Только недавно поняла, что я так и не рассказала о самой насыщенной и продолжительной командировке на кордон «Буян» национального парка «Командорские острова» (при нас он ещё был заповедником). Исправляюсь!
- Читайте о нашей работе на острове Беринга здесь. Про единственный посёлок Алеутского района тоже рассказывала.
Мы прибыли на дежурство 29 марта, но на острове всё ещё властвовала зима — в тот год выпало очень много снега. Сразу же было решено проехать на снегоходе по долине реки Буян, пока всё не растаяло. Волновались не зря: буквально через несколько дней начали активно вскрываться реки.
4 апреля Илья повредил себе руку топором во время колки дров (это большой страх и огромный минус той командировки), а уже 11 апреля нас отправили в бухту Половина в 25 км от кордона. Нужно было взять биоматериал (зуб) у выброшенного на берег кашалота. Это была интересная задача, да и ребята мы ответственные, поэтому несмотря на травму Ильи, было решено идти. Пожалуй, это был самый тяжёлый выход за год, но и один из самых памятных.
Интернет нам так и не починили, а пропал он ещё в начале ноября 2020 года. Мы тогда даже не подготовились к этому морально и не успели рассказать друзьям и родным. Многие нас потеряли. Для связи у нас остался только спутниковый телефон, по которому мы раз в несколько дней созванивались с начальством и периодически звонили родителям. Не представляю, как они переживали за нас.
В целом получился хороший информационный детокс. Абстрагируешься от новостной повестки (это были ковидные времена) и начинаешь больше обращать внимания на самого себя. Бездумно листать ленту инстаграма — так себе увлечение.
Существенным минусом в отсутствии интернета для нас было незнание прогноза погоды, из-за чего пару раз случились не самые приятные переходы по острову. Даже с полученными сведениями из села. Очень нестабильные погодные условия были в тот выезд — день нормально, три дня ветрено, то пурга, то дождь.
- Узнать о погоде на Командорах можно в другом материале.
В ту командировку мы пристрастились к морской капусте. Видимо организм требовал витамины. Я выходила на лайду с пакетом и ножницами, слушая на повторе последний альбом Земфиры (признана иноагентом):
.... я стою на краю
дальше звезды и океан...
Запись из дневника в тот день:
Сейчас так обыденно идти по берегу моря (пусть и холодного) с пакетом ламинарии к ужину, слушать Земфиру, приглушаемую шумом прибоя, и провожать взглядом пробегающего песца, вдыхать запах йода, соли, и ощущать нескончаемый поток мыслей.
19 апреля к нам заявилась Злюка — наша соседка по кордону. Ещё в прошлую командировку она куда-то пропала. Видимо нагуливала потомство, потому что летом мы увидели её уже с признаками кормления малышей. Самих щенят не обнаружили.
Кстати, апрель и май на острове — важный этап в жизни у всех животных: гнездятся птицы, рождаются телята у оленей и щенки у каланов, на лежбища для продолжения потомства возвращаются сивучи и морские котики. По этой причине на заповедной территории объявляют «месячник тишины» — ежегодное природоохранное мероприятие, направленное на снижение беспокойства животных. Потому-то мы и не встречали никого, а руководство решило продлить наше пребывание на кордоне до 57 дней.
Периодически мы делали вылазки по берегу на север острова в сторону Старой Гавани (научный стационар парка уже вне буферной зоны, в 13 км от Буяна) и дальше — до мыса Вакселя. В один из таких рейдов нашли ребро морской коровы (стандартная находка) и необычный зарубежный буй (фото 2), который оказался метеорологическим.
На мыс Вакселя ходили с двумя целями: посчитать объёмы выброшенного мусора и проверить залёжку каланов. В брачных играх даже не все из них замечали наше присутствие, а я успела сделать много снимков. Здоровские звери, скучаем по их милым пушистым мордашкам.
- Писала много интересностей об этих необычных животных.
На Буяновский риф (5 км южнее кордона) тоже наведывались неоднократно — там находятся массовые залежки антуров и каланов. По пути встретили мигрирующих северных оленей. Зимой они обитают на севере острова, а к лету постепенно перебираются на юг. Нам как раз нужно было их посчитать — научному отделу особенно интересно число новорожденных телят. Встречи с пернатыми мы тоже всегда отмечали, фиксируя место, вид и количество особей.
12 мая мы пошли в патруль до Старой Гавани. Нашли много каланьих черепушек и окаменелостей для научного отдела.
В тот же день увидели первого человека спустя 1,5 месяца. Это был наш системный администратор, которого отправили на кордон, чтобы починить интернет, а заодно и принести немного провизии (у нас-то всё рассчитано было на 1,5 месяца). 15 мая мы были уже на связи с миром.
Транспорта на бесснежье у нас не было, воду и дрова таскали снова на себе. Не принесёшь — бани не будет)). Воду брали либо из реки (нужно спуститься в долину и подняться обратно), либо из водопада в 500 метрах от кордона. Летом в реку не сунешься — рыба начинает идти на нерест, там же и погибает.
Предпоследнее утро на кордоне 23 мая было по-настоящему добрым. Проснулись, а совсем рядом с домиком олени травку жуют. Они и до этого нас посещали, но не в таком количестве и не так близко. Естественно, полдня я провела с фотоаппаратом и в полуприседе.
- О животных и растениях на острове читайте в этой статье.
На этом всё. Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх и пишите комментарии. Спасибо!
Несколько материалов из другого заповедника — Сихотэ-Алинского: