Здравствуйте уважаемые читатели. Я уже публиковал несколько видео со своим новеньким пятисильным лодочным мотором Toyama T5BMS, думаю пришло время написать немного своих мыслей о нем. Что написано пером, как говорится…
И так, я уже писал несколько статей на тему выбора лодочного мотора, где описывал свой путь и свой выбор ( один, два, три, четыре, пять). На одном из этапов я склонялся в пользу выбора мотора мощностью 5 лошадиных сил, но опасения, что этих самых сил не хватит оказались решающими и я взял мотор 9.8 лс. Но все движется по какой-то невидимой спирали и вот я снова возвращаюсь к теме пятисильного мотора.
У производителя есть 2 модели лодочного мотора мощностью 5 лс, это T5 ABMS и T5 BMS соответственно. Первый имеет черты двухтактного мотора Yamaha5, второй Mercury или Tohatsu 5 (одно и то же). Если по двигателю все плюс-минус идентично, там и там по 102 кубика рабочего объема, то ноги моторов разные, они отличаются редукторами, у них разный объем, шагом штатного винта и наличием тавотниц (система смазки поворотного механизма) и выводом выхлопных газов. Мой выбор пал на модель Toyama T5 BMS, о ней и поговорим.
Двухтактный двигатель объемом 102 кубических сантиметра, они же миллилитры, выдает номинальную мощность 5 лошадиных сил. По такой, скажем, народной формуле глиссирования, где 1 лс выводит на глиссирование 30 кг груза мы получаем 5*30=150 кг этот мотор должен тащить. Так это или нет, мы еще разберемся.
Один цилиндр, хорошо это или плохо? По моим ощущениям, когда в моей юности были мотоциклы, это Восход, ИЖ Планета, ИЖ Юпитер, Днепр и потом уже китайский Racer сформировалось мнение, что два цилиндра это все же несколько динамичнее. В то же время, больше цилиндров, больше деталей, сложнее система. Чем сложнее система, тем легче она выходит из строя, вспомнить тот же Юпитер, где один цилиндр кашляет, а второй тем временем пытается его догнать. С имевшимся у меня ветерком –да, это проблема. Мой гладиатор 9,8 пока все гладко. Я к чему веду, к надежности, один рабочий цилиндр, простенькое зажигание, одна катушка в использовании проблем приносить не должна.
Питание двигателя осуществляется 92 бензином + масло для двухтактных двигателей в пропорции 1литр масла к 25 литрам бензина на обкатку и 1литр масла на 50 литров бензина после обкатки. Что бы не ломать голову, сейчас постараюсь всё упростить. У мотора есть встроенный топливный бак, а так же выведен топливный коннектор по типу Yamaha для подключения внешнего бака. Внешнего бака изначально нет, его нужно докупить, а вот встроенный есть всегда. Так вот: если мы говорим об обкатке, когда масла необходимо больше, пока происходит притирка деталей – смесь 1 к 25, бак 2.6 литра… видите математическую пропорцию? А Она есть! Сокращаем все это дело на 10 и получаем, что нам надо 100 мл масла на 2,5 литра бензина. И того 2,6 литра. Если же мы прошли обкатку и смесь нужна в пропорции 1 к 50, то на те же 2,5 литра заливаем в 2 раза меньше, то есть 50 мл. Но, стоит понимать, что это двухтактный двигатель, что кашу маслом не испортишь и, что да же секс на сухую не приносит особого удовольствия – ничего страшного не произойдет если вы нальете не 50, а скажем 65 мл масла, хуже точно не станет. Для переключения между внутренним и внешним баком по левой стороне мотора есть специальный краник.
По органам управления, думаю, что есть смысл остановиться в отдельной теме, здесь же буду краток. Спереди румпель с ручкой газа, Управление воздушной заслонкой (он же подсос), коннектор для внешнего бака и сверху рукоятка стартера. Справа переключение скоростей – вперед-нейтраль-назад. Слева, как я уже сказал, краник. Сзади задвижка открывающая капот, или колпак, кому как нравится. Что бы снять тот самый колпак перед этим придется выкрутить пробку с бензобака, так как она мешает этому действию.
Идем ниже. Крепление мотора к транцу лодки при помощи струбцин. На самом деле, струбцины, это первое что бросилось в глаза на этом моторе. Они были полностью покрыты смазкой, вся резьба от и до. Это удивило и я начал высматривать где еще смазка. Черт возьми! Смазка везде, во всех подвижных частях, при чем в конкретно большом количестве. Вот как из детства, когда трактористы солидол ведрами таскали. В тех же краях регулировка угла мотора, чуть ниже винт регулирующий усилие необходимое для поворота мотора.
