Найти в Дзене
Generalissimus

Обзор современных российских художественных фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне. Часть 4-я

В сегодняшней публикации будет дан краткий обзор российский военных фильмов, которые российская зрительская аудитория впервые увидела на экранах в 2023-2024 годах. Чем больше порядковый номер «Топора», тем слабее сюжет, актёрская игра, интрига, и, как общий итог, всё сильнее и сильнее разочарование. На этот раз создатели фильма не посылают Ивана Родина в разведку и не поручают ему невыполнимое ответственное задание фронтового командования. Бывший казачий есаул, а ныне старшина Красной армии с группой солдат-новобранцев оказывается в Восточной Пруссии (где-то под Кёнигсбергом) – в имении отставного полковника кайзеровской армии. В сарае немецкого отставника случайно обнаруживается тайник с музейными историческими ценностями, похищенными нацистами. Сокровища эти намеревается вернуть/присвоить себе, а заодно увидеться с семьей майор-эсэсовец – командир фашистской диверсионной группы. Этот майор сын полковника-отставника. В доме помимо бывшего кайзеровского вояки проживает его сноха (жена
Оглавление

Продолжение. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

В сегодняшней публикации будет дан краткий обзор российский военных фильмов, которые российская зрительская аудитория впервые увидела на экранах в 2023-2024 годах.

«Топор 1945»

Чем больше порядковый номер «Топора», тем слабее сюжет, актёрская игра, интрига, и, как общий итог, всё сильнее и сильнее разочарование. На этот раз создатели фильма не посылают Ивана Родина в разведку и не поручают ему невыполнимое ответственное задание фронтового командования. Бывший казачий есаул, а ныне старшина Красной армии с группой солдат-новобранцев оказывается в Восточной Пруссии (где-то под Кёнигсбергом) – в имении отставного полковника кайзеровской армии.

В сарае немецкого отставника случайно обнаруживается тайник с музейными историческими ценностями, похищенными нацистами. Сокровища эти намеревается вернуть/присвоить себе, а заодно увидеться с семьей майор-эсэсовец – командир фашистской диверсионной группы. Этот майор сын полковника-отставника. В доме помимо бывшего кайзеровского вояки проживает его сноха (жена майора-диверсанта), которую, несмотря на достаточно непрезентабельный вид и солидный экранный возраст, периодически пытаются изнасиловать советские злодеи в погонах.

Для инвентаризации, а заодно и последующей «прихватизации» найденных ценностей в имение прибывает советский майор – отпетый, холёный, не в меру упитанный штабной гад-карьерист, любящий выпить, а также не прочь присвоить себе лично что-нибудь из трофейного золотишка. Он тоже совершает попытку сексуального насилия, но бдительный Родин не дал советскому старшему офицеру совершить тяжкое военное преступление.

Майор намеревался «взять в полный оборот» строптивого и принципиального старшину, но тут появились немцы… В конечном итоге наши всё-таки побеждают, а в живых по закону жанра остаётся один лишь только Родин. Редиска-майор (советский) под самый занавес фильма почти перевоспитался, многое осознал, покаялся в содеянных грехах и погиб как настоящий офицер.

Что касается собственно топора, то его Иван Родин использует лишь в финальной сцене умопомрачительного единоборства с главным фашистским упырём. Советский старшина, разменявший седьмой десяток, лихо орудуя обухом, умело и браво расправляется с эсэсовским главарём, вооруженным двумя спецназовскими ножами.

Если говорить серьёзно, без иронии, то налицо слабенький сценарий, посредственная актёрская игра, предсказуемые повороты сюжета, использование всего лишь двух локаций – заснеженного леса и прусского имения. Одним словом, получился абсолютно «топорный» – грубый, полный заноз и щёпок, неотесанный кино-продукт, едва-едва пригодный для разового просмотра.

Кадры из фильма «Топор 1945» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Вадим Генрихович Островский. Авторы сценария – Дмитрий Геннадьевич Новосёлов и Вадим Островский)
Кадры из фильма «Топор 1945» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Вадим Генрихович Островский. Авторы сценария – Дмитрий Геннадьевич Новосёлов и Вадим Островский)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

«Праведник»

Данный фильм является едва ли не единственной художественной кинокартиной, которую можно смело отнести к категории «действительно снято на основе реальных событий». В основу экранизации лёг до недавнего времени практически никому неизвестный подвиг, который совершил осенью 1942 года совершил старший лейтенант Николай Яковлевич Киселёв.

Находясь в составе партизанского отряда «Мститель», действовавшем на территории нынешней Молодеченской области Белоруссии, политрук Николай Киселёв возглавил группу еврейских беженцев, численностью в 270 человек. В период с августа по октябрь 1942 года, преодолев по оккупированным немецкими войсками территориям Северо-Западной Белоруссии и Псковской области порядка 1500 км, Николай Яковлевич вывел в расположение советских войск 218 гражданских лиц (в большинстве своём женщин, детей, лиц пожилого и старческого возраста).

