Найти тему
Geek Galaxy

Вспомним «Оппенгеймер»: делимся впечатлениями о фильме

Оглавление

7 января 2024 в Беверли-Хиллз прошла 81-я премия церемония вручения премии «Золотой глобус». Наибольшее число наград выиграла картина Кристофера Нолана о создании атомной бомбы. Фильм выиграл сразу пять статуэток. Это хороший повод вновь вспомнить фильм Кристофера Нолана и поразмышлять над ним.

81-я премия церемония вручения премии «Золотой глобус».
81-я премия церемония вручения премии «Золотой глобус».

Первое впечатление

Уже при первом просмотре фильм, вызывает яркие эмоции и интерес к сюжету. Превосходная игра актеров, узнаваемый режиссерский почерк и интересный сюжет – беспроигрышный рецепт, который притягивает зрителя к экрану. Но, посмотрев фильм впервые, создается впечатление затянутости некоторых сцен (хотя при повторном просмотре это восприятие изменяется, становятся более понятны режиссерские акценты и распределение экранного времени).

Большой минус, который, возможно, для кого-то является плюсом: сложно смотреть фильм, не зная исторического и культурного контекста страны и эпохи. Многие моменты вызывают непонимание у современного россиянина, а некоторые исторические фигуры, показанные в фильме, нам просто не знакомы. Имея за плечом историческое образование, мы понимаем сложность показанной эпохи и суть маккартизма, и тем больше восхищаемся тем, насколько точно Нолан сумел передать атмосферу и напряженность общества того времени. Однако, во время первого просмотра, пришлось погуглить, почему Эйнштейн находится в Америке, кто такой Штраус, что за «допуск» и ряд других моментов, которые вызывали непонимание.

Как только сложились все кусочки паззла и прошло некоторое время после первого просмотра фильма, хочется пересмотреть вновь, уже более осознано углубиться в сюжет. Искренне считаем, что после просмотра чего-либо важно взять паузу, осмыслить увиденное, и пересмотреть заново для того, чтобы составилось полное впечатление. И если в первый раз это был шикарный фильм, то после второго просмотра фильм, в нашем восприятии, стал гениальным. Не удивительно, что он завоевал многие награды, и, более чем уверены, что скоро команда «Оппенгеймера» получит «Оскар». Но пока что у нее пять статуэток «Золотого глобуса», а мы разберем фильм от и до, начиная с исторической справки.

Исторический контекст

Хронология фильма «Оппенгеймер» затрагивает три важные исторические эпохи Американской истории: довоенный, военный, послевоенный период.

Америка XX в. это время борьбы за социальные и политические реформы, получившее название «эпохи прогрессивизма»: время интенсивной деятельности и достижений. Были приняты законы о защите прав работников, введены прогрессивные налоги, проведены реформы в образовании и здравоохранении. Прогрессисты также активно боролись за женское избирательное право и против дискриминации по расовому признаку, верили в активное участие граждан в политической жизни, в защиту прав работников, борьбу с коррупцией и неравенством, а также в улучшение образования и здравоохранения.

Параллельно с общественными процессами происходил подъём экономики и увеличения международных амбиций страны, что проявилось во вступлении США в Первую мировую войну в 1917-м на стороне Антанты. В мае 1917 г. была объявлена первая мобилизация: на фронт призвали более 1 миллиона американцев. Вступление в войну отразилось и на экономике: Америка решились на беспрецедентные для себя меры: сильное вмешательство государства в экономическую сферу. Ещё летом 1917 г. были введены фиксированные цены на некоторые продукты питания, в частности хлеб, а через год – введена государственная монополия на железнодорожные перевозки. Все эти необычные для Америки методы были направлены на то, чтобы предотвратить в стране кризис и получить необходимые для фронта ресурсы. Всего в Первой мировой войне приняло участие более 4 миллионов граждан США, из которых более 110 тысяч погибли.

Именно с началом Первой мировой войны в Соединенных Штатах стало происходить активное преследование леворадикальных политических группировок. А после Октябрьской революции в России и серии из восьми терактов в городах США, организованных, предположительно, боевиками из левых группировок, в Соединенных Штатах началась настоящая антибольшевистская истерия.

После завершения войны наступила эпоха больших культурных, социально-экономических и политических перемен, по итогам которых США превратились в одну из двух ведущих мировых держав. 1920-е были временем невиданного экономического роста, сопровождавшегося появлением «потребительского общества» и массо­вой культуры. Начавшаяся в 1929 г. Великая депрессия оказалась самым серьезным экономическим кризисом в истории США, когда государству пришлось впервые в больших объемах вмешиваться в экономическую жизнь общества.

В 1938 г. в США был принят «Акт о регистрации иностранных агентов» – закон, обязывающий представителей иностранных правительств, а также физических лиц и организации, действующих на территории США, раскрывать источники своего финансирования и род занятий. Закон об иностранных агентах появился в качестве защитной меры от нацистской и большевистской пропаганды.

С начала Второй мировой США не спешили вступать в войну. Конгресс был против активных действий, но Гавайская операция и нападение на Перл-Харбор японцев 1941 г. вынудила американцев начать военную кампанию. Во время Второй мировой войны в США было положено начало военно-хозяйственной конъюнктуре.

После войны, в конце 40-х – начале 50-х зародилось общественное движение под названием «маккартизм». Америка была объята страхом и ужасом того, что «коммунизм», в лице СССР, может получить мировое господство, так как уже половина Европы находилась под влиянием Сталина. В связи с этим, в 1947 г. 33-й президент США Гарри Трумэн приказал провести проверку всех государственных служащих. На этой волне возникло много желающих избавить страну от коммунистов, но самым успешным из всех оказался сенатор из штата Висконсин Джозеф Раймонд Маккарти. Ему удалось убедить американское общество, в том, что коммунистические шпионы находились повсюду. Многие политики и сенаторы-республиканцы были очень удивлены и шокированы выдвинутыми обвинениями Маккарти в адрес высокопоставленных лиц. Маккартизм проник во все главные сферы жизни американского общества и, на взгляд маккартистов, виной всех проблем были коммунисты и коммунизм. В основном свои расследования маккартисты проводили через различные комиссии Конгресса. Сейчас уже ясно, что маккартизм был движением не только против ненавистного коммунизма. Прикрываясь своими антикоммунистическими настроениями, маккартисты боролись с либеральной интеллигенцией, с деятелями культуры и науки, передовыми профсоюзами. Однако, чтобы понять это потребовалось время, и жертвами маккартизма стали многие политические и общественные деятели, среди которых Роберт Оппенгеймер – именно ему посвящён фильм 2023 г.

Роберт Оппенгеймер – американский учёный-физик, ставший всемирно известным в качестве научного руководителя разработки и испытания первого в мире ядерного оружия (Манхэттенский проект). Наряду со своими коллегами Эдвардом Теллером и Станиславом Мартином Уламом Оппенгеймер получил негласный титул «отца» атомной бомбы.

-2

Сюжет фильма «Оппенгеймер»

Необходимо отметить, что «Оппенгеймер» – это не документальный, а игровой фильм, написанный по книге Мартина Шервина и Кая Бёрда «Оппенгеймер: триумф и трагедия Американского Прометея». При этом фильм отражает исторические фигуры и значимые события американской истории (хотя, повторюсь, это игровой фильм).

По словам Кристофера Нолана, события, достоверность описания которых не подлежит сомнению, изображены в картине в чёрно-белом цвете. Авторскую же трактовку (режиссёра или биографов) решено было передать при использование цветных кадров (опять же, переход цветной и черно-белой картинки при первоначальном просмотре вызывает вопросы и непонимание, но как только становится ясно почему так сделано, то все вопросы слетают)

Включив фильм зритель видит капели дождя и столб огненного взрыва. Красивая и страшная картина. После мы сразу видим Роберта Оппенгеймера, в кабинете, который дает показания на слушаниях по допуску его к дальнейшей разработке ядерного оружия. Они длились четыре недели в 1954 г. – в разгар политики маккартизма.