Идем ниже и видим кавитационную плиту, корпус редуктора, перо, винт. Здесь нас интересует объем масла в редукторе, так как однажды его надо будет менять. Собственно, нам понадобится 195 мл трансмиссионного масла, но это опять же плюс-минус на косорукость, в уме держим 200.
Штатный винт трехлопастной, диаметр 7,8 дюйма, шаг 8 дюймов. При желании и необходимости можно найти винт как более тяговитый, так и более скоростной.
Вес мотора всего 20 кг, даже в сравнении с легким 9,8 он кажется пушинкой, не говоря о переноске мотора 9,9. Но, каждый мотор под свои цели, задачи и своего владельца – не забывайте это! Когда ты один, когда тебе не надо переть по реке на десятки километров, я лучше возьму легкий мотор. А если еще проблемы с позвоночником, грыжи, геморрой и вам нравится таскать 36 кг мотора 9,9 – ну вы молодец.
И так. Вот я выбрался на воду в предвкушении первого запуска. Оправдает ли мотор мои надежды, выведет ли он на глиссирование лодку с моим весом, во всем предстояло разобраться. Прикручиваю мотор, заливаю через горловину бензин, закручиваю пробку. При этом необходимо слегка открутить маленькую пробку на самой пробке, что бы при расходовании горючего в баке не создавался вакуум и не перегружался бензонасос. Бензин заправлен, краник переведен в нужное положение, лодка на воде и начинаем. Нейтральная передача, закрываю полностью воздушную заслонку, ручку газа на полную, чека безопасности включена, первая потяжка, за ней вторая и мотор завелся. Тянуть стартер очень легко, как по маслу, тем более шнур обильно смазан. Честно сказать, от этого мотора я и не ожидал другого, он должен был запуститься с первых потяжек, без танцев с бубном и прочего экзорцизма. Тем временем воздушную заслонку я приоткрыл на половину. Мотор работает тихо и ритмично, как хорошие часы. Сразу же смотрю появилась ли вода из контрольного отверстия системы охлаждения и да, она бежит! Подождав с пол минуты я полностью открыл воздушную заслонку.
Теперь жду прогрева и поэтапно начинаю давать нагрузку, сперва это передняя и задняя передача на холостом ходу, потом постепенно прибавляю оборотов. Спустя несколько часов пробую в полный газ и выйти на глиссирование. Лодка не идет, очевидно, что вопрос в развесовке, по этому мне пришлось догружать нос.
По итогу лодка длинной 335 см с НДНД, с пассажиром 120+кг, и двумя автомобильными колесами вышла на глиссирование. По навигатору скорость была 19-20 км\час, максиальная 21. Мо моим подсчетам, это точно за 150 кг по загрузке, при чем не считая вес лодки и мотора. На следующий выезд я взял более длинную и узкую лодку Grouper 350 НДНД, выходить на глиссирование стало легче, но все еще требуется сместиться вперед. Думаю, эту проблему легко решит удлинитель румпеля. Скорость у меня получилась 21-22 км/час, максимальная 23. По сути дела, гештальт закрыт, кататься с моим весом под пятисильным мотором можно.
А вот если лодкой управляет человек массой 80 кг, то лодка едет еще бодрее и резвее, об этом тоже есть видео.
Времени не так много прошло, но первые выводы уже сделаны. Мотор хорошо собран, смазан, отлично заводится и работает как надо – мой респект Тояме. Мотор легкий, компактный, не нужно возить с собой бак. Приемлемо едет. Если брать скорость даже в 20 км час, то это позволяет мне уверенно передвигаться по любому доступному мне озеру, да и на реке не чувствовать себя обделенным. Для себя я бы обозначил максимальное время доставки себя же на точку лова в 1 час. Даже взять Обь, где течение в среднем 5 км/час, за час я уйду на 15 км, а по Томи так вообще все наработанные точки в пределах этих 15 км, при чем туда и обратно. По этому для рыбалки в одну персону, где не надо пилить сотню вёрст это отличный вариант. Опять же, надо уместить мотор и лодку в багажнике автомобиля. В мой простенький седан оно отлично умещается.
В остальном же, время покажет. Сейчас мотор зимует на открытом воздухе, температуры были и ниже 40 градусов. Летом заведу, расскажу что да как. Спасибо за внимание.