Найти в Дзене
ТыжИсторик

Загадки крестовых походов. 4-я серия

Оглавление

Автор: Роман Коротенко

Здесь 1-я серия, 2-я серия, 3-я серия.

После небольшого перерыва на новогодние бдения — продолжим наш рассказ о необъяснимых парадоксах Первого крестового похода.

Хотя, конечно же, на самом деле все эти парадоксы являются необъяснимыми исключительно только в рамках общепринятой исторической догмы.

Причём не потому, что у общепринятой исторической науки, которая собственно и создала эту догму, имеется недостаток в каких-либо аналитических возможностях.

Просто общепринятая историческая наука всегда своей целью ставит исключительно только собственную выгоду, а не какую-то там достоверность излагаемой исторической картины.

Поэтому, исполняя заказ на описание предыстории Первого крестового похода, а также обоснование его целей и возможностей, общепринятая историческая наука проявила творческий подход в полном смысле этого выражения.

В результате появилось требуемое заказчиком художественное произведение, которое, мягко говоря, не совсем совпадает с действительными историческими событиями.

В принципе, для художественного произведения подобное несовпадение совершенно не существенно, так как никто и не ожидает от художественного произведения точного соответствия происшедшему.

Однако, если художественное произведение провозгласить научным исследованием академического уровня компетентности, то неизбежные несовпадения как раз и станут причиной необъяснимых парадоксов.

Которые необъяснимы, ещё раз повторимся, лишь потому, что совершенно не вписываются в ту историческую картину, которая требовалась заказчику, и которая в результате была сочинена академическими историками-творцами.

Как это делается

Например, заказчику необходимо полностью скрыть свою роль в организации похода крестоносцев на Ближний Восток, а также скрыть действительные цели этого похода.

Следуя пожеланиям заказчика, историки-творцы решили использовать несколько событий, которые действительно имели место быть: выступление папы римского Урбана II на Клермонском соборе в 1095 году, прибытие крестоносцев в византийскую столицу Константинополь в 1096 году, боестолкновения крестоносцев с турками-сельджуками в 1097 году.

Из этих действительных событий собирается следующая комбинация: дескать, турки-сельджуки угрожали захватить Константинополь, поэтому византийский император начал умолять папу римского спасти Византию от погибели, обещая взамен перейти из православия в католичество; заинтересованный таким предложением папа римский бросает клич, на который с готовностью откликнулись десятки тысяч католиков; десятки тысяч католиков начинают бить турок-сельджуков, спасая Византию.

«Нет выше чести для католика, чем спасти православного византийца от турецкой агрессии!»       © Историк с творческим подходом к решению поставленной задачи
«Нет выше чести для католика, чем спасти православного византийца от турецкой агрессии!» © Историк с творческим подходом к решению поставленной задачи

После разработки концепции полученный информационный продукт масштабируется несколькими сотнями произведений историков (которые именуют свои опусы научными трудами), в результате чего творчески созданная комбинация превращается в общепринятую историческую догму.

А когда выдуманный сюжет историков становится догмой, тогда и проявляются «необъяснимые» парадоксы.

Например, почему это византийский император, у которого в 1095 году были прекрасные отношения с турками-сельджуками, умоляет спасти его империю конкретно от турок-сельджуков, причём именно того из двух пап римских, в отношениях с которым у византийского императора в 1095 году имелись большие проблемы?

Однако, даже при очевидности подобных нестыковок, они уже не в состоянии дискредитировать искусственно созданную догму — ведь подобные расхождения с исторической действительностью являются сущими мелочами по сравнению с великолепной репутацией нескольких поколений историков, результатом многовекового коллективного труда которых собственно и является ныне действующая общепринятая история Первого крестового похода.

Стиснув зубы, шли крестоносцы к своей цели...
Стиснув зубы, шли крестоносцы к своей цели...

Однако имеется фактор

Однако, имеется определённый фактор, который способен нивелировать все потуги каких-то там метаисториков-ревизионистов зародить в обществе какие-либо сомнения относительно академической концепции Первого крестового похода.

Дело в том, что в XI веке нашей эры западноевропейское общество было в основном очень религиозным — намного более религиозным, чем в настоящее время.

И католическая церковь в XI веке нашей эры, соответственно, играла в западноевропейском обществе намного более значительную роль.

А ещё следует принять во внимание, что священные для христиан места, которые были расположены на территории нынешней Палестины между Средиземным морем и рекой Иордан, конкретно в XI веке нашей эры находились под властью мусульман.

