Найти в Дзене
Generalissimus

Обзор современных российских художественных фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне. Часть 3-я

В сегодняшней публикации будет дан краткий обзор российский военных фильмов, которые зрительская аудитория впервые увидела на экранах в 2022-2023 годах. Как и прежде, автор данного цикла публикаций информирует читателей, что не ставит перед собой задачу подробно пересказывать сюжет представленных фильмов и сериалов, поскольку наверняка среди читателей найдутся те, кто ещё не видел хотя бы одну или несколько кинокартин, о которых идёт речь. Создатели этого фильма, снятого в формате мини-сериала, руководствовались похвальной и высокой целью – экранизировать фронтовые будни и боевые подвиги лётчиков 105-го гвардейского отдельного ордена Александра Невского Паневежского авиационного полка ГВФ. Самым важным и наиболее известным фактом боевой деятельности указанного 105-го гвардейского отдельного авиационного полка ГВФ стало участие в операциях, проводимых соединениями 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Начиная с июня 1943 года, 105-й авиаполк обеспечивал регулярную воздушную св
Оглавление

Продолжение. С предыдущей частью публикации можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

В сегодняшней публикации будет дан краткий обзор российский военных фильмов, которые зрительская аудитория впервые увидела на экранах в 2022-2023 годах. Как и прежде, автор данного цикла публикаций информирует читателей, что не ставит перед собой задачу подробно пересказывать сюжет представленных фильмов и сериалов, поскольку наверняка среди читателей найдутся те, кто ещё не видел хотя бы одну или несколько кинокартин, о которых идёт речь.

«Мамкина звёздочка»

Создатели этого фильма, снятого в формате мини-сериала, руководствовались похвальной и высокой целью – экранизировать фронтовые будни и боевые подвиги лётчиков 105-го гвардейского отдельного ордена Александра Невского Паневежского авиационного полка ГВФ.

Самым важным и наиболее известным фактом боевой деятельности указанного 105-го гвардейского отдельного авиационного полка ГВФ стало участие в операциях, проводимых соединениями 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Начиная с июня 1943 года, 105-й авиаполк обеспечивал регулярную воздушную связь, а также снабжение оружием, боеприпасами и медикаментами партизанские бригады, действовавшие в так называемой Полоцко-Лепельской зоне, находившейся на территории Витебской области, оккупированной немецкими войсками группы армий «Центр».

В марте-апреле 1944 года в рамках операции «Звёздочка» 105-й авиаполк в труднейших условиях весенней распутицы, а также противодействия вражеских частей ПВО и специальных немецких отрядов, созданных для борьбы с партизанами, обеспечил эвакуацию с оккупированной территории в советский тыл порядка двух сотен детей Полоцкого детдома, ранее освобождённых и спасённых партизанами.

Именно на завершающем этапе операции «Звёздочка» 17 апреля 1944 года погиб гвардии лейтенант Александр Петрович Мамкин. Он сгорел заживо при посадке воспламенившегося самолёта, на борту которого находилось 13 пассажиров, в том числе дети. При экстренной посадке никто из пассажиров серьёзно не пострадал.

Всего за время операции «Звёздочка» Александр Мамкин эвакуировал порядка 95 человек – раненых партизан, детей и воспитателей детского дома.
Всего за весь срок своей службы, находясь в рядах действующей армии, лейтенант Александр Мамкин выполнил более 70 сложных ночных полётов в тыл противника, доставив в партизанские отряды свыше 20 тонн боеприпасов и стратегических грузов, вывезя в обратном направлении более 280 раненых бойцов-партизан. За проявленные высокое личное мужество и героизм Александр Петрович был награждён: орденами «Отечественной войны» 1-й степени и «Красного Знамени», а также медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

За проявленный беспримерный подвиг, высокое мужество и самопожертвование в ходе операции «Звёздочка» гвардии лейтенант А. П. Мамкин был посмертно представлен командованием 105-го ОГАП ГВФ СССР к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако по неизвестным причинам героя-лётчика так и не наградили посмертно заслуженной медалью «Золотая Звезда». Александра Петровича вообще за его последний подвиг не поощрили даже устной благодарностью…

Для чего автор данной публикации столь подробно излагает реальную основу событий и настоящую биографию гвардии лейтенанта Александра Петровича Мамкина? Для того чтобы те читатели, которые видели этот фильм или только собираются это сделать, смогли лично оценить, что в конечном итоге получается у современных российских киноделов, берущихся за перспективные патриотические художественные телевизионные проекты, имеющие обширную документально-архивную базу.