Главным достоинством фильма является соблюдение максимальной исторической достоверности излагаемых событий. Стоит также отметить добротную военно-историческую реконструкцию эпизодов, связанных с бытовыми и боевыми особенностями жизни партизан, а также реалистичное воссоздание атмосферы осени переломного 1942 года. Порадовали профессиональная игра актёров и качественная постановка батальных сцен.

Основными негативными моментами картины, по мнению некоторых зрителей и кинокритиков, стала концепция режиссера, который якобы слишком много внимания уделил показу особенностей традиционных религиозных верований иудеев (особенно ортодоксальных евреев), специфике их быта, жизненного уклада и внутриобщинных взаимоотношений.

По мнению автора данной публикации, не стоит выискивать скрытое противопоставление представителей еврейской общины, а также беженцев и партизан, принадлежащих к другим национальностям. Евреи, русские и белорусы пострадали от расовой политики третьего рейха, фашистского геноцида, тотального произвола и беззакония оккупационного режима нацистской Германии более всех остальных народов Советского Союза. Вот об этом нужно помнить и никогда не забывать.

Что касается самого фильма «Праведник», то это, безусловно, одна из наиболее удачных кинокартин 2023 года, заслуживающих внимательного и вдумчивого просмотра. Этот фильм вполне достоин того, чтобы его показали в кинотеатрах или по центральному телевидению в дни празднования 80-летия Великой Победы.

Кадры из фильма «Праведник» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Владимирович Урсуляк. Автор сценария – Геннадий Ромович Островский)
Кадры из фильма «Праведник» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Владимирович Урсуляк. Автор сценария – Геннадий Ромович Островский)
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

«Редкая птица»

Количество художественных фильмов, повествующих о непростых и трагических судьбах женщин, принявших непосредственное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, возрастает с каждым годом. Особенно востребованной у нынешних сценаристов и режиссеров стала тема советских лётчиц. Подобного рода кинолент снято уже более дюжины, но по-настоящему качественного, добротного и захватывающего фильма, увы, так до сих пор российский зритель не увидел и вряд ли скоро увидит.

Абсолютно ничего принципиально нового, оригинального, привлекающего внимание и заслуживающего высокой итоговой оценки создатели «Редкой птицы» предложить зрительской аудитории не сумели, да, похоже, и не особенно старались. В довольно блеклой упаковке под впечатляющим названием остросюжетная военная драма оказался «стандартный набор» среднестатистической и проходной мелодрамы, действие которой происходит осенью 1943 года.

Опытная и боевая лётчица из-за тяжёлых последствий ранения лишена возможности служить в действующих авиационных частях. Теперь она испытывает экспериментальные модели самолётов, в частности новейший истребитель «Кречет». Из-за травмы детей собственных Анна Петрова иметь не может, поэтому при первой возможности намеревается усыновить мальчика-сироту из местного детского дома.

Неожиданно ей представляется возможность не только перегнать к линии фронта «Кречет», но и лично протестировать его в бою. Сразиться отважной Анне предстоит не с заурядным фашистским пилотом, а с асом люфтваффе, который сбил её в последнем бою годичной давности. Именно из-за этого нацистского «стервятника» она получила тяжёлую травму, а её возлюбленный погиб. Конечно же, преодолевая все трудности и препятствия, в том числе «гендерное» недоверие со стороны начальства и сослуживцев, старший лейтенант Петрова одерживает вверх над фашистским асом.

Согласитесь, всё это уже было показано на экранах и не один раз, только в разных вариациях. Но это ещё не всё. «Новейший» истребитель «Кречет» по факту представляет собой слегка видоизменённый и заретушированный устаревший и снятый с производства к тому моменту И-16. Причём представленные в фильме музейные экземпляры находятся в весьма плачевном состоянии, видно, что их долго экспонировали где-то на открытом воздухе и не особенно следили за внешним видом.

Вновь в фильме мы видим сразу двух «особистов», причём, один гадливее другого. Первый отсиживаясь в тылу, страстно желает посадить (а лучше расстрелять) всех и каждого, кто попал в его поле зрения. Второй, «роет носом землю» на командном пункте авиаполка, без устали – примитивно, рьяно и озлоблено выискивая шпионов и изменников среди лётного состава, старших офицеров и заслуженных боевых лётчиков.

Среди испытателей находится ещё более гадливый завистник, карьерист, трусоватый вредитель с соответствующей характеру внешностью «конкретной редиски», который в конечном итоге ещё и предателем оказался. Опять один из главных героев-офицеров предстаёт отважным и талантливым лётчиком-истребителем, но жутким бабником и главным «залётчиком».

