"АЛЕКСАНДР" (США, 2004)
История, биография, драма.
Режиссер: Оливер Стоун
В главных ролях : Колин Фарелл, Анджелина Джоли, Вел Килмэр, Джаред Лето, Энтони Хопкинс, Джонатан Рис Майерс, Розарио Доусон, Кристофер Пламмер, Дэвид Беделла, Джесси Камм, и другие.
Спустя 40 лет после гибели Александра пожилой Птолемей, один из ближайших соратников Македонского, ставший после его смерти наместником Египта, решает рассказать и записать историю побед великого полководца. В течение восьми лет войско Александра Великого двигалось на Восток, к берегам мирового Океана.
Покорив Западную и Центральную Азию, Македонский первым ступил на загадочную и таинственную землю древней Индии. Об этом он мечтал ещё в детстве, слушая мифы о Трое, подвигах Геракла и Ахиллеса…
***
Пересмотрел я в очередной раз этот многострадальный и гениальный эпос о великом человеке и полководце. Моем детском кумире номер 1! Не знаю, фильм потрясающий). Стоун, как никто другой, умеет создавать исторические элегии: и "Дорс" и "JFK", да и "Взвод", по большому счету, - это все исторические элегии той или иной степени. Даже "Сноуден" и "Уолл-стрит" не лишены этих качеств.
Но именно в "Александре" этот талант Стоуна нашёл себе самую благодатную почву. Фильм нелюбимый критиками и столь любимый народом. В чем секрет? Только ли в повестке?! Ведь на Западе она уже давно другая, а переоценок фильма мы и там не видим). Оценки на ИМДБ - 5,6, а на Кинопоиске - 7,2. Смешно).
Критики сравнивали фильм с "Клеопатрой", провалившейся, относительно, в прокате, при колоссальном бюджете! Но оставшейся тоже культовой и популярной. Да, что-то общее есть. Тут тоже история - это история великой личности, её рождения, фантастического взлета и падения. А потом все остальное...
Но почему люди увидели только секс, почему люди увидели только мелодраму, но не увидели истории, драмы и той самой исторической поэзии, то есть элегии?! Для меня это большая загадка. Неужели, "Троя" Петерсена, вышедшая в тот же год, или "Царство небесное" Скотта, или там "Гладиатор", интересней, историчней, глубже?!). Даже драматичней?
Мне кажется, по фильму "Александр" как раз можно мерить глубину человека и человеков, исходя из той самой мысли, что "какой мерой мерите, той и вам будет отмеряно". Люди судили не по фильму, не потому что видели, а по себе. Им не претила гомоповестка и свободные отношения повсюду: в жизни, в кино тех лет или современных, но очень мозолила глаза подобная связь или намёки на неё у великой личности! Почему? Потому что эта личность слишком свята для них? Или потому тут можно на историческом фильме оторваться, а в жизни не поймут?!).
Вот то-то и оно, что Александр - это кино про каждого, и каждый находит в нем свое. То что большинство нашло этот личный момент ключевым и характеризует мельчание современного поколения критиков и зрителей, не способных видеть целое и главное... Сейчас поколение людей частностей и мелочей, такие огромные фильмы и фигуры не для них. Отсюда и вся критика. И с каждым годом это явление "мелочных" усиливается, потому и не наступило большой переоценки этого фильма. Разве что в России всё-таки, традиционно, большие фильмы, исторические фильмы всегда чувствуют и оценивают выше! У нас чуть получше его поняли).
Александр - это человек отдавший все! И не ради славы и не ради денег и не ради даже любви или мести. А ради мечты. Действительно, это был человек мечты! Мечты и действия. Он сам настолько же большой, насколько большой этот фильм... Потому его даже ближайшее окружение не смогли понять и оценить. Никто сегодня и в истории, кроме разве что Христа, пожалуй...не отдаёт все, и ради мечты! Такое просто не могут понять люди. Они начинают искать объяснения, причины, следствия, частности, оценки, пороки, достоинства... И промахиваются мимо главного и целого! Человек, настоящий человек, не про это).
На мой взгляд, Стоун создал гениальный фильм о гениальном человеке. Это просто 3 часа откровения, "открытия рта" от диалогов, картинки, игры актеров, музыки, итп.. Это просто 3 часа величия кино и человека!). Этот фильм о человеческом достоинстве, а не о сексе или там исторических событиях... И когда я смотрел его премьеру 20 лет назад, учась в институте, в кино, и когда я смотрю его теперь, мои ощущения и оценки не меняются... Это фильм - поэма! Великая поэма! Сродни гомеровской "Илиаде"... Вот только мы уже не древние греки...).