И в таких обстоятельствах — при повышенной религиозности общества в условиях владычества мусульман над Святой землёй — вполне естественно ожидать, что мысль о необходимости непременного возвращения контроля над христианскими священными территориями постоянно, и почти что осязаемо, витала среди жителей Западной Европы.

Поэтому не может быть сомнений, что малейший же призыв верховного католического понтифика к восстановлению христианского контроля над священными для христиан территориями непременно нашёл бы мощный отклик в среде западноевропейских католиков.

Короче говоря, если папа римский скажет «надо!» — крестоносцы ответят «есть!».

Ну, просто потому, что в Западной Европе в XI веке нашей эры такая вот была историческая реальность.

И по большому счёту, не имеет значения, обращался ли при этом император Византии к папе римскому за помощью, или не обращался; был один Первый крестовый поход, или было два разных Первых крестовых похода — эти мелочи никак не влияют на то, что в XI веке нашей эры вся Западная Европа буквально жаждала возвращения доступа к своим святыням.

А это значит, что общепринятая академическая версия причин и следствий Первого крестового похода в основном-то верна: папа позвал — крестоносцы пошли.

И если общепринятая академическая версия верна в главном, то нехрен кому бы там ни было тратить чужое время на диспуты о второстепенных мелочах!

«Все в поход, и не задавайте лишних вопросов!» © Петрос Кукупетрос
«Все в поход, и не задавайте лишних вопросов!» © Петрос Кукупетрос

А вот и дахрен

И здесь мы сталкиваемся с извечной когнитивной проблемой: стереотипное домысливание ситуации при отсутствии дополнительной информации.

Вот к примеру, рассматривается вопрос, почему в 1938 году Германия аннексировала населённую немцами соседнюю Австрию и населённую немцами соседнюю часть Чехословакии, а населённую немцами соседнюю Швейцарию не аннексировала?

При этом звучит следующий аргумент: в Швейцарии находятся три из четырёх горных тоннелей, соединяющих Германию с Италией. Если бы Германия начала ввод своих войск в Швейцарию, то швейцарцы обязательно взорвали бы все эти три железнодорожных тоннеля, и Германия оказалась бы фактически отрезанной от своей союзницы Италии.

Поэтому на фоне такого стратегического риска Германия вынуждена была не покушаться на суверенитет Швейцарии.

Так вот, здесь очевидна работа когнитивного стереотипа: если сооружение взрывают, то сооружение разрушается — ведь взрывы всегда разрушают!

Однако, при этом не берётся в расчёт дополнительная информация: швейцарские железнодорожные тоннели как раз-то и строились с помощью взрывов, которыми строители разрушали гранитное тело горы.

Поэтому в случае германской аннексии гипотетические взрывы не разрушили бы швейцарские тоннели, а наоборот, расширили бы их.

Таким образом дополнительная информация способна развернуть рассматриваемый вопрос на 180°, и превратить полученный ответ в его полную противоположность.

Так вот, какая же дополнительная информация не учитывается нами при рассмотрении Первого крестового похода?

Ну, во-первых, следует признать, что у западноевропейских католиков по определению не могло возникнуть желание вернуть контроль над Святой землёй, потому что Святая земля западноевропейским католикам до этого никогда и не принадлежала.

Вплоть до мусульманского вторжения Святую землю контролировала Византия.

И все священные для западноевропейских католиков христианские храмы в Святой земле были построены именно византийцами: Церковь Гроба Господня — в 335 году, Церковь Рождества Христова — в 337 году, Церковь Гроба Господня Святой Марии — в 457 году, Монастырь Святой Екатерины (вблизи места Неопалимой купины) — в 565 году, Храм Успения Богородицы — до 417 года.

Конечно, здесь можно возразить, что Великий раскол, разделивший христианство на Православную и Католическую церкви, произошёл лишь в 1054 году, так что все священные храмы в Святой земле были построены не византийскими православными христианами, а византийскими просто христианами.

То есть, до мусульманского захвата Святой земли доступ к священным храмам имели все без исключения христиане — как византийские будущие православные, так и западноевропейские будущие католические.

И здесь самое место перейти к дополнительной информации №2: оказывается, у крестоносцев тоже не было никакой необходимости сражаться за право доступа к священным храмам Святой земли, так как никто им и не запрещал посещать эти храмы.

