Найти в Дзене
ТыжИсторик

Загадки крестовых походов. 1-я серия

Автор: Роман Коротенко Необходимая преамбула Что есть общее у математики и истории? Математику и историю обобщает — неизменность исследуемого материала. Математика оперирует числами, которые неизменны: и поэтому в любые времена для любых народов будет 1+1=2, и никак иначе. Поэтому математику называют — точной наукой: любой установленный математический факт уже никогда не изменится, и его никогда не придётся уточнять, то есть подвергать ревизии. История оперирует историческими событиями, причём каждое происшедшее историческое событие также никогда уже не изменится. Однако, вместе с тем история нам интересна не констатацией исторического события, а — его интерпретацией. Например, одно яблоко, прибавленное к ещё одному яблоку, означает два яблока. Для математика этот факт — самодостаточный, и дополнительное условие в виде «яблоко» является для него по сути избыточным, то есть лишним. Для историка же объединение двух яблок вообще ничего не означает, если это событие рассматривается вне ист
Оглавление

Автор: Роман Коротенко

Необходимая преамбула

Что есть общее у математики и истории?

Математику и историю обобщает — неизменность исследуемого материала.

Математика оперирует числами, которые неизменны: и поэтому в любые времена для любых народов будет 1+1=2, и никак иначе.

Поэтому математику называют — точной наукой: любой установленный математический факт уже никогда не изменится, и его никогда не придётся уточнять, то есть подвергать ревизии.

История оперирует историческими событиями, причём каждое происшедшее историческое событие также никогда уже не изменится.

Однако, вместе с тем история нам интересна не констатацией исторического события, а — его интерпретацией.

Например, одно яблоко, прибавленное к ещё одному яблоку, означает два яблока.

Для математика этот факт — самодостаточный, и дополнительное условие в виде «яблоко» является для него по сути избыточным, то есть лишним.

Для историка же объединение двух яблок вообще ничего не означает, если это событие рассматривается вне исторического контекста, то есть — на тот момент окружающей эти яблоки среды.

Историку важно знать, какое значение для хода дальнейшей истории повлекло данное конкретное объединение двух яблок?

А установить это значение возможно только, если выявить значимые взаимосвязи между этими конкретными двумя яблоками, и окружающей их на тот момент исторической средой.

А так как количество взаимосвязей между двумя яблоками и на тот момент окружающей их средой всегда стремится к бесконечности, то задачей историка становится всего лишь сделать свой выбор, какие именно из этих взаимосвязей... окажутся наиболее выгодными для историка после своего выявления.

Таким образом, мы приходим к пониманию главного различия между математикой и историей: математическая наука объективна, так как математические факты никогда не зависят от личности математика, который ими оперирует; историческая же наука, наоборот, субъективна, так как исторические факты всегда зависят от личности историка, который их рассматривает.

Ещё одна необходимая преамбула

Итак, суть истории — интерпретации.

Из этого следует, что любой историк, будучи генератором интерпретации, по сути является творцом.

А это значит, что историю наверное корректнее было бы называть не наукой, а искусством.

И в таком случае любое историческое знание следовало бы рассматривать, как произведение искусства.

А в чём ценность произведения искусства?

По сути, ценность произведения искусства заключается, во-первых, в наличии собственно произведения, а во-вторых, в конъюнктуре, то есть — в востребованности данного произведения.

«Дерьмо художника» — произведение искусства одного итальянца. 21 мая 1961 года он собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов субстанции, написал на них «100-процентное натуральное дерьмо художника» на итальянском, английском, французском и немецком языках и оставил на каждой из них свой автограф. После этого он продал их по цене, равной цене золота той же массы. На сегодняшний день консервные баночки с реальным дерьмом находятся в галереях искусства во многих странах мира: в галерее Тейт в Лондоне, в музее современного искусства Доннареджина в Неаполе, в музее Новеченто в Милане. 6 декабря 2016 в Милане на аукционе Иль Понте Каса Дасте за 220 000 евро купили одну такую баночку. В середине 1990-х годов баночка, хранившаяся в музее датского города Раннерс, начала протекать. Коллекционер, передавший её туда на хранение в 1994 году, обвинил в этом сотрудников музея и выступил против них с судебным иском. Оказалось, что банка действительно хранилась там при слишком высокой температуре. Суд обязал музей выплатить коллекционеру 250 000 датских крон. Это всё, что нужно знать о конъюнктуре.
«Дерьмо художника» — произведение искусства одного итальянца. 21 мая 1961 года он собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов субстанции, написал на них «100-процентное натуральное дерьмо художника» на итальянском, английском, французском и немецком языках и оставил на каждой из них свой автограф. После этого он продал их по цене, равной цене золота той же массы. На сегодняшний день консервные баночки с реальным дерьмом находятся в галереях искусства во многих странах мира: в галерее Тейт в Лондоне, в музее современного искусства Доннареджина в Неаполе, в музее Новеченто в Милане. 6 декабря 2016 в Милане на аукционе Иль Понте Каса Дасте за 220 000 евро купили одну такую баночку. В середине 1990-х годов баночка, хранившаяся в музее датского города Раннерс, начала протекать. Коллекционер, передавший её туда на хранение в 1994 году, обвинил в этом сотрудников музея и выступил против них с судебным иском. Оказалось, что банка действительно хранилась там при слишком высокой температуре. Суд обязал музей выплатить коллекционеру 250 000 датских крон. Это всё, что нужно знать о конъюнктуре.

