Эльбрус, мой опыт, подготовка и восхождении

Мем из интернета

Давно хотела записать эту историю себе на память, а может она будет полезна для кого-то кто сейчас в раздумьях или на этапе подготовки.

Решение о восхождении

Да, самое первое и важное это решиться, по крайней мере для меня. Восхождение - затратное мероприятие, оно требует не только средств, но и времени. Кроме того нужно понимать, что все приложенные усилия могут окончиться ничем, по самым разным причинам.

Эльбрус считается простой горой, с точки зрения техники восхождения. Конечно, подняться на него сложно, но при должной подготовке можно. К сожалению, эта техническая простота, часто оказывается фатальной, и непогода и внезапная горная болезнь могут сыграть плохую шутку.

Вообще важно здраво оценивать себя, свои возможности и описание выше риски.

Физическая подготовка

Для качественной подготовки среднестатистическому человеку нужно не менее полугода. Этого времени хватит и для физических тренировок и для подготовки снаряжения.

Для тех кто регулярно участвует в походах, ведёт активную туристическую деятельность, времени понадобиться меньше.

Универсальный тест - бег на 10 км. Человек который за час может побежать это расстояние - вполне поднимется в гору.

Еще мем из интернета

Лично я много бегала, несколько раз в неделю. Туристический опыт на тот момент, так же был не маленький.

Снаряжение

Собрать продукты, групповое и личное снаряжение - важный этап подготовки. Конечно, участвуя в коммерческом восхождении, большую часть этого этапа можно перепоручить организаторам-гидам. У них есть теплые палатки, спальники, котлы, газовые баллоны, комплекты питания. Эти же люди обычно помогают с подбором личного снаряжения. Для подъёма обязательны: каски, ледорубы, кошки и специальная обувь, нижняя обвязка, веревки и карабины и прочее. Все это может быть собственным, а может быть взятым в аренду уже на месте в Минеральных водах.

Отдельно следует сказать про наборы продуктов. На большой высоте вода кипит как то по другому, поэтому готовить там сложно, мы готовили сублимированные супы, пили много чаю.

Часть наших припасов

Далее прилагаю список снаряжения

Личное:

- Горные ботинки.

- Лёгкая сменная обувь (треккинговая, или сандали, или лёгкие тапочки)

- Кошки, подходящие под Ваш тип ботинок.

- Походный рюкзак объемом от 80 литров и более.

- Легкий штурмовой рюкзак. Без жесткой спины ( 20-40 литров )

- Гамаши

- Бахилы (полностью закрывающие стопу)

- Теплый спальник (температура комфорта -5, на май -10) .

- Любой шлем ( велосипедный, простая рабочая каска).

- Нижняя обвязка.

- Два альпинистских карабина.

- Ледоруб.

- Треккинговые палки.

- Горные очки ( подойдёт сноубордическая маска с фактором защиты не ниже 3 или сварочные очки).

- Коврик ( пенка, каремат ).

- Налобный фонарик.

- Плащ от дождя.

- Миска, кружка, ложка. (пластиковые или железные)

- Термос 1-1.5 литра.

- Беруши ( по желанию для тех, кто чутко спит )

- Крем от загара с высоким уровнем защиты (50+, лучше для детей, дешевле и надёжнее)

- Индивидуальная аптечка: йод, зелёнка; 1 бинт; 1 пластырь-скотч; 1 пластинка ацетилсалициловой кислоты, парацетамола и активированного угля, эластичный бинт; индивидуальные лекарства на случай, если есть какие-либо хронические заболевания.

- Зажигалка (без пьезы)

- Средства личной гигиены: Туалетная бумага (2 рулона), влажные салфетки (2 упаковки по 20 штук), маленькая зубная паста, щётка. Гигиеническая помада с УФ защитой(!)

Ледянку можно не брать

Одежда:

- Шапка (желательно с флисовой подкладкой)

- Балаклава

- Флисовые перчатки или любые другие подходящие

- Пуховые рукавицы.

- Тонкие треккинговые или обыкновенные носки 2 пары

- Теплые горнолыжные носки или толстые шерстяные носки 2 пары.

- Тонкое верхнее и нижнее термобелье.

- Толстое верхнее и нижнее термобельё (желательно из материала POLARTEC)

- Флиска (либо любая другая тёплая кофта, которую можно использовать как доп. слой между курткой и термобельём)

- Обычные легкие штаны(тонкая мембрана или софтшелл. Защита от воды и пропускная способность воздуха более 10 000)

- Водонепроницаемая куртка (тонкая мембрана или софтшелл. Защита от воды и пропускная способность воздуха более 10 000)

- Пуховая куртка

- Горнолыжные или любые другие теплые штаны.

Аренда снаряжения на месте в высокий сезон достаточно высокая

Общественное снаряжение: палатки, веревки, газ, горелки, котелки, лавинные лопаты, рации и т.д. (предоставляется организаторами, входит в стоимость тура.

Группа

Мое восхождение хоть и было коммерческим, то есть нас готовили и вели люди, которым мы платили. Но это были отчасти знакомые люди. Вся группа так же состояла из моих хороших друзей и знакомых, с которыми я и ранее бывала в походных условиях. Я и сейчас думаю что такие предприятия легче и лучше проходят в окружении надёжных товарищей.

Вот такие мы красивые

Думаю что лично я не смогла бы так комфортно и свободно чувствовать себя с малознакомыми людьми,не смогла бы делиться с ними личными трудностями и разными сильными эмоциями.

Этапы восхождения

Далее буде план похода, описание каждого дня с моими комментариями:

1 день.

В первой половине дня состоялась встреча всех участников в Пятигорске и размещение их в гостевом доме.

Я позже всех прилетела в Минеральные воды, вся моя группа уже ждала меня в гостевом доме, выбрать хостел нам помогли наши гиды, они же проводили по магазинам и точкам аренды снаряжения. У нас было время погулять по прекрасному Пятигорску и хорошенько отдохнуть перед выходом.

Организаторы проверили личное снаряжение каждого, все лишние вещи, которых почти не было, были оставлены, если какой то элемент снаряжения вызывал вопросы, он так же был заменён.

Каждый рюкзак был собран с учётом прибавившегося группового снаряжения и провианта. Нашу группу из 10 человек сопровождало 2 гида. Один из них с богатым опытом, другой помоложе.

Кроме того с каждым участником организаторы подписали договор на оказание услуг. (Дополнительно нами были оформлены индивидуальные страховые полюса).

2 день.

Ранний выезд из гостевого дома в Приэльбрусье. Доехали до посёлка Терскол и разместились на Бивуаке. Поставили палатки и приготовили обед. Ознакомились с местностью. Тренировка по техникам ходьбы и дыхания.

Длительный переезд в микроавтобусе, потом первые километры с внушительными рюкзаками, палаточный лагерь, еда приготовленная на костре.

Кругом красоты

3 день.

Акклиматизация. Идём налегке на гору Чегет, с которой открывается прекрасный вид на Эльбрус. Подъём на высоту 3470 м.

Подъем все время в гору, идти тяжело, каждый шаг даётся с трудом, но когда понимаешь голову, перед тобой открываются виды непередаваемой красоты. Солнце палит нещадно, кое кто из группы успевает прилично обгореть.

4 день.

Переход до лагеря на высоту 3000 м. По дороге увидели Черепичные скалы и водопад «Девичьи косы», в котором можно искупаться при наличии хорошей погоды. Стоянка недалеко от Обсерватории.

Стоянка в горах, сложности перехода это ничто по сравнению с бездонным звездным небом, с погодой нам очень везёт, сухо, солнечно.

Фото из личного архива

Утро в палатке

Девочки в кошках

5 день.

Подъём на Ледовую базу. Тренировка по технике хождения в кошках и работе с ледорубом (хождение и зарубание на склоне). Высота 3750 метров.

Стоянка уже на льду, зимние теплые палатки, чай из растопленного снега.

Остановка на леднике

6 день.

Переход через Ледник до Приюта 11. Размещение лагеря. Высота ночёвки 4100 метров над уровнем моря.

