Найти в Дзене

Стоицизм. Практика для начинающих

Стоицизм мало изучать и про него читать, его нужно практиковать. Только через практику приходит понимание стоицизма. В предыдущий статьях мы с вами разбирали, что такое Дихотомия контроля (ссылки раз, два, три), как работать со своими желаниями, один из способов как применять негативную визуализацию и как работать с гневом. Чтобы это все объединить и получить начальное понимание о стоицизме, я предлагаю простую практику, связанную с регулярными походами в супермаркет за продуктами.

Давайте разберем как мы обычно ходим в супермаркет:

  1. Скупаемся за один раз как можно больше, чтобы ходить в супермаркет как можно реже.
  2. По возможности выбираем время посещения супермаркета так, чтобы очереди в кассу были как можно меньше. Мало кто любит стоять в очередях.
  3. Если работает несколько касс, выбираем ту, к которой меньшая очередь. Особо хитросделанные граждане занимают сразу несколько очередей, чтобы побыстрее дойти до кассира.
  4. Стоя в очереди, ждем, когда наконец-то доберемся до кассира, расплатимся и побыстрее отправимся домой. Параллельно можем расстраиваться, когда видим, что соседняя очередь обслуживается и продвигается быстрее, и злиться на «своего» кассира, если он медленно или нерасторопно рассчитывает клиентов.

Хотя в этом деле есть еще один важный нюанс. Помимо того, что мы перед походом в супермаркет как правило продумываем список продуктов, которые мы собираемся покупать, например, хлеб, гречку, масло, кефир и т.д., на задворках сознания у нас существует, если так можно сказать, ожидания желаемого посещения супермаркета – мы хотим спокойно зайти, найти на полках все, что надо, стать в небольшую очередь, а лучше вообще подойти к кассе у которой нет очереди, быстро расплатиться и пойти домой. И любое отклонение от этого сценария, например, длинная очередь из-за одной работающей кассы, хамящий продавец или кассир, толкающийся покупатель и т.д. вызывает у нас неудовольствие, раздражение, а иногда и приступ гнева.

Но если вы до похода в супермаркет заранее представите себе, что вас может кто-то толкнуть, каких-то продуктов, за которыми вы пришли, может не быть, очередь может оказаться длинной, а кассир медлительным, то в случае, если вы с этим действительно столкнетесь, неудовольствия или раздражения у вас или не будет совсем, или его уровень будет гораздо ниже. И я данном случае ничего не придумываю и не страдаю отсебятиной, этому учил Эпиктет на примере похода в общественную баню:

Эпиктет. Энхиридион. Глава 4. Дореволюционный перевод с французского
Эпиктет. Энхиридион. Глава 4. Дореволюционный перевод с французского

При Эпиктете римляне регулярно посещали общественные бани, а мы регулярно посещаем супермаркеты. Но суть одна и та же. В нашем сознании должен быть не идеальный сценарий посещения супермаркета, а сценарий, который предполагает возможность появления неожиданных препятствий, трудностей, неприятностей и неудач. И понимание того, что появление подобных вещей в нашей жизни и делах, которыми мы занимаемся, это нормально и естественно.

Но на этом мы не остановимся, и сейчас будет самая интересная часть практики. Практически 100% людей, в том числе и ваш покорный слуга, набрав продукты в корзину и подойдя к кассам, выбирают и становятся в самую короткую очередь. А вы должны начать делать наоборот, выбирать и становиться в самую длинную очередь. Вам хочется расплатиться побыстрее, а вы, вопреки этому вашему желанию, выбираете самую длинную очередь, чтобы постоять в ней подольше. И обращаете внимание, что в этот момент происходит в вашем сознании, когда вы становитесь в самую длинную очередь, и какие возникают мысли и желания.

Дальше больше. Как правило люди в очередях стоять не любят. А вам нужно научиться любить стоять в очередях. Или хотя бы относиться к этому равнодушно - стою 10 минут, но, если надо, без проблем могу и полчаса простоять, и час. Вопрос только в том, как достичь такого состояния.

Я лично не занимаюсь экзальтацией (повышение настроения с оттенком неестественной восторженности), а предпочитаю самому себе внушать или самого себя убеждать, что стоять в очереди это хорошо, потому очередь предоставляет мне возможно практиковать стоицизм и тренировать терпение. Стоя в длинной медленно двигающейся очереди как нигде можно воочию убедиться, что в этой жизни от нас вообще ничего не зависит. Если начинаю раздражаться или на кого-то злиться, стараюсь себя успокаивать, техника работы с гневом описана в статье по ссылке.

Важно только стоя в очереди не отвлекаться, не залипать в смартфон или улетать в облака. Старайтесь внимание держать именно на том, что вы стоите в очереди, на том, что в этот момент происходит в вашем сознании, и как меняются ваши ощущения и отношение. Во всяком случае пока вы не достигнете спокойного состояния при нахождении в длинной очереди.

Смысл этой на первый взгляд простой практики в том, что на таком заурядном деле вы можете увидеть, как работать с собственными желаниями и представлениями, с тем, что действительно от нас зависит и находится в нашей власти. Если мы говорим об очереди, то от нас не зависит, как быстро она будет двигаться. А вот наше отношение к тому, что мы стоим в длинной очереди, полностью в нашей власти. Как и наше внутреннее состояние во время нахождения в очереди. И желание стоять в длинной очереди или этого избегать.

Смысл стоицизма не в том, чтобы менять свою жизнь. Смысл стоицизма в том, чтобы менять свое отношение к жизни. И это можно начать практиковать во время походов за продуктами в супермаркет. Удачи в практике.

P.S. В помощь практикующим ссылка на подборку моих статей о стоицизме. Вопросы об учении Сенеки и Эпиктета можно задать в чате «Тот самый стоицизм»: https://t.me/chatstoi. Если что-то непонятно в вышеизложенном, задавайте вопросы в комментариях.