Найти в Дзене

Тропический реликт в первозданном лесу Сихотэ-Алинского заповедника

На Земле осталось не так много мест, которые без шуток можно назвать первозданными и по-настоящему дикими. Одно из них – в урочище Кабаний – находится в заповедных землях Сихотэ-Алиня. Здесь нам повезло побывать дважды. Только представьте: вы попали в лес, не знавший рубок, разрушительных тайфунов и пожаров. С ветвей свисают двухметровые нити зеленовато-желтой уснеи, к небу тянутся многовековые кедры, а землю плотно прикрывают листья папоротников. Тишина. Но есть ещё кое-кто. 55 лет назад в этом лесу неожиданно был обнаружен совсем не типичный представитель северного Приморья. И это спустя 33 года после создания заповедника! Сенсационную находку, сам того не ведая, сделал лесник Николай Беляев. Ранее считалось, что на материковой части страны нашей страны этот вид не встречается. Этим представителем оказался рододендрон Фори – вечнозелёный выходец из тропиков и самый настоящий пришелец из прошлого. Если хотите – живое ископаемое. Рододендрон относится к реликтовым видам, что сохранил

На Земле осталось не так много мест, которые без шуток можно назвать первозданными и по-настоящему дикими. Одно из них – в урочище Кабаний – находится в заповедных землях Сихотэ-Алиня. Здесь нам повезло побывать дважды.

Лишайник уснея. В народе именуется бородачом или лесной бородой
Лишайник уснея. В народе именуется бородачом или лесной бородой

Только представьте: вы попали в лес, не знавший рубок, разрушительных тайфунов и пожаров. С ветвей свисают двухметровые нити зеленовато-желтой уснеи, к небу тянутся многовековые кедры, а землю плотно прикрывают листья папоротников. Тишина. Но есть ещё кое-кто.

55 лет назад в этом лесу неожиданно был обнаружен совсем не типичный представитель северного Приморья. И это спустя 33 года после создания заповедника! Сенсационную находку, сам того не ведая, сделал лесник Николай Беляев. Ранее считалось, что на материковой части страны нашей страны этот вид не встречается.

Этим представителем оказался рододендрон Фори – вечнозелёный выходец из тропиков и самый настоящий пришелец из прошлого. Если хотите – живое ископаемое. Рододендрон относится к реликтовым видам, что сохранились в этих лесах от флоры, существовавшей здесь миллионы лет назад. По сути, его не должно здесь быть. А он живёт. Нашёл себе убежище высоко в горах, среди елей и пихт. Чудо!

Древовидные кустарники до 7 метров в высоту с крупными кожистыми листьями поражают не только размерами и необычным соседством с хвойными. Если вам повезёт побывать здесь во время их цветения, то вы навсегда запомните эффектные белые соцветия рододендрона Фори. Поверьте, достаточно будет даже парочки.

Мы, кстати, попали в сезон пыления сосны корейской (кедра). Налёт от жёлтой пыльцы хорошо видно на фото поближе. Так что после поездки чумазые мы были не только от дорожной пыли.

Кто-то успел полакомиться листьями
Кто-то успел полакомиться листьями
Упавшее трухлявое дерево – отличный субстрат для молодых растений рододендрона
Упавшее трухлявое дерево – отличный субстрат для молодых растений рододендрона

С наступлением холодов Фори не сбрасывает листья, а опускает и сворачивает их в трубочки, чтобы снизить испарение воды. Так что любоваться этим растением можно в любое время года. К тому же, рододендрон Фори на материковой части страны можно посмотреть только в Сихотэ-Алинском заповеднике (есть экскурсия). На Курилах растёт его другая разновидность – с розовыми соцветиями.

Посмотреть, каким бывает массовое цветение, можно здесь.

Спасибо за внимание! Читайте ещё больше о заповедных тропах Сихотэ-Алиня в моём блоге: