Вы этом тексте я продолжу комментировать первую главу "Энхиридона" Эпиктета. Предыдущий комментарий на Главу 1 можно прочесть по ссылке. Итак, Глава 1, часть 2.
1.2.Так запомни, если ты будешь принимать за свободное рабское, а за присущее тебе от природы чуждое, ты проживешь свою жизнь недовольным, расстроенным и измученным человеком; ты будешь проклинать и людей и богов; но если ты будешь считать своим лишь то, что таковым и является, а все другое чуждым себе, – никто и никогда не сможет ни принудить тебя, ни перейти тебе дорогу; тебе не придется ни на кого нападать, никого осуждать, ты не сделаешь ничего против своей воли, никто не сможет причинить тебе зла и у тебя не будет врагов, потому что никто никогда не заставит тебя действовать себе во вред.
Давайте вспомним, обсуждаемую в прошлой статье Дихотомию управления. Все, что от нас зависит, чем мы можем управлять, это мысли, побуждения, желания и страхи. В этом абзаце их Эпиктет называет присущими нам от природы.
Напротив, наше тело, семья, деньги, репутация, карьера и все остальное, что окружает нас в жизни, и чем мы не можем управлять, является для нас рабским и чуждым. Рабским потому, что если мы привязаны к положению в обществе, деньгам, семье и телу, то это нас порабощает и делает несвободными. А чуждым потому, что все это нам не принадлежит.
Здесь стоит остановиться. Мы довольно легко можем принять то, что членами нашей семьи, карьерой, деньгами, собственной репутацией и другими вещами во внешнем мире мы управлять не можем. Но как на счет нашего тела? Любой из вас может прямо сейчас поднять и опустить свою руку или дрыгнуть ногой. Если, конечно, они у вас есть и находятся в рабочем состоянии.
Тут нужно понять, а потом принять одну простую, но важную истину: наше тело нам не принадлежит. Наше тело принадлежит Зевсу. Зевс милостиво дал нам его во временное пользование и может забрать тело, которое мы ошибочно считаем своим, в любой момент. Зевс может забрать "наше" тело когда захочет вне зависимости от того, хотим мы этого нет. Я думаю, с этим никто не будет спорить. Для большинства людей смерть приходит довольно неожиданно. И большинство умерших при возможности с радостью отложили бы уход в иной мир и пожили бы еще.
Следующий вывод будет еще круче. Раз тело, с помощью которого вы сейчас читаете этот текст, вам не принадлежит, то и жизнь, в которой живет это тело, тоже вам не принадлежит. Вдумайтесь в эту еще одну простую истину.
Жизнь, которой вы живете, кажется вам понятной и более-менее предсказуемой. Но в любой момент в независимости от вашего желания, окружающий вас порядок вещей по воле Высших сил может быть полностью уничтожен стихийным бедствием, землетрясением, новой эпидемий или войной. И вы ничего не сможете с этим сделать. Чтобы в этом убедиться, нужно все лишь иногда смотреть новости. Или жить на Украине.
А теперь мы объединим эти две простые истины. Жизнь, которую мы живем, полностью от нас не зависит, в "нашей" жизни может произойти все, что угодно. Причем не только может, но и происходит. И в этой полностью непредсказуемой жизни мы живем с помощью тела, которое дал нам Зевс во временное пользование и рано или поздно заберет его обратно. А что же тогда наше? Есть хоть что-то, полностью принадлежащее нам?
Да, есть. Я определил это для себя словосочетанием пространство сознания. Оно полностью принадлежит нам, в нем мы свободны и можем проявлять свою волю, как мы захотим. И наше пространство сознание у нас никто и никогда не сможет отнять. Ни Зевс, ни расстрельная команда, ни налоговая инспекция. В нашем пространстве сознания находятся все наши желания, страхи, мысли и побуждения.
И перед стоиком стоит задача научиться властвовать и проявлять свою волю исключительно в собственном пространстве сознания, а управление "вашим" телом, членами "вашей" семьи, "вашими" деньгами и "вашей" карьерой предоставить Высшим силам. Это их работа, это из зона ответственности, пусть они с этим всем и парятся.
В абзаце, который я привел в самом начале статьи, Эпиктет дает рецепт стоического счастья и людского несчастья. Если принимать за "свое" то, что на самом деле принадлежит Высшим силам, и ими управляется, то такой человек будет измученным, расстроенным и винить Богов. Как минимум за то, что "его" жизнь никогда полностью не будет соответствовать его ожиданиям, и его планы никогда не будут реализованы так, как он этого хочет.
А если человек признает своим только то, что действительно ему принадлежит, то ему в этой жизни никто ничего не сможет сделать плохого, даже если заберет у него деньги, членов семьи, несколько частей тела или все тело целиком. Потому такой человек ценит и беспокоиться только о том, что находится в его пространстве сознания.
Я понимаю, что написанное в этой и первой части статьи о Дихотомии управления, не соответствует общественному мнению. Но именно это и есть суть, хоть еще и не вся, того самого настоящего античного стоицизма. И вы не сможете найти в "Энхиридионе" и "Беседах" Эпиктета ничего, что противоречит изложенному мной выше.
Продолжение следует...
Эпиктет. Энхиридион. Гл. 1. Основа понимания Дихотомии контроля. Часть 1