Итак, что же получает зритель при просмотре картины, заявленной как «остросюжетная военная драма, основанная на реальных событиях»? Название, имеющее насмешливо-иронический подтекст, излишне затянутое повествование, местами очень скучное, неправдоподобное и предсказуемое, которое вполне можно было сократить до двух часов экранного времени. Но главный и большущий минус фильма – это удручающее обстоятельство, заключающееся в том, что от «реальных событий» практически ничего не осталось.

Создатели киноленты зачем-то переврали подлинные факты биографии Александра Мамкина, попытавшись превратить его в эдакого второго Валерия Чкалова. Значительную часть хронометража сценарист и режиссер посвятили межличностным отношениям летчиков и лётчиц. Причём подавляющее большинство сюжетных любовных коллизий, «треугольников» и походно-полевых романов уже неоднократно обыгрывались в других современных военных фильмах и сериалах. Очень слабо и поверхностно прописанными в сценарии, а оттого и столь же посредственно сыгранными, оказались образы лётчиков и лётчиц – героев второго плана, а также немцев и партизан.

Конечно, мини-сериал «Мамкина звёздочка» нельзя назвать провальным, но сильного и глубокого эмоционального впечатления он не вызывает, как и желания пересмотреть его вновь. Один из плюсов этого фильма заключается в том, что он пробуждает в любителях отечественной истории желание узнать подлинные факты и обстоятельства подвига, который в реальности совершил гвардии лейтенант Александр Петрович Мамкин.

Кадры из мини-сериала «Мамкина звёздочка» (2022 год; производство – Россия. Режиссёр – Александр Балахонов. Автор сценария – Сергей Суржиков)
Кадры из мини-сериала «Мамкина звёздочка» (2022 год; производство – Россия. Режиссёр – Александр Балахонов. Автор сценария – Сергей Суржиков)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

«Через прицел»

Тема участия женщин, а чаще всего совсем молоденьких девушек, в боевых операциях Великой Отечественной войны весьма востребована у нынешних российских режиссеров и сценаристов. Чаще всего героинями подобных фильмов становятся лётчицы или женщины-снайпера. В последнем случае всё обстоит весьма прискорбно, печально и почти безнадёжно.

После просмотра откровенно неудачных мини-сериалов о «стрелках в юбках» (иначе и не скажешь) – «Внимание, говорит Москва!» (2005) и «Снайперы. Любовь под прицелом» (2012), а также провальной второй части франшизы «Снайпер 2: Тунгус» (2012), премьеры «Через прицел» автор данной публикации ожидал с тревогой, будучи готовым к очередному фиаско современных российских кинематографистов.

Однако, к величайшему удивлению, представленный фильм, снятый в формате мини-сериала, получился вполне адекватным, «смотрибельным» и даже местами захватывающим. Главным и несомненным достоинством киноленты является отсутствие в кадре гламурных ультрасовременных девиц, чей абсолютно несоответствующий внешний образ прямо пропорционален актёрскому таланту.

С подбором актёрского состава в данном конкретном случае всё в порядке не только в плане внешности фактурности. Очень важно, что исполнители главных и второстепенных ролей стараются вжиться в образ своих героев, вкладывая в поступки и слова персонажей внутреннее эмоциональное содержание и смысл, а не просто отбывают на съёмочной площадке свой номер.

Заметно, что режиссёр и его помощники изрядно потрудились над воссозданием реальной атмосферы передовой, а также качественной военно-исторической реконструкции. Очень важно, что зрителю понятен и доступен идейно-патриотический посыл создателей киноленты. Увы, но без недостатков, недочётов и изъянов, создателям фильма обойтись не удалось.

Прежде всего, картине не хватает оригинальности сюжета и непредсказуемости развития событий. В основе повествования уже знакомая история о том, как боевой офицер, снайпер-профессионал, вынужденный из-за ранений и проблем со здоровьем не сражаться на передовой, а заниматься обучением и воспитанием девиц, недавно прибывших с «граждански». Он, конечно же, в начале повествования необученное, строптивое и неприспособленное к фронтовым реалиям женское пополнение на дух не выносит. Но постепенно проникается доверием и нежными чувствами к своим подчиненным.

Снайперши, тем временем, решая сугубо девичьи бытовые проблемы, налаживают личную жизнь, находя себе достойных женихов и попутно отбиваясь от домогательств похотливых тыловиков. Отважные девушки со снайперскими винтовками вступают в смертельное единоборство с немецким снайпером-асом. Неся невосполнимые потери и утраты, одна из главных героинь всё-таки ликвидирует матёрого майора-эсэсовца во время выполнения особо важного задания.

И всё же, несмотря на простоту, незамысловатость и предсказуемость главной сюжетной линии, мини-сериал «Через прицел» вполне заслуживает просмотра. За качество и постановку батальных сцен, а также эпизодов снайперских дуэлей и противостояния разведок не приходится густо краснеть от стыда и разочарования. В картине нет неуместного и гипертрофированного пафоса, клинических идиотов с большими звездами на погонах, клишированного набора антисоветчины, и даже «особист» оказался в итоге вполне адекватным, здравомыслящим и справедливым боевым офицеров.

Не возникает желания перемотать фильм или выключить его совсем. Лирическая составляющая также отличается оригинальностью и шедевральностью исполнения, но зато мелодраматические сцены лишены современной пошлости, шаблонности, «деревянных» и «пластмассовых» персонажей, вычурной ненатуральности. Достаточно счастливый и оптимистичный финал фильма, общее впечатление от просмотра не смазывает, и к счастью, вовсе не походит на привычные современные мелодраматические «happy ending».

Кадры из мини-сериала «Через прицел» (2022 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Коротаев. Авторы сценария – Алексей Онищенко и Анастасия Зарубеева)
Кадры из мини-сериала «Через прицел» (2022 год; производство – Россия. Режиссёр – Сергей Коротаев. Авторы сценария – Алексей Онищенко и Анастасия Зарубеева)
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34

«Воздух»

Не скрою, премьеры этой киноленты автор данной публикации ожидал с особенным нетерпением и надеждой, что вот, наконец-то, российский зритель получил замечательный кинематографический подарок к грядущему празднованию 80-летия Великой Победы. Вновь приходится повторять одни те же междометья обманутого ожидания, разочарования и угасающей надежды на длительно и напрасно ожидаемое чудо – увы и ах!

Уже в который раз приходится начинать обзор с прописных истин о том, что в жанре военной драмы первостепенным и важнейшим фактором успеха является качество сценария, а также основная идейная его составляющая и главный посыл, который режиссер, сценарист и прочие создатели фильма старались донести до зрителя.

К величайшему сожалению, сценарий больше походит на черновые наброски и заметки, сделанные в период внутренних душевных переживаний сценариста, да ещё разбросанные без какой-либо системы и хронологической последовательности. Особенно провальными выдались диалоги всех, без исключения, персонажей – и главных, и второстепенных.

Эти самые диалоги, впрочем, как и разговоры с участием трёх и более человек, а также монологи и все остальные высказанные вслух фразы, слова, предложения и наборы текста, воспринимаются на слух необыкновенно тяжело, мучительно и с большим душевно-эмоциональным напряжением. И вовсе не потому, что звук в кадре плохой. Как раз к работе звукорежиссеров и операторов наименьшее количество претензий.

Складывается стойкое ощущение, что диалоги и вообще вся речевая составляющая фильма создавалась сценаристами и воплощалась режиссером отдельно от действий, происходящих в кадре. И вроде, темы в некоторых разговорах и откровениях главных персонажей затрагиваются важные, актуальные, философские, самые насущные и вечные…

Но произносится всё это и преподносится фрагментарно, какими-то обрывками, монотонной интонацией, полностью лишенной эмоций и чувств. С экрана на зрителя обрушивается поток слов, предложений и объёмных монологов, которые ничего не объясняют, не несут никакой смысловой нагрузки, не раскрывают хотя бы частично характеры и поступки персонажей. Чем больше «говорят» герои фильма, тем больше усиливается сюжетный сумбур. К концу фильма явно начинаешь уставать от этого утомительного для высшей нервной системы «речевого засора», зачастую переходящего в откровенное «мозгоимение».

Как-то один из отечественных кинокритиков сказал интересную фразу: «В подавляющем большинстве военных фильмов уже по первым кадрам можно судить о профессиональной степени пригодности и подготовленности режиссера к экранизации выбранной им темы». Кинолента «Воздух» целиком и полностью подтверждает данное высказывание.

Зрителю показывают расстрелянные немецкими боевыми самолётами «полуторки», в кузовах которых находятся мирные жители, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Далее старший командный состав смешанного авиационного полка с усталыми и безразличными выражениями на лицах и точно такими же голосами рассуждают о том, что главная задача лётчиков и лётчиц защищать любой ценой «Дорогу жизни».

