Удивительно, что поговорка 16 века популярна и сейчас , но имеет другой смысл. Филькина грамота - это документ, который не имеет силы.
Появилась поговорка при Иване Грозном, он же и автор.
Когда Иван Грозный разделил страну на Земщину и Опричнину, творились разные бесчинства, которые митрополит Филипп Колычев стерпеть не мог. И он увещевал Ивана IV и лично и при честном народе и даже писал ему грамоты. Ни одна грамота Филиппа Колычева до нас не дошла, потому что царь Иван их просто сжигал и называл Филькина грамота. То есть такое неуважительное пренебрежительное отношение к Филиппу Колычеву, которого же сам и выбрал в митрополиты. И не просто выбрал, а ещё и уговаривал.
Филипп Колычев пользовался огромным уважением в народе и царь Иван это знал, потому и уговаривал стать митрополитом, чтобы иметь поддержку у народа.
Но Филиппу не нравилось, что Иван грабит и разоряет собственную страну и он ему прямо заявлял: "всякое царство разделенное запустеет, не могу по слову Господа тебя благословить, видя скорбь отечества"
Федор Колычев родом был из знатных бояр, в 30 лет по своей воле ушёл в Соловецкий монастырь и прошел суровое послушничество. Стал пользоваться славой проповедника. И в 1556 году Иван Грозный и призвал его в митрополиты. Причем сделал это очень хитро: сказал Колычеву, который не хотел быть митрополитом, что только он сможет его увещивать и совместить. Так оно и было первые три месяца.
Иван Грозный держался какое то время при новом митрополите, а потом он стал его раздражать. Царь стал избегать с ним встреч. Однажды в воскресный день при большом стечении народа в Успенском соборе царь в сопровождении опричников и бояр одетых в шутовскую монашескую одежду явились на службу. Царь подошёл к Филиппу за благословением, но Филипп даже не повернулся, молясь Спасителю.
Один один из бояр сказал: "Владыка, это же царь, благослови его." На что митрополит ответил, что царя не видит, а видит шута. И сказал свою знаменитую обличительную речь, дошедшую до нас от современников. Где царя обвинял в пролитии невинной крови, грабежах и убийствах. Царь был в таком гневе, что приказал провести следствие по делу митрополита и под пытками монахи Соловецкого монастыря дали клеветнические показания против своего бывшего игумена.
Опричники сорвали в обедню с митрополита облачение и мётлами выгнали его из Успенского собора, затем отправили в тюрьму Богоявленского монастыря. Царь казнил несколько родственников Колычева и привезли ему голову одного из них.
Затем его отправили ещё дальше в Отроч, в темницу. Сначала пытались с ним расправиться с помощью голодного зверя. Медведя специально не кормили, а затем запустили ему в камеру. Но когда пришли к удивлению увидели молящегося Филиппа Колычева и рядом спящего медведя.
Тогда через год Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита. Уже при Федоре Иоановиче мощи Колычева перезахоронили в Соловецком монастыре на а а 1648 году он был причислен к лику святых так как стали происходить исцеления возле его мощей.
При Алексее Михайловиче мощи Филиппа Колычева были перенесены в Кремль в Успенский собор.
Со временем позабылась связь с непокорным митрополитом и выражением Ивана Грозного. Митрополит Филипп в истории остался как честный и неподкупный народный заступник.