В ходе фильма мы узнаем, что подозрения в отношении учёного имели основания: Роберт активно интересоваться политикой и обзавёлся связями с коммунистическим движением. И хотя он никогда не состоял в партии, ученый часто жертвовал финансы на нужды благотворительных организаций, исповедующих социалистические идеи. Многие друзья и знакомые Роберта имели коммунистический билет и тесно взаимодействовали с мировым коммунистическим движением.

После наблюдения за слушаниями в 1954 г., происходит резкий скачок в 1959 год (как мы помним, Нолан любит играться со временем). В новом эпизоде нам представлен Льюис Штраус, который выдвинул свою кандидатуру на пост министра торговли в Сенате США. Зритель видит волнения политика, которого сыграл Роберт Дауни мл.: он опасается, что стандартное слушание на новый пост может завершится его провалом.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Зритель вновь переносится на комиссию 1954 г., а затем в Кембридж 1924 г. - Роберт вспоминает, как учился там сразу после окончания Гарварда (США), где начал зарождаться его интерес к теоретической физике. Вместе с молодым героем зритель пытается понять строение вселенной и смысл мироздания. Неудивительно, что Роберт впадал в депрессию. Путь ученого только начинался, и был трудным на первых порах. Эпизоды, выбранные Ноланом, ярко подчеркивают этот сложный период в жизни Оппенгеймера.

В возрасте 22 лет Роберт пребывает в Германию, в Геттинген, где учёный по-настоящему стал погружаться в теоретическую научную работу по квантовой физике. Он стал стремительно расти и в профессиональном, и в эмоциональном плане. Немалую роль в этом сыграл заведующий кафедрой физики Макс Борн.

В 1947 год Роберт Оппенгеймер принимает приглашение Льюиса Штрауса возглавить Институт передовых исследований в Принстоне (штат Нью-Джерси, США). В момент их встречи зритель видит Альберта Эйнштейна. Здесь нас ждет первая загадка – фраза, сказанная Эйнштейном Роберту остается загадкой до конца сюжета.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Далее следует эпизоды, которые показывают жизнь Роберта в Голландии, где он поражает слушателей своим знанием местного языка. И действительно, Оппенгеймер был полиглотом – помимо английского он владел нидерландским (что и показано в фильме), французским, китайским, также изучал санскрит (что мы увидим в одном из следующих эпизодов).

В числе прочих событий, произошедших за 15 минут экранного времени, всплывает весьма важный элемент фильма герой упоминает ранчо в Нью-Мексико место, где герой чувствовал себя спокойно и набирался сил для будущих свершений.

Далее следует продолжение ученого пути Роберта его, знакомство с Эрнестом Лоуренсом, который в 1930 г. создал первый циклотрон (ускоритель частиц), за что и получил Нобелевскую премию. Важно, что в этом промежутке был сделан акцент на парадоксальности квантового мира, где, например, свет обладает свойствами и волны, и частицы. Затем режиссер в быстром темпе показывает отрывок лекции, благодаря которой люди, далекие от физики понимают, что перед ними человек, который стоял у истоков современной теории нейтронных звёзд и чёрных дыр.

Параллельно с научными достижениями, фокус фильма сосредоточен на личности Роберта: познакомившись с ним, как с ученым, зритель начинает знакомство с Оппенгеймером как человеком, который поддерживал левое, коммунистическое движение, участвовавшего в политических кружках и пытавшегося создать профсоюз учёных, чему руководство противилось. В 1959 г. Льюис Штраус именно этим объясняет, что Роберт попал под наблюдение ФБР – его сотрудники наблюдали за предполагаемыми местами встреч коммунистов, на которых был и учёный.

И мы вновь переносимся в прошлое, теперь 1937 год: зритель видит Роберта с его братом Фрэнком, а также с Хоконом Шевалье, который предлагает герою оказывать денежную поддержку социалистам, участвующим в Гражданской войне в Испании (1936 -1939). В тот же вечер (по версии режиссёра) Оппенгеймер знакомится с Джин Тэтлок, именно с ней ученый на протяжении нескольких лет поддерживал романтические отношения, которая была убеждённой коммунисткой. В совместных эпизодах они говорят о коммунистических идеях, обсуждают «Капитал» Маркса, занимаются любовью. Впервые звучат важные для сюжета строки: «Я Смерть, разрушитель миров» (строки из индуистского писания «Бхагавад Гиты»). Это слова божества Вишну, которые, как говорил Оппенгеймер, пришли к ему после успешного испытания первой в мире ядерной бомбы в 1945 году.

После путешествия по просторам Нью-Мексико в компании друзей Роберта, зритель видит героя в декабре 1938 г. Общество потрясает новость о том, что немецкие физики впервые расщепили ядро атома урана. Оппенгеймер сначала считает это невозможным, ведь теоретическая физика говорит именно об этом, но после разговора с коллегами ученый начинает верить в реальность расщепления.

Далее следует ряд важных эпизодов, которые показывают разносторонность главного героя: его отношения с Джин, споры с друзьями, создание профсоюзов, которые, в дальнейшем, станут проблемой для его работы. Роберт совершает научное открытие, но общество сотрясает новость о вторжении Гитлера в Польшу - теперь умы американцев волнуют события, происходящие в Европе.

Затем мы видим сцену знакомства Роберта и его жены Китти, с которой они познакомились в 1934 г. Там же происходит знакомство с Рут Толмен, жена друга Роберта Ричарда Толмена, с которой у него начнутся отношения позже – в 1945 г. А пока зритель видит развитие отношений с Китти, и разрыв с Джин Тэтлок, но, как покажут дальнейшие события, не навсегда.

Вновь оказываясь на слушании в 1959 году Льюис Штраус утверждает, что подозрения в адрес Оппенгеймера в связи с контактами в коммунистическом движении начались давно, и его начал некий неизвестный. Однако ряд последующих эпизодов приводит зрителя к пониманию, что Штраус таит сильную обиду на Оппенгеймера.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Затем вновь эпизод из семейной жизни Роберта и Китти, и ряд других моментов – все эти эпизоды были для того, чтобы понять характер главного героя и путь, который он прошел до самого значимого момента своей жизни - участие в Манхэттенском проекте.

Мы дошли до важного момента фильма – вмешательство военных в работу ученых. Полковник Лесли Гровс, который в дальнейшем будет военным руководителем проекта по разработке, испытанию и применению первого в мире ядерного оружия (именно с его подачи проект был назван Манхэттенским – в честь Колумбийского университета в Манхэттене, одного из первых мест атомных исследований в США), знакомится с Робертом. Именно благодаря полковнику Оппенгеймер был назначен главным по разработке ядерного оружия.

Важный момент, на который нужно обратить внимание, ученный, как и его окружение, верили в то, что фашистская Германия также ведет разработку ядерного оружия и опережает США в этом вопросе минимум на полтора года.

Оппенгеймер предлагает план действий и создает команду ученых: лучших физиков США, которые разобьются на три команды, в трех местах Америки и будут работать над поставленной задачей. Центром исследований становится... Нью-Мексико – то самое место, Лос-Аламос, недалеко от собственного ранчо. Роберт построил там целый город, в котором люди жили и работали.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм ярко показывает переживания Роберта и его коллег. Выстроенные эпизоды и диалоги передают напряжение героев. А зритель полностью погружается в новый город, забывая о временных скачках фильма. Сюжет становится сосредоточен в одном месте и одном времени. вокруг одного важнейшего вопроса – нужно ли создавать атомную бомбу.

Нильс Бор, Исидора Раби и ряд других, второстепенных персонажей пытаются убедить Роберта в аморальности этого явления и не хотят видеть оружие массового уничтожения как итог трёхвековой деятельности физиков. В очередной раз Роберт отвечает аргументом, ставшим железным для всех участников ядерной программы США: немецкие нацисты не должны овладеть смертоносной силой раньше. Работа над созданием страшного оружия продолжается.