Да, будет известно многоуважаемым создателям их «шедевра», что дорога жизни пролегала по льду Ладожского озера. Титры в кадре сообщают, что события разворачиваются весной 1942 года, при этом при показе самой водной глади озера не наблюдается ни одной льдинки, а лишь бурные волны.

Это, выходит, что грузовики переплыли Ладогу самостоятельно, или всё-таки водители автоколонны встречали мирных жителей, вывезенных на катерах и баржах. Тогда зачем пилоты люфтваффе ждали, пока эвакуируемые пересядут в машины, а не потопили суда, на которых везли людей по воде?

Советские самолёты выкрашены в белый цвет, как зимой, сценаристы и режиссёр пытаются убедить зрителя, что это весна, но природа, попадающая в кадр, чётко и однозначно показывает, что на дворе вторая половина осени. При этом сами боевые машины – советские истребители, покрытые сверху жиденькой маскировочной сеточкой, стоят на песке прямо у самой кромки берега, на который накатывают свинцовые волны. То есть в случае боевой тревоги лётчики будут разгоняться по рыхлому мокрому песку, а взлетать, отталкиваясь от пенящихся бурунов Ладоги, пребывающей в постоянном движении и почти штормовом волнении!?

А что можно сказать о «ключевом» эпизоде, в котором командир авиационного полка учит юную пацифистку злости и ненависти к врагу, в которого летчик-истребитель женского пола никак не решается дать очередь из пулемёта, ибо «не может просто так стрелять по живому…».

Чтобы раз и навсегда настроить свою подчиненную на нужную волну истребления «стервятников Геринга», бравый подполковник Алексей Астафьев приказывает сержанту Евгении застрелить из своего табельного пистолета ни в чём неповинную лошадь, что мирно щипала весеннюю (осеннюю) травку. И девушка, преодолев муки совести и душевные страдания, убивает несчастную лошадку. Очень жаль трудолюбивое животное, но зато теперь Евгения без колебаний и каких-либо сомнений начинает повивать свинцом вражеские самолёты.

А жизненная история самой главной героини? Отец – опытный и профессиональный лётчик пытался сообщить самому товарищу Сталину, что на некоторых самолётах двигатели требуют существенной доработки. Разумеется, вождь советского народа тут распорядился этого ярого врага народа арестовать и расстрелять, а заодно и его жену.

Евгения от своих родителей официально отказалась и даже фамилию сменила, после чего оказалась в детдоме с балетным уклоном. Там её сексуальному насилию систематически подвергал один из воспитателей. Как только началась война, Женя добровольно записалась с лётную школу, чтобы пойти на фронт и мстить за родителей. Она стала лётчиком, как отец, от которого отказалась прежде, но теперь решила доказать, что он был честный и достойный человек.

При этом своей подруге (которую в подростковом возрасте, как выяснилось, насиловал мерзавец-почтальон), Женя клятвенно обещает найти и убить воспитателя-насильника после войны, если, конечно, она останется живой. В итоге она убивает другого сексуально невоздержанного домогателя – своего однополчанина. Евгения назвала его плохим лётчиком, а тот в ответ решил отомстить ей, совершив уголовно наказуемое деяние, попадающее под критерии 131-й статьи нынешнего УК РФ.

Вот только по одним этим эпизодам и примерам уже вполне определёно и однозначно можно сделать вывод о том, что Алексей Герман-младший абсолютно не способен на данный момент снимать достойные, масштабные, зрелищные, а главное реалистичные и наполненные элементарным смыслом художественные фильмы на священную тему Великой Отечественной войны.

К сожалению, выходит, что слишком часто природа в плане дарований и талантов «отдыхает» на детях знаменитостей. Ну, если совсем ни в голове, ни на сердце нет ничего собственного пригодного для экранизации, пересмотри фильмы своего отца – выдающегося режиссера в плане создания художественных военных фильмов, может быть, какие-то здравые идеи в голове и возникнут.

Автор данной публикации крайне неохотно прибегает к цитированию всем известной свободной электронной энциклопедии, но в данном конкретном случае это будет сделать вполне уместно и логично. Вот какую характеристику режиссерских особенностей и творческого стиля Алексея Германа-младшего можно прочесть на данный момент: «Его стиль [создания фильмов] отличается тягой к панорамированию и глубинной мизансценировке, а также изощрённой визуальной культурой, зачастую превалирующей над смыслом». Вот именно это словесно и сюжетно запутанное, сумбурное и изощрённое действо и происходит практически весь хронометраж картины.