Поэтому для историка, как творца произведения исторического искусства, очень важно уметь чувствовать конъюнктуру.

Величайшие историки — величайшие конъюнктурщики.

Поэтому самые известные (популярные) исторические знания нам известны единственно лишь потому, что кому-то когда-то это очень сильно потребовалось.

Причём такая востребованность в исторических знаниях сама по себе уже является объективной реальностью — ведь именно её существование в результате стало причиной появления конкретного произведения исторического искусства.

Манифест метаистории

Короче говоря, историческая наука всё-таки существует.

Однако, предметом исследования исторической науки являются не исторические события, а их интерпретации.

Причём для исторической науки, как науки, интересны объективные причины возникновения этих интерпретаций.

Другими словами, историческая наука исследует историческую конъюнктуру, то есть — цели, ради которых создаются исторические произведения искусства.

Поэтому следует различать историю — как искусство, и метаисторию — как науку.

Теперь по существу

Различие между историей и мета-историей лучше всего становится заметно на примерах.

И в нашем случае мы рассмотрим такой яркий пример, как знаменитые Крестовые походы.

У нас практически нет сомнений, что данное историческое событие имело место быть: действительно, в 1096 году в ходе так называемого Первого крестового похода несколько десятков тысяч вооружённых жителей Западной Европы совершили вторжение на Ближний Восток, что привело к значительным и долговременным изменениям политической карты региона.

Уходили крестоносцы на крестоносную войну
Уходили крестоносцы на крестоносную войну

Однако, нам более любопытно не собственно историческое событие, а его наиболее популярные интерпретации.

В случае же с Крестовыми походами наиболее популярная интерпретация у этого события имеется всего лишь одна, что значительно облегчает нам нашу задачу.

Вот вкратце содержание этой единственной интерпретации: в 1095 году к папе римскому Урбану II обратился византийский император Алексей I Комнин с мольбою о помощи, так как Византия на тот момент находилась буквально в шаге от гибели из-за нападений турок-сельджуков.

Упор в своих мольбах император делал на то, что Византия являлась христианской страной, а напавшие на неё сельджуки были мусульманами.

Соответственно, православный император рассчитывал на помощь католической Западной Европы.

Причём в обмен на военную помощь, организованную для него папой римским, император пообещал рассмотреть возможность перехода всех византийцев из православия — в католичество.

Разумеется, папа Урбан II не мог не заинтересоваться подобной перспективой, и всё-таки решил помочь своим почти что единоверцам, и заодно — своей потенциальной пастве.

Поэтому в конце 1095 года на Клермонском соборе (собрании) он провозгласил поход против мусульман.

Однако, пользуясь случаем, и для бо́льшей мотивации участников похода, папа Урбан II призвал христиан не просто прийти на помощь Византии, но вообще освободить наконец-то от мусульманского ига расположенную по соседству с Византией Святую землю — и в качестве главной цели захватить город Иерусалим, в котором находился Гроб Господень.

Папа провозглашает поход (приближаются тучи, поэтому папа под зонтиком).
Папа провозглашает поход (приближаются тучи, поэтому папа под зонтиком).

Что характерно, призыв папы Урбана II был услышан, так как оказался на тот момент очень кстати.

Дело в том, что Западная Европа в те времена представляла из себя нечто вроде лоскутного одеяла, сшитого из многочисленных феодальных уделов.

При этом у каждого владельца феодального участка было, как правило, по нескольку детей.

При этом, чтобы не дробить свои владения, феодалы обычно передавали всю землю по наследству единственному наследнику — как правило, своему старшему сыну.

Таким образом, к 1095 году в Западной Европе накопилось значительное количество младших отпрысков благородных семейств, у которых, кроме амбиций, коня, оружия и доспехов, больше практически ничего и не было.

Поэтому обещание папы Урбана II о прощении всех грехов за участие в походе запросто сдвинуло эту огромную инертную массу: ведь изгнание мусульман из Святой земли автоматически делало территорию бесхозной, что для безземельных детей феодалов сулило перспективу наконец-то обзавестись там собственным феодальным уделом.

В общем, в следующем 1096 году множество западноевропейских дворян отправились на Ближний Восток изгонять мусульман из Святой земли, как говорится, огнём и мечом.

В качестве знака отличия эти дворяне нашивали на свои одежды изображение креста, за что и были прозваны — крестоносцами.

После трёх лет непрестанных боёв крестоносцы всё-таки дошли до Иерусалима, и после непродолжительной осады заняли его, что собственно и означало окончание Первого крестового похода.

Теперь загадки

Особенностью великих произведений искусства является то, что они неизменно превращаются в стереотип.

Например, всем известно, что «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» авторства Леонардо да Винчи является сверхгениальным произведением.

Поэтому тот, кто осмелится усомниться в гениальности «Джоконды», в глазах большинства других людей будет выглядеть как минимум неадекватом.

Ritratto di Monna Lisa del Giocondo. Nota: il dipinto raffigura una donna con qualcosa che vola in un orecchio e vola fuori dall'altro.
Ritratto di Monna Lisa del Giocondo. Nota: il dipinto raffigura una donna con qualcosa che vola in un orecchio e vola fuori dall'altro.

При этом совершенно не будет приниматься во внимание тот факт, что любое искусство по определению — субъективно, то есть зависит от собственной оценки созерцателя.

Таким образом, если у кого-нибудь при взгляде на «Джоконду», например, вызывает некоторое раздражение небезупречный задний план, то в глазах большинства людей такой человек всё-равно будет неадекватом.

Ибо — мысль, усвоенная однажды, должна оставаться неизменной; в этом-то и заключается экономическая суть стереотипа.

Если сказано, что «Джоконда» прекрасна — то значит, на этом точка.

И каждый, кто после этого усомнится в великолепии «Джоконды», может своё мнение свернуть в трубочку, и засунуть в дырочку.

Примерно такая же картина получается с великими произведениями исторического искусства — они тоже неизбежно становятся стереотипами.

Поэтому всегда очень сложно высказывать мысль, которая имеет расхождение с точкой зрения великого произведения исторического искусства.

Однако, мы всё-таки попробуем.

В истории Первого крестового похода есть множество, мягко говоря, логических нестыковок, которые выглядят, как минимум, загадочно.

Например, не совсем понятным, а значит — загадочным, является выбор персоны, к которой император Алексей I Комнин обратился со своей мольбой о помощи.

Конечно, обычный среднестатистический образованный человек без труда найдёт этому объяснение: так как Западная Европа в XI веке нашей эры представляла собою подобие винегрета из мелких постоянно враждующих между собою феодальных государствушек, той единственной силой, способной объединить эту аморфную бурлящую субстанцию, являлся единственно только папа римский — духовный глава всех католиков Западной Европы.

Однако, в том то и дело, что — не единственной.

В 1095 году на Святом престоле находились одновременно два папы римских. Или двое пап римских?

В общем, в 1095 году были папа римский Урбан II и папа римский Климент III.

Причём каждый из них считал себя легитимным папой, а своего конкурента — самозванцем.

Поэтому между папой Климентом III и папой Урбаном II происходило перманентное противостояние, которое регулярно превращалось в боевые столкновения.

Это другой Климент III, который был папой римским спустя столетие после Первого крестового похода. У нашего Климента III не сохранилось ни одного внятного изображения.
Это другой Климент III, который был папой римским спустя столетие после Первого крестового похода. У нашего Климента III не сохранилось ни одного внятного изображения.

В результате этих боестолкновений место коронации и штаб-квартира всех пап римских — расположенная в Ватикане базилика Святого Петра — периодически переходила то в руки Климента III, то в руки Урбана II, то ускользала вообще из рук этих враждующих понтификов.

Что характерно, конкретно в 1095 году папа Урбан II контролировал базилику Святого Петра, а папа Климент III — замок Святого Ангела, то есть ещё одну из официальных резиденций римских пап, расположенную на берегу Тибра всего лишь в 1 километре от базилики Святого Петра.

И вот закономерный вопрос: почему византийский император Алексей I Комнин в 1095 году из двух римских пап, базирующихся в Риме, выбрал для своей мольбы о помощи именно Урбана II?

Хотя, если сказать точнее, то именно так звучал бы вопрос историка — то есть творца, художника.

Вопрос научного исследователя-метаисторика звучал бы несколько иначе: почему в истории Первого крестового похода упоминается исключительно только римский папа Урбан II?

Ведь действительно, вы можете пересмотреть хоть все сотни известных книг о Первом крестовом походе, от Мишо до Рансимена и так далее — и во всех них фигурирует один-единственный Урбан II!

Конечно, вполне возможно предположить, что император Алексей I Комнин на самом деле обратился со своей мольбой о помощи одновременно и к папе Урбану II, и к папе Клименту III — однако, при этом от последнего получил отказ.

Отлично! В таком случае почему бы так и не сказать: «Император просил и папу Урбана, и папу Климента, но последний отказал ему в помощи»?

Однако, практически все историки Первого крестового похода говорят нам одинаково по-другому: «Император просил папу Урбана, и папа Урбан согласился ему помочь».

При этом нет никакого сомнения, что все эти историки великолепно знали о том, что рядом с Урбаном II постоянно находился его заклятый антагонист Климент III.

И в таком случае разве не выглядит дешёвым манипулированием со стороны историков тотальное замалчивание имени этого другого папы римского?

Ведь если рассказать о том, что император Алексей I Комнин имел возможность обратиться со своей мольбой о помощи сразу к двум папам римским, тогда придётся искать ответ ещё на один весьма неудобный вопрос, не так ли?

Продолжение следует: 2-я серия

___________________________________________________________________________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы вовремя узнавать интересное.