом и отрезает ему "срамной уд" (член) как на Руси раньше говорили). Вот потеха-то и море крови...и "основной инстинкт"...). Кровавому барину кровавую баню устроила). Месть за любимого, даже двоих, вполне состоялась! Но в отместку её заточают навечно в тюрьму, а Калена, хотя и выпускают постепенно, не дают ему больше людей и поддержки!
И все же проявив характер, оставшись, буквально, с одной дочерью - цыганкой (которую он, с извинениями, вытащил из приюта снова!), да ещё с парой самых близких друзей, герой Мадса Миккельсена вырастил огромный урожай, и получил снова королевское расположение! И титул и поместья, и деньги и людей. Только вот Анн-Барбару все не милуют, даже отправляют в самую далекую и суровую тюрьму на Север. .. (а знатная невеста, после убийства Шинкеля, уехала к родным, решив не нарушать любовь и новую семью Калена с Анн-Барбарой и дочкой!). Но "род приходит и уходит, а земля пребывает вовеки", как сказал Экклезиаст! Ничто не вечно под Луной. Взрослую дочь цыганскую сосватал бродячий работник - молодой цыган, со своей бригадой помогавший Людвигу по хозяйству! Отец, видя её интерес, не может возразить... И отпускает её, со слезами на глазах.. И ей нелегко, но зов крови, зов предков, и любовь сильнее..
Правда вот не получается дальше у одного Людвига Калена выживать и тянуть на себе все хозяйство пустошей и болот! Тоскливо ему... И он бросает все имущество, бросается на коня и едет.... Да, едет вызволять Анн-Барбару с оружием в руках... Что он умеет лучше всего, как и рыцарь из "Седьмой печати" опять-таки). Во время её пересыла в дальнюю тюрьму, Людвиг отбил её у конвоя и уезжает с ней к морю... В самом финале...
Чем тоже напоминает финал "Седьмой печати": рыцарь остаётся рыцарем до конца, а семья и дом пусть и не удались до конца... Не на земле, но в истории оставили свой след! Муж с женой вместе, и дочка сама по себе в новой семье... Может быть они тоже отправятся в Америку от мести королей, а может будут рыбачить у моря. Главное они вместе! А дома, титулы и деньги пусть подождут). Ведь человеку нужен человек, а не титулы и звания и деньги... И вот это вот все ваше). Красивый финал довольно эпичного и интересного фильма...
Хорошая работа Арселя, пусть он даже и не Аксель!). Но ничем не хуже. Сам написал сценарий, сам снял! Получил на Венецианском фестивале премию католического жюри. И довольно высокие оценки на киносайтах. Правда, молодец! Фильм нельзя назвать безоговорочно шедевром. Но это точно очень хороший, глубокий и интересный фильм. Сделанный с уважением к традициям скандинавского кино (на которые я указал!), с любовью к своей истории и культуре. С хорошей актерской игрой и постановкой. Практически без единой фальшивой ноты, в столь непростой теме! Могу смело рекомендовать). Мне понравилось).
//////////////////////////////
Фильмы похожей историко-драматической тематики и стилистики, жанра! Преимущественно, средневековой. Из тех, что я разбирал уже на канале. А также видеоролик похожей направленности о фильме "Роб Рой":