Смешанным авиаполком командует безнадёжно усталый «профи» подполковник, который врётся в бой лично, но его вышестоящее начальство не пускает. Поэтому он вынужден посылать в бой молоденьких, неопытных и необстрелянных девушек, от чего безмерно страдает… Эти и другие подобные «повороты сюжета», а по факту – избитые и опостылевшие штампы и клише, перекочёвывающие из фильма в фильм о войне, вызывают желание, если не прервать скучный просмотр, ведущий к предсказуемому финалу, то перемотать не менее двух десятков вялотекущих сцен и эпизодов.

Актёрская игра откровенно слабая, персонажи – все без исключения прописаны в сценарии плохо и поверхностно. Практически никто из персонажей не вызывает сочувствия или мимолётной жалости. Довоенные судьбы и фронтовые Love Story главных и второстепенных героев полны избитых мелодраматичных штампов и клише.

Военно-историческая реконструкция, особенно авиационно-техническая составляющая заслуживают однозначной неудовлетворительной оценки. В кадре одни и те же локации унылые локации: сначала ангар, имитирующий экспериментальное КБ, затем внутреннее пространство палаток, осенний лес и полевая столовая авиаполка. Воздушные бои сняты в архаичном мультипликационном стиле. Концовка, как впрочем и главная линия сюжета, предсказуемая и неправдоподобная.

Если же всё-таки у кого-то возникнет желание увидеть воочию этот «шедевр», то лучше посмотрите телевизионную версию, которая называется «Расправляя крылья». Длительность мини-сериала «Редкая птица» составляет почти три часа. Кинолента «Расправляя крылья» в два раза короче, поэтому в ней гораздо меньше тягомотины, натужных мелодраматических изысканий, а также прочих изъянов и киноляпов.

Кадры из мини-сериала «Редкая птица» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Ольга Эдуардовна Музалёва. Авторы сценария – Юсуп Разыков, Сергей Иванов и Виталий Андреев)
Кадры из мини-сериала «Редкая птица» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Ольга Эдуардовна Музалёва. Авторы сценария – Юсуп Разыков, Сергей Иванов и Виталий Андреев)
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40

«Красные ленты»

Много и долго говорить о данной кинокартине, так же как и хотя бы коротко пересказывать её сюжет, нет смысла, поскольку у фильма лишь два плюса. Во-первых, это вроде как бы детское кино (фильм для детской и юношеской аудитории). Во-вторых (по замыслу создателей сего «шедевра») он должен пробуждать в представителях российского юного поколения истинный патриотизм, любовь к своей Родине, а также стремление знать и помнить пионеров-героев Великой Отечественной войны, их подвиги и боевые заслуги.

Всё остальное – сценарий, больше похожий на подстрочник или неотредактированный черновик, провальная режиссура, абсолютно неудачный подбор актёров и столь же плачевная их игра, пустые диалоги, неудовлетворительная работа операторов, звукорежиссёров, декораторов и реквизиторов превращают процесс просмотра в мучение. Хорошо, что хронометраж фильма составляет всего 65 минут, иначе вряд ли бы кто-то осилил в полном объёме этот очередной «кино-шлак».

По итогам просмотра возникает только один риторический вопрос, обращенный к создателям картины: если нет у вас никакой оригинальной творческой мысли, собственного сюжета, тянущего хотя бы на «чахлую троечку с бесконечным минусом», то не лучше ли попытаться экранизировать подвиг кого-либо из советских пионеров-героев Великой Войны!?

Одних только пионеров, получивших высочайшее, почётное и заслуженное звание Героя Советского Союза в нашей стране шестеро – Леонид Голиков, Марат Казей, Валентин Котик, Зинаида Портнова, Борис Цариков и Александр Чекалин. Ещё два десятка советских школьников награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени и Красной Звезды. Свыше 37 000 юных героев награждены боевыми медалями, в том числе «За Отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Великой Отечественной войны», «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы».

Ну, попробуйте снять фильм про кого-нибудь из этих настоящих героев, строго следуя фактам и хронологии их биографий, военных подвигов и боевых заслуг. Может, что-то и получится в итоге. Зачем мучить себя, съёмочную группу, актёрский состав и зрителя своими несостоятельными творческими потугами и альтернативными изысканиями в стиле «я вижу войну именно так» или «это моё собственное видение представленной темы». К чему в канун столь знаменательной даты создавать фильм заведомо обреченными на провал и справедливую негативную критику?..