Удивительно, но российская кинематографическая премия «Золотой орёл», ежегодно присуждаемая Национальной киноакадемией России, номинировала фильм «Воздух» в 14 категориях. Ещё более изумительно, что в шести номинациях награда досталась «кино-шедевру» Алексея Германа-младшего.

Наверное, более всего изумились Сергей Безруков, получивший приз за «Лучшую мужскую роль», и Елена Лядова, победившая в номинации «Лучшая женская роль второго плана». В силу уже упомянутых особенностей диалогов, при просмотре складывалось впечатление, что даже такие маститые и талантливые мэтры российского актёрского мастерства просто не знали, как и с какой стороны им подойти к воплощению образов их героев – совершенно безликих, лишенных чувств и эмоций, чьи жизненные истории и характеры прописаны едва заметными пунктирами.

Кадры из фильма «Воздух» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Алексей Алексеевич Герман-младший. Авторы сценария – Алексей Герман-младший и Елена Киселёва)
Кадры из фильма «Воздух» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Алексей Алексеевич Герман-младший. Авторы сценария – Алексей Герман-младший и Елена Киселёва)
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49

«Помилование»

Экранизация одноименной повести башкирского писателя-фронтовика Мустая Карима. В основе повествования кинокартины достаточно распространенная история – одновременно трогательная и трагическая, отчасти нелепая, наивно-романтичная и поучительно-отрезвляющая. Для тех, кто не знаком с суровыми реалиями армейской и фронтовой жизни, показанный реальный случай и вовсе покажется абсурдным с точки зрения неумолимости и жесточайшей непоколебимости карающей машины военного правосудия, выносящий самые суровые приговоры, руководствуясь формулировкой «по законам военного времени».

Сюжет фильма на первый взгляд очень простой. Накануне отправки на фронт молодой танкист самовольно оставляет свою часть, чтобы увидеться с любимой девушкой. В «самоволку» он отправляется не пешком, а на своём лёгком танке Т-70. На обратном пути легкомысленный Ромео, не справившись с управлением, врезается, а точнее въезжает в частное домовладение одного из местных крестьян. В результате этого ДТП разрушены забор, сарай и птичник. Местный житель лишился домашней птицы и козы.

В результате расследования данного ЧП комиссия усмотрела в деяниях сержанта-танкиста состав тяжкого служебного преступления – преднамеренного дезертирства с угоном военной техники. И всё это усугубилось тем фактом, что идёт война, а танковую часть вот-вот должны отправить в район Сталинграда. Военный прокурор с одобрения других уполномоченных членов комиссии выездного трибунала выносит провинившемуся самый суровый приговор. В последний момент расстрел всё-таки отменяют, но приказ о замене высшей меры более мягким приговором попадает в танковую часть слишком поздно…

Такая вот, казалось бы, незамысловатая история, но это только на первый взгляд. Если у Вас есть такая возможность, то прочтите первоисточник. Повесть «Помилование» небольшая по объёму, но зато в ней гораздо глубже, шире и максимально доступно раскрыты характеры главных героев. Доступно и просто писатель объясняет мотивацию поступков всех участников своей повести.

В представленной военной драме самой войны – батальных сцен, показа передовой и «окопной» правды нет. Картина «Помилование» – это рассказ о том, как легко одним импульсивным и необдуманным поступком в одно мгновение перечеркнуть свою жизнь, превратившись из-за рокового стечения обстоятельств в военного преступника и дезертира.

Это повествование о том, насколько порой негативное и роковое судьбоносное влияние оказывают личные переживания, любовные неудачи и разочарования на поведение самых разных по возрасту, жизненному опыту и мировоззрению людей, оказавшихся на войне. Этот фильм заставляет лишний раз задуматься над несовершенством раздела уголовного законодательства, именуемого в наши дни «Преступления против военной службы». Особенно это касается суровости и объективности выносимых приговоров за самые различные проступки и преступления, совершенные военнослужащими, как в период мирной жизни, так и в условиях военного времени.

Кадры из фильма «Помилование» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Айнур Юлаевич Аскаров. Автор сценария – Айдар Акманов)
Кадры из фильма «Помилование» (2023 год; производство – Россия. Режиссёр – Айнур Юлаевич Аскаров. Автор сценария – Айдар Акманов)
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61

«Позывной "Журавли"»

Фильмы и сериалы о военных разведчиках российские кинематографисты создают (штампуют) с завидной регулярностью. Однако качество этой продукции разочаровывает раз за разом. Картина «Позывной "Журавли"» стала редким исключением. Этот мини-сериал в плане показа фронтовых будней разведчиков и выполнения ими боевых операций смотрится вполне достойно и зрелищно.