Мимоходом в сюжет возвращается Эйнштен – Роберт просит его помощи, чтобы проверить пугающие расчеты своего коллеги, Эдварда Теллера. Встречаясь с Альбертом наш герой высказывает опасения: по расчётам Теллера, существует опасность, что запущенная цепная реакция не остановится и воспламенит атмосферу. Однако Эйнштен отказывается от разбора расчётов Теллера, признавая свою отчуждённость от «нового научного мира» и справедливо считая, что американский астрофизик Ханс Бете, включённый в проект, лучше с этим справится. Вычисления последнего в итоге показывают, что вероятность воспламенения атмосферы близка к нулю.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Важный момент, который сыграл ключевую роль в деле Оппенгеймера –разговор ученого с Хоконом Шевалье: учёному предложили «делиться» секретными сведениями с представителями Советского Союза. Роберт не согласился, но умолчал о данном разговоре. Хотя СССР был союзником США, американское правительство опасалось делиться информацией с ним. На слушания 1959 года Льюис Штраус вспоминает встречу с Оппенгеймером и его коллегами в 1949 году. Тогда стало известно о первых ядерных испытания в Советском Союзе. Штраус подозревает Оппенгеймера в утечке сведений ядерной программы, о чём даёт ему знать. Тут же нам показывают того, кого американцам следовало подозревать прежде всего – учёного и советского разведчика Клауса Фукса, сбежавшего из Германии и задействованного в Манхэттенском проекте (он был осуждён в Англии в 1950 г., однако спасся от длительного срока и в итоге уехал в ГДР).

Инициатором разговора был учёный Джордж Элтентон. Однако ни Шевалье, ни Элтентон, ни Оппенгеймер всё-таки не были уличены в государственной измене ни в сороковые, ни в финале разбирательств в пятидесятые. Биографы сходятся на том, что, несмотря на свои коммунистические убеждения, все они были американскими патриотами и влиянию советской разведки не поддались. Более того, вряд ли кто-то из научной элиты, участвовавшей в Манхэттенском проекте, был напрямую связан с передачей секретных сведений (за исключением разве что Клауса Фукса, которого в фильме покажут далее) – всё-таки за ними военные следили в первую очередь.

В ряду ученых происходит раскол – Эдвард Теллер считает, что будущее за тяжёлым водородом. И окажется прав. Учёного впоследствии окрестят отцом именно водородной бомбы – фактически самой мощной в мире. Но для её взрыва, как и сказано в сцене в лекционном зале, всё же нужен взрыв атомной бомбы (расщепление урана или плутония).

Роберт предлагает Эдварду сосредоточиться на своих исследованиях, хотя и не сильно верит в его успех. Сам он встречается с физиком Энрико Ферми, который работает над экспериментальным ядерным реактором. И он действительно был построен под заброшенным футбольном полем в густонаселённом университетском городке в Чикаго. Из-за этого полковник Гровс отчитывает Оппенгеймера и коллег за поездку в Чикаго без согласования с ним. Для Эдварда Уллера Кондона это становится последней каплей для ухода из Манхэттенского проекта. Учёный действительно покинул его в 1943 году из-за конфликта с Лесли Гровсом по поводу безопасности.

Вскользь нам показывают Лилли Хорниг. Женщина-химик, специалист по плутонию, также участвовала в Манхэттенском проекте.

В биографической книге, по которой снят фильм, о ней не упоминается. Режиссёр, вероятно, решил показать этого персонажа, чтобы подчеркнуть: в разработке ядерного оружия принимали участие и женщины.

Затем мы видм как в Лос-Аламос в сопровождении «связного» Джованни Ломаница прибывает Эрнест Лоуренц, работающий в Беркли (штат Калифорния, США), и делится с коллегами «фрагментированной» (частичной) по настоянию военных информацией. На это Гровс также смотрит с опаской, всё же понимая, что, когда речь идёт о столь глобальном проекте, секретность и результативность противоречат друг другу.

Джованни Ломаница призывают в армию США – Оппенгеймер предполагает, что это из-за его коммунистических взглядов. И действительно, правая рука Гровса Кеннет Д. Николс намекает, что спецслужбы уже давно подозревают всех, кто, как Ломаниц и сам Оппенгеймер, состоял в FAECT – профсоюзе архитекторов, химиков, инженеров, техников. Ряд должностных лиц этой организации были обвинены в советском шпионаже.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В 1943 г., давно будучи женатым, Оппенгеймер посещает Джин Тэтлок и проводит с ней ночь. Это является ещё одним основанием для дальнейших подозрений Роберта в связи с коммунистами. На слушаниях 1954 г. герой вспоминает ту ночь, что демонстрирует эротическая сцена. В следующих эпизодах нам дают понять, что жена Роберта знала об этой связи, но до последнего не позволяла, чтобы она навредила репутации их семьи.

Сам же Оппенгеймер винит себя в самоубийстве Джин Тэтлок, состоявшейся в 1944 после расставания с ним. Причиной трагедии стала клиническая депрессия, которой страдала девушка. Она утонула в ванной, предварительно приняв дозу барбитуратов. Но показанный далее кадр с фрагментом сцены утопления говорит о подозрениях Роберта в адрес американских спецслужб. Это версия режиссёра – в реальности учёный никогда не считал, что его любовница была убита.

Оппенгеймер в августе 1943 г. во время поездки в Беркли встречается с лейтенантом Лайлом Джонсоном, который являлся офицером отдела безопасности и курировал лабораторию радиации. Роберт, помятуя о разговоре с Шевалье, говорит о Джордже Элтентоне как о персоне, к которой контрразведчикам стоит присмотреться. К этому моменту Оппенгеймер относился к своим бывшим соратникам-коммунистам более осторожно и предпринимал шаги, чтобы обезопасить проект от «дурного влияния». По свидетельствам коллег, он по крайней мере старался «избавиться» от действующих членов коммунистической партии (бывших было достаточно).

«Жест осторожности» Оппенгеймера воспринимается Джонсоном очень серьёзно и он докладывает о нём полковнику Борису Теодору Пэшу, американскому контрразведчику русского происхождения. Тот был ярым борцом с коммунистами и даже сражался в России на стороне белых во время Гражданской войны.

В контрразведке США он проявлял немалый энтузиазм для поимки шпионов и частенько использовал незаконные методы, включая несанкционированную прослушку. Вот и за донос Оппенгеймера он взялся всерьёз. Однако начальство (в том числе в лице Гровса) сочло учёного слишком значимой фигурой для дотошных разбирательств и не дала Пэшу надавить на него по-настоящему. Однако в 1954 году об этих обстоятельствах вспомнили, в частности о том, что Оппенгеймер, рассказав об Элтентоне, умолчал о разговоре с Шевалье.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Оппенгеймера с коллегами навещает Нильс Бор, которого Роберт так жаждал видеть. Тот передаёт ценные сведения, о том, что немцы используют в качестве замедлителя нейтронов (для поддержания и контроля процесса деления атомов) тяжёлую воду вместо искусственного графита, а значит отстают от американцев.

Бор предупреждает Оппенгеймера о новой эре, которая начнётся после испытания ядерного оружия, и называет учёного Прометеем – героем древнегреческих мифов, похитившим для людей огонь и наказанных за это богами. Здесь наставник предсказывает будущее героя, предвидя и предстоящие муки совести и закат карьеры.

Работа в Лос-Аламосе продолжается. Роберт разрешает возникающие время от времени конфликты, в том числе пресекает попытку Эдварда Теллера покинуть проект. При этом Оппенгеймер всё так же выступает против его идеи делать именно более мощную водородную бомбу. В фильме это объясняется нарастающим страхом уничтожения человечества. Между тем, разрабатываемая бомба действительно превращалась из оружия сдерживания в оружие нападения, особенно когда СССР окончательно победил фашистскую Германию. В дальнейшем в связи с этим Оппенгеймер не раз высказывал идею создания контролирующего органа – на базе недавно созданной Организации объединённых наций.

После очередного собрания учёных Роберт общается с Уильямом Борденом. Именно он впоследствии напишет донос с обвинением Оппенгеймера в работе на СССР, который приведёт к слушанию дела учёного в 1954 году. В разговоре Борден рассказывает, как будучи пилотом во время войны увидел немецкую ракету V-2 («ФАУ-2», от немецкого «Vergeltungswaffe» – «Оружие возмездия»), которая была нацелена на Лондон и которая производила ужасающее впечатление. Слыша это, Роберт представляет себя внутри самолёта наблюдающим картину ядерного апокалипсиса – ту, что ещё будет показана в концовке фильма.

Несмотря на нарастающий страх, Оппенгеймер поддерживает применение ядерного оружия против Японии, которая после поражения своего союзника Германии всё ещё продолжала войну. Эта позиция показана как парадоксальное, но искреннее желание построения «мира во всём мире».

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Летом 1945 Гровс и Оппенгеймер обсуждают испытание первой атомной бомбы. Роберт называет проект «Trinity» (с английского – «Троица»), ссылаясь на стихи Джона Дона, которые в свою очередь ссылаются на христианскую веру в святую Троицу (Бог в трёх ипостасях: отца, сына и святого духа). Сама бомба получает название «Малыш».

Физик Лео Силард, один из участников Манхэттенского проекта (именно он предложил использовать графит в качестве замедлителя нейтронов), озвучивает Оппенгеймеру свою позицию: он против боевого применения бомбы. Роберт не поддерживает его и отказывается подписать в связи с этим петицию.

Нам показывают совет, на котором военные окончательно принимают решения использовать бомбу против Японии, чтобы продемонстрировать свою силу и поставить точку во Второй мировой войне. Поскольку сопоставимых по величине поражающей силы оружия военных объектов в стране нет, взрыв решают осуществить фактически по гражданскому населению городов. В качестве кандидатов называется двенадцать крупных пунктов.

Режиссёр демонстрирует эдакий «наивный цинизм» власть придержащих в эпизоде, когда военный министр Генри Стимсон вычеркивает из списка город Киото, поскольку когда-то «провёл там медовый месяц». Взрыва должно быть два: один – для демонстрации мощи, второй – чтобы дать понять намерение применять оружие до полной капитуляции.

Оппенгеймеру и его команде даётся задание провести испытание до Потсдамской конференции (последней встречи антигитлеровской коалиции). Цель – проинформировать Сталина о новом смертоносном оружии, поддержать тем самым видимость дальнейшего союзничества и применить «железный аргумент» в переговорах о послевоенном мироустройстве (в итоге президент США Гарри Труман остался разочарован спокойной реакцией советского лидера).

Испытания «Тринити» проходят успешно. почти минуту на экране показывают взрыв атомной бомбы. Мы видим эмоции героев – триумф, который смешан с опознанием того, что они создали.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
6 и 9 августа США производит атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки – японских городов, избранных военным руководством в качестве главных целей. Жертвы оказываются колоссальными (по разным подсчётам от 129 до 226 тысяч человек), Япония капитулирует.

Зрителю более ярко представлены эмоции Оппенгеймера, которого терзают муки совести, хотя он скрывает это за поддержанием царящего в США ликования. В лекционном зале, во время выступления, Роберт представляет своих слушателей на месте жертв бомбардировок. Примечательно, что в этом эпизоде снялась дочь режиссёра. Таким образом Кристофер Нолан показал страх своего героя, себя самого и всего человечества за своих близких как плату за обладание и применение ядерного оружия.

Роберта одолевает идея наладить международное сотрудничество по вопросам атомной энергии, однако Труман, действующий президент, принимает ее как позицию слабости и раскаяния. Лидер США полагал, что СССР никогда не сможет освоить ядерное оружие (американские эксперты на самом деле рассчитывали, что Россия это сделает в лучшем случае в конце пятидесятых – слишком мало ресурсов и велики потери в войне) и в итоге серьёзно ошибся.

Кульминация фильма прошла, и сюжет ускоряется мы видим общественную деятельность героя, направленную на сдерживание гонки вооружений, а также гонения на ученных за их коммунистические убеждения.  После разоблачения Клауса Фукса Роберт также оказывается под ударом. Зрителя возвращают на слушание Льюиса Штрауса, который выставляет себя человеком, пытающимся защитить Оппенгеймера. Однако в итоге оказывается, что именно с его подачи было осуществлено донесение Уильяма Бордена (а главное – переданы секретные сведения из ФБР), инициировавшее процесс по отстранению Роберта от работы над ядерной программой в 1954 году. Таким образом, тайный враг Оппенгеймера, стоявший в тени – это сам Штраус. Причина – затаённая им обида за унижение на заседании Конгресса по вопросу экспорта изотопов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Зритель, вместе с Робертом оказывается заперт в кабинете, в котором решается судьба Оппенгеймера. Однако, сложив дважды два, мы видим, что все уже решено, и никакие показания не смогут изменить того, что к дальнейшему допуску к ядерной программе Оппенгеймеру было отказано.

Вернувшись в 1959 г., мы видим знакомого персонажа – физик Дэвид Хилл выступил против кандидатуры Штрауса. Он раскрывает тайну, разгадка которой была дана зрителям чуть ранее: Льюис был инициатором дела об отстранении от работы Оппенгеймера. В перерыве слушания мы видим истинное лицо протагониста: Штраус в бешенстве. Он кричит о лицемерной, с его точки зрения, позиции Оппенгеймера. Ведь учёный, с одной стороны, призывает всех «загнать ядерного джинна обратно в бутылку», а с другой стороны, если бы вернулся в прошлое, сделал бы всё то же самое. Ведь благодаря своему детищу Оппенгеймер стал «самым важным человеком во всём мире». Вернувшись в зал слушаний, мы слышим вердикт: сенат проголосовал против кандидатуры Штрауса в качестве министра торговли. Один из проголосовавших – будущий президент США Джон Кеннеди, который в 1962 году отчасти реабилитирует Оппенгеймера, наградив его премией Энрико Ферми. Настоящая же реабилитация, включающая аннулирование решения об отзыве допуска учёного, состоится через несколько десятков лет после его смерти – в 2022 году.

В финале сюжет возвращается к началу – показан разговор Оппенгеймера и Эйнштейна в 1947 году.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Учёные под дождём (вновь вспоминаем звук дождя в самом начале фильма) говорили о будущем. Эйнштейн обрисовал картину столкновения с последствиями своих открытий, наказания за них и реабилитации, которая будет проведена вовсе не для Роберта, а для тех, кто когда-то его осудил.

Оппенгеймер говорит, что цепная реакция, которая уничтожит весь мир, всё-таки была запущена. Естественно, речь не о физическом процессе, а о цепочке поступков людей, которые повлияют на судьбу всего человечества. Точка невозврата пройдена – ядерное оружие уже создано.

Что-то вроде заключения

«Оппенгеймер» – это фильм не о событиях, это фильм о людях, где на первый план выходят людские судьбы и эмоции. Все события, факты, философские мотивы, игра со временем, кольцевой сюжет все это второстепенно по сравнению с людьми, которые показаны в фильме. Поражает то, насколько актеры точно попали в роль. Они не просто играли исторических персонажей, они стали ими: это видно в их взглядах, мимике, жестах.

Как итог шедевр, который радует зрителя и притягивает его к экрану. Тут есть что-то почти для каждого: потрясающий визуал и музыка, отличные актеры и понятная биографичная история. Но также это авторское кино, где есть концепция, фильмов не о событиях, а о человеке.

Не смотря на долгий хронометраж и отсутствие экшена, фильм смотрится на одном дыхании, оставляя после просмотра горький налет тревожности. Местами удивительно, что фильм вышел в прокат в 2023 г. Нельзя не задумываться о некоторых параллелях, которые были тогда и происходят сейчас. История может многому научить, важно изучать ее уроки и не повторять ошибок прошлого.

При просмотре картины создается впечатление, что История была переосмыслена с точки зрения человека, который сожалеет о создании ядерного оружия и пытается оправдать этот поступок. Отчасти, это так. Однако и сам взгляд Роберта Оппенгеймера изменился со временем. Он не жалел о содеянном научном открытии, он боялся последствий, к которым может привести ядерное оружие.

P.S. Лично для меня сцена взрыва атомной бомбы – наиболее запоминающийся эпизод фильма. Красота и смертоносность, сливаются воедино. Парадоксально, но в этот момент слышна тишина. Тишина, которую сменяют тревожные мысли и рассуждения.
Кадр из фильма
Кадр из фильма