Кадры из фильма «Красные ленты» (2024 год; производство – Россия. Режиссёр – Дмитрий Владимирович Белосохов. Авторы сценария – Дмитрий Белосохов и Владимир Литвинов)
Кадры из фильма «Красные ленты» (2024 год; производство – Россия. Режиссёр – Дмитрий Владимирович Белосохов. Авторы сценария – Дмитрий Белосохов и Владимир Литвинов)
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49

«Адмирал Кузнецов»

Наконец-то, отечественные кинематографисты основательно взялись за экранизацию военной составляющей биографии выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, легендарного человека, настоящего патриота и морского офицера, бессменно возглавлявшего ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.

Сериал, однозначно, получился. Несмотря на существенные недостатки в плане экранизации военно-морской боевой и исторической реконструкции, а также на ряд справедливых замечаний, касающихся расхождения сюжета с реальными историческими событиями и хронологией ВОВ, «Адмирал Кузнецов» – один из наиболее удачных художественных кинематографических проектов последней пятилетки, глубоко затрагивающих тему войны на море.

Относительно недостатков, ошибок, недочётов, ляпов и исторических несоответствий, касающихся показа особенностей службы на советском флоте в предвоенный и военный периоды, а также эпизодов, в которых демонстрируются батальные сцены сражений на море и в воздушном пространстве над ним, следует сказать следующее.

Эта обширная для обсуждения тематика достаточно подробно разобрана в многочисленных рецензиях и критических обзорах, выложенных в свободном доступе на просторах интернета. Все желающие могут подробно и детально ознакомиться с основными претензиями специалистов в области участия ВМФ СССР в стратегических операциях Великой Отечественной войны.

Пусть и не совсем исторически точно, хронологически достоверно и объективно по отношению к ряду реальных исторических персонажей, но в сериале показаны наиболее важные эпизоды и вехи боевой биографии адмирала Николая Кузнецова. Немалое место в хронометраже сериала занимает история личной жизни прославленного флотоводца. Это обстоятельство почему-то у многих зрителей и кинокритиков вызвало очень резкие и негативные эмоции.

Конечно, повинуясь жанру художественного фильма, создатели проекта изменили ряд биографических фактов, касающихся непростых, а порой излишне запутанных коллизий семейной жизни Николая Герасимовича. Однако намерение режиссера и сценариста показать на экране не только образ флотоводца – непогрешимого стратега, образцового боевого морского офицера, настоящего военачальника и Адмирала с большой буквы, но и простого человека, с присущими ему семейно-бытовыми проблемами и неурядицами, заслуживает одобрения и права на вполне достойную реализацию этой концепции.

Несомненными большими плюсами сериала являются следующие моменты: добротная операторская работа, вполне приемлемый уровень визуальных компьютерных спецэффектов, динамичный сюжет, совсем нескучное и очень часто захватывающее повествование, достойная игра актёров, минимальное количество привычным военных сериальных штампов и клише, зрелищные натурные морские съёмки, а также возможность увидеть продолжение экранизации биографии Николая Герасимовича Кузнецова.

Со своей стороны автор данной публикации хотел бы выделить только один существенный недостаток сериала, который слишком явно и постоянно бросается в глаза. Речь идёт о практическом полном внешнем несоответствии внешних данных актёров и реальных исторических персонажей, роли которых они исполняют. Чего только стоят образы маршала К. Е. Ворошилова, армейского комиссара Л. З. Мехлиса, а также Гитлера и лучшего его генерала Э. фон Манштейна.

Вообще первоначально автор этого обзора планировал посвятить разбору сериала «Адмирал Кузнецов» отдельную публикацию. Однако затем возникла более смелая идея – подробно рассказать в обозримом будущем в отдельном цикле публикаций о подлинной биографии Николая Герасимовича, обращаясь попутно к ключевым сценам и эпизодам «Адмирала Кузнецова».

На этом текущий обзор сериала пока завершим. Проект, безусловно, на фоне прочих военных художественных «пустышек» и откровенных провалов выглядит очень достойно, заслуживая полноценного и внимательного просмотра, а главное – создания не менее интересного и качественного по форме и содержанию продолжения.

Кадры из сериала «Адмирал Кузнецов» (2024 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Александрович Виноградов. Авторы сценария – Валентин Спиридонов, Лилия Высоковская, Александр Высоковский, Олег Кириллов, Михаил Колодинский, Игорь Тер-Карапетов, Игорь Торотько и Алексей Боровик)
Кадры из сериала «Адмирал Кузнецов» (2024 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Александрович Виноградов. Авторы сценария – Валентин Спиридонов, Лилия Высоковская, Александр Высоковский, Олег Кириллов, Михаил Колодинский, Игорь Тер-Карапетов, Игорь Торотько и Алексей Боровик)
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66

Полностью прочесть публикацию «Обзор современных российских художественных фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне», можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я

Часть 2-я

Часть 3-я

Часть 4-я

Часть 5-я

Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)