Данный фильм вообще мог получиться очень хорошим и даже лучшим военным фильмом 2023 года, если бы не ряд существенных недостатков, присущих подавляющему большинству современных российских фильмов о Великой Отечественной войне. К сожалению, создатели фильма так и не смогли избавиться от вездесущих штампов и клише, натёрших мозоли на глазах даже самого неискушенного и нетребовательного зрителя.

Рассмотрим только несколько самых броских моментов и эпизодов, которые изрядно снижают общее впечатление от просмотра. Разведчики – бравые ребята, отважные, бывалые и опытные воины, но все сплошь с непростыми судьбами и «погремухами». Прозвища, а точнее позывные и условные тактические псевдонимы появились у военных разведчиков не в период Великой Отечественной, а гораздо позже – в начале 1970-х годов.

И вновь лучшими бойцами полка (в других случаях дивизии, армии и даже фронта) оказываются бывший зэк, отмотавший срок без вины, колоритный представитель многонационального Кавказа, который даже во фронтовых условиях держит при себе папаху и рог для вина. Тут и приблатнённый бывший детдомовец, и одессит с раздражающими речевыми особенностями и изрядно поднадоевшими однообразными юмористическими прихватами, и растолстевший боцман, ставший «сухопутным», но непременно носящий тельняшку, и ещё один бывший моряк – штрафник-матрос по фамилии Чайка.

Сюжетные линии фильма похожи на маятник. Добротный и запоминающийся эпизод сменяется скучной и банальной мелодрамой или нереальными по своему развитию и исходу «сказочно-фантастическими» приключениями со счастливым концом. Чего только стоит сцена с проведением воздушной разведки, когда командир разведгруппы во время полёта покидает место наблюдателя и начинает устранять неисправность, стоя на крыле.

К счастью, в картине нет очумелых и оголтелых политруков, размахивающих пистолетом по малейшем поводу и выкрикивающих патриотические лозунги, а главное – отсутствуют костоломы из органов Госбезопасности и мрачные дознаватели из СМЕРШа. Но «свято место пусто не бывает», а потому функции злыдня в погонах при исполнении на себя взял начальник штаба полка. Словно рьяный и неутомимый опричник Ивана Грозного, он в поступках едва ли не каждого подчиненного видит явную измену и тайную крамолу.

Совершено напрасно создатели фильма вставили в итоговый вариант своей картины эпизод с распятием на нейтральной полосе фашистами младшего лейтенанта Варенникова. Столь же неудачно и неправдоподобно почти точно такая же сцена была обыграна в мини-сериале «Внимание, говорит Москва!»

Какие-то смазанные и нелогичные межличностные отношения сложились у главного героя – лейтенанта Ивашова и лётчицы капитана Гринёвой. Объективно «сказочным» выглядит эпизод с угоном немецкого танка, да, и концовка фильма слишком оптимистичная и нереальная, учитывая характер и интенсивность последнего боя.

И всё же, несмотря на указанные отрицательные моменты, изъяны и недочёты, мини-сериал «Позывной "Журавли"», однозначно, заслуживает полноценного и вдумчивого просмотра, а также тех высоких оценок, которые ему поставили кинокритики, положительно оценившие общий итог картины и впечатлений, которые она вызывает и оставляет.

Добротно снятые батальные сцены, в целом хорошая и разноплановая актёрская игра, подробный и достаточно достоверный показ специфики боевой деятельности военной разведки при выполнении различных заданий – эти главные достоинства фильма значительно перевешивают его недостатки.

Кадры из мини-сериала «Позывной "Журавли"» (2023 год; производство – Россия. Режиссёры – Игорь Станиславович Угольников и Александр Балахонов. Авторы сценария – Игорь Угольников, Евгений Айзикович, Александр Балахонов и Юрий Суходольский)
Кадры из мини-сериала «Позывной "Журавли"» (2023 год; производство – Россия. Режиссёры – Игорь Станиславович Угольников и Александр Балахонов. Авторы сценария – Игорь Угольников, Евгений Айзикович, Александр Балахонов и Юрий Суходольский)
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74

Полностью прочесть публикацию «Обзор современных российских художественных фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне», можно прочесть, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я

Часть 2-я

Часть 3-я

Часть 4-я

Часть 5-я

Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)