Тут я сумела помыть голову. Вообще место уникальное, таинственное. Кто-то рассказывает про то что ранее тут была какая то лечебница, где психически больных лечили горным воздухом. Кажется что все му тут уже больны этими горами.

Приют 11

7 день.

Ранний подъём. Акклиматизация до высоты 5000 метров над уровнем моря. Это нужно для того, чтобы организм почувствовал высоту и включил адаптационные механизмы для последующего восхождения на вершину. Возвращение в лагерь. Ночёвка на той же высоте.

В это время мы селимся в штурмовом лагере на высоте около 420 метров. Погода ночью портиться, случается настоящая снежная буря. Конечно, в такую непогоду возникают мысли о том что в е напрасно, что гора не пустит. Но погода в горах очень переменчива и на следующий день всё идёт по плану - выходим на акклиматизацию.

Палатка после ночной метели

Акклиматизация

8 день.

День отдыха. Этот день мы проведём в штурмовом лагере. Хороший отдых — залог успешного восхождения на вершину. Подготовка снаряжения к штурму. Ранний отбой около 18:00.

Переселяемся на ночёвку в домики-вагончики. Ранний отбой даётся с трудом, волнение не даёт уснуть.

9 день.

День ВОСХОЖДЕНИЯ! Это самый важный и самый трудный день экспедиции. Подъём в полночь. 1,5 часа на сборы. Обязательно перед восхождением мы едим кашу (гречневую или овсяную) и пьём сладкий чай или какао. Подъём в кошках, с ледорубами, в связках. К этому моменту мы хорошо акклиматизированы и подготовлены к длительному восхождению. Подъём занимает у нас 8часов, спуск дополнительно около 2-4 часа, в зависимости от скорости каждого участника.

В день нашего Восхождения на горе проходил какое то мероприятие от МЧС, людей было очень много. В ночи от штурмового лагеря двигалась длинная цепочка светящихся фонариков. На восходе поднялся сильный ветер,как будто гора испытывала нас, пыталась при помощи снега и ветра скинуть с себя. Но и мы не так просты, шаг за шагом поднимались все выше.

Косая полка - по сути траверс, но по обледенелой тропе, одно неловкое движение и можно скатиться в бездну. Далее группа выходит на седловину - место между двумя вершинами. Тут можно перевести дух, отдохнуть, но долго сидеть нельзя, захочется спать и вообще остаться тут. Кислорода в воздухе непривычно мало, но до вершины уже не далеко.

Далее идёт этап подъёма по верёвочным перилам, мы цепляться к ним своими карабинами и идем медленно и осторожно.

И вот мы добрались, к вершине ведёт белая тропа.

Я на вершине

Наша группа

Фото нашего Владислава Иониса (как и все прочие)

Но после удачного восхождения нужно так же удачно спуститься. Я трачу на это больше всех времени, к тому же натираю огромную мозоль.

После штурма хочется только спать.

10 день.

Спуск. Идём пешком до станции Гарабаши (высота 3800 м). Затем вниз на подъёмнике до станции Азау (2350 м.). Отъезд в Пятигорск.

11-12 дни.

Резервные дни на случай непогоды. Погода в горах нестабильная и очень изменчивая, поэтому резервные дни необходимы для успешного восхождения на вершину Эльбруса. Нам повезло и мы просто пробыли пару дней в прекрасном Пятигорске.

Рефлексия

Вспоминая свои впечатления о восхождении я не помню каких то переживаний о физических трудностях, хоть это и не значит что их не было, просто на фоне остальных эмоций, они стали незначительными.

Я вспоминаю как скучала о муже и о дочке, с которой до этого никогда так на долго не расставалась.

С теплом вспоминаю заботу и чувство плеча рядом.

На сегодня подъем на Эльбрус, я считаю самым большим своим достижением в туризме. Мы поднимались сами, без помощи транспорта, это позволило хорошо пройти акклиматизацию. Нам невероятно повезло с погодой и гидами. И конечно, очень важна физическая подготовка и сработанность нашей группы.

Ещё красивое фото

Для тех кто задумался о горе, если начать сборы прямо сейчас, то можно подняться уже этим летом. С удовольствием пообщаюсь в комментариях .