И в данном случае мы сталкиваемся с работой ещё одного мощного когнитивного стереотипа: о якобы трансцендентном непримиримом противостоянии между мусульманами и христианами.

— Позвольте пройти, я паломник!                                                                                                          — Уважаемый, проходите, пожалуйста!
— Позвольте пройти, я паломник! — Уважаемый, проходите, пожалуйста!

Ахль аль-Китаб

На самом деле ислам категорически не считает христиан своим противником.

Более того, в Священном Коране, в пятой суре «Аль-Маида» сказано буквально следующее:

Ты также непременно найдёшь, что ближе всех в любви к верующим являются те, которые говорят: «Мы — христиане».
Сура «Аль-Маида», первая страница.
Сура «Аль-Маида», первая страница.

По исламскому канону, и христиане, и иудеи являются лю́дьми Писа́ния (ахль аль-китаб) — то есть теми, которым Свяще́нное Писа́ние было даровано раньше мусульман.

Просто эти лю́ди Писа́ния, в отличие от мусульман, в своё время не совсем правильно его прочли.

Кроме того, очевидно, что многие пророки присутствуют одновременно как в христианстве, так и в исламе.

Например: Ной/Нух, Авраам/Ибрахим, Моисей/Муса, и даже сам Иисус/Иса, принёсший людям Евангелие/Инджиль.

Собственно, Пророк Мухаммад (Мухаммад ибн Абд Аллах) является потомком библейского Исмаила ибн Ибрахима (Измаила, сына Авраама).

Иисус Христос и его деяния также упоминаются в Коране — а значит, места, которые имели отношение к жизни и смерти Иисуса Христа, в определённой мере священны и для мусульман тоже.

Поэтому мусульмане, в VII веке нашей эры оттеснившие византийцев с территории Ближнего Востока, в принципе не препятствовали христианам, то есть лю́дям Писа́ния, посещать святыни исламского пророка Исы.

Разумеется, случались периоды, во время которых мусульмане всё-таки разрушали христианские церкви: например, первый раз непосредственно в ходе захвата византийского Ближнего Востока сасанидами в 602-628 годах нашей эры.

Однако, впоследствии уничтоженные христианские церкви с разрешения тех же мусульман непременно восстанавливались, а доступ христианских паломников к ним не ограничивался.

Мирные крестоносцы

Иначе говоря, крестоносцы Первого крестового похода запросто, и без каких-либо препятствий со стороны мусульман, могли бы прийти в Иерусалим поклониться святым местам — если бы на своём пути не осаждали и не захватывали мусульманские города.

И что характерно, до 1095 года подобные мирные крестовые походы случались неоднократно.

Например, в 1064 году группу паломников количеством около 7000 (семь тысяч!) человек приводил в Иерусалим архиепископ Майнца.

В 1081-1082 годах архиепископ Амальфи также посетил Святой город, причём патриарх Иерусалимский преподнёс амальфийцу в дар Перламутровый крест.

Сейчас этот крест высотой в человеческий рост можно увидеть в соборе Святого Андрея в Амальфи (Duomo di Amalfi).

Перламутровый крест  — подарок жителям Амальфи от иерусалимского патриарха Софрония II. Доставлен в Амальфи паломниками из Иерусалима ещё до Первого крестового похода.
Перламутровый крест — подарок жителям Амальфи от иерусалимского патриарха Софрония II. Доставлен в Амальфи паломниками из Иерусалима ещё до Первого крестового похода.

Очевидно, что в небольшой итальянский городок драгоценный подарок из Иерусалима был доставлен отнюдь не распиленным на части и спрятанным в желудках паломников.

Среди знаменитых пилигримов в мусульманский Иерусалим можно упомянуть также герцога Роберта I Нормандского, чей сын Вильгельм в 1066 году вторгся в Англию и завоевал её.

Некий Фульк Чёрный, граф Анжу, до крестовых походов трижды совершил паломничество в Иерусалим — очевидно, по причине своей чрезмерной греховности.

Даже один из предводителей Первого крестового похода, тулузский граф Раймунд де Сен-Жиль, как минимум единожды посетил Иерусалим в качестве паломника в 1071 году.

Не паломничеством единым

Кстати говоря, упомянутый выше Перламутровый крест был передан архиепископу Амальфи не просто так, а в благодарность за благотворительную больницу, которую ещё в 1050-х годах основали в Иерусалиме амальфийские купцы.

Больница предназначалась как раз для лечения христианских паломников, но очевидно, что обслуживала также людей прочих вероисповеданий — во всяком случае, мусульманам она была хорошо известна, так как упоминается в путевых заметках арабских путешественников того времени.

Причём ещё до Первого крестового похода христиане в Иерусалиме имели не только свои больницы и церкви, но и своё самоуправление.

Случилось это после того, как египетский халиф Мустансир, под чьим контролем на тот момент находился Иерусалим, распорядился обновить городскую крепостную стену собственными силами городских общин.

В свою очередь иерусалимские христиане обратились за помощью к византийскому императору Константину Дуке.

Что характерно, император согласился профинансировать необходимые работы, но при одном условии — если на территории, прилегающей к стенам, построенными на его средства, будут проживать исключительно христиане.

Ещё раз что характерно, халиф согласился на условие императора — и начиная с 1063 года вплоть до завоевания города крестоносцами 25% территории Иерусалима по сути являлись христианской автономией.

При захвате Иерусалима крестоносцами было практически полностью вырезано население города — в том числе и населявшие Иерусалим христиане.
При захвате Иерусалима крестоносцами было практически полностью вырезано население города — в том числе и населявшие Иерусалим христиане.

Эпизод с Отвилями

Кстати говоря, вопреки стереотипному представлению о беззащитности паломников, на самом деле христиане, посещавшие Иерусалим задолго до Первого крестового похода, вполне могли постоять за себя в случае необходимости — то есть, как минимум были вооружены.

Об этом говорит, к примеру, происшествие, которое послужило отправной точкой для появления в Южной Италии знаменитых братьев Отвилей.

В далёком 1003 или 1005 году, возвращаясь домой из путешествия к святым местам, в итальянский город Салерно прибыли на торговом корабле 40 нормандских пилигримов.

И так получилось, что как раз в этот же день в Салерно приплыли ещё и какие-то сарацинские пираты, которые потребовали от горожан крупный выкуп.

А пока местный князь Гуаймарио III занимался сбором необходимой суммы, сарацины обосновались на пляже возле Салерно, и, ни о чём не беспокоясь, начали «предаваться увеселениям, чревоугодию и разврату».

Однако, нормандские паломники, возмущённые столь наглым вторжением в приютивший их город, внезапно напали на сарацинов, многих из них убили, а остальных заставили так быстро убегать на своих кораблях, что вся пиратская добыча осталась здесь же на берегу.

Впечатлённый происшедшим, князь Гуаймарио III предложил пилигримам остаться, обещая им всеобщий почёт и уважение, а также достойный и стабильный заработок.

Однако, паломники всё-таки решили вернуться домой, но пообещали рассказать о предложении Гуаймарио III у себя в Нормандии.

И слово пилигримское они сдержали: через какое-то время в Салерно прибыло уже 300 нормандцев, в числе которых как раз и были первые трое из братьев Отвиль, будущих завоевателей всей Южной Италии.

Так вот, если бы те 40 нормандских пилигримов возвращались из Иерусалима не вооружёнными, то очевидно, что упомянутой бойни на пляже Салерно не случилось бы, не так ли?

Роберт «Хитрый Лис» и его брат Рожер Отвили.
Роберт «Хитрый Лис» и его брат Рожер Отвили.

Подводим итого

Какой же напрашивается вывод, если использовать полученную дополнительную информацию о Первом крестовом походе?

Во-первых, теперь можно утверждать, что мусульмане, контролировавшие в конце XI века нашей эры Святые места, к христианам относились вполне толерантно, и уж во всяком случае препятствий для христианского паломничества не чинили.

Во-вторых, судя по всему, те же самые крестоносцы Первого крестового похода могли бы всем своим составом без особых проблем посетить Иерусалим и спокойно вернуться обратно, если бы при этом на своём пути не захватывали и не грабили местные города.

И в таком случае получается, что папа римский Урбан II на Клермонском соборе, по идее, на свою инициативу мог бы получить от будущих крестоносцев не только встречный вопрос «Зачем нам защищать византийцев от турок, если турки на византийцев не нападают?», но и встречный вопрос «Зачем нам захватывать Иерусалим, если мы можем просто сходить туда помолиться?».

И в таком случае становится очевидной очередная загадка Первого крестового похода: почему крестоносцы с боем пробивались туда, куда имели возможность пройти без всякого боя?

В общем, продолжение следует: 5-я серия.

___________________________________________________________________________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы вовремя